Сущность, формы и субъекты политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:28, контрольная работа

Краткое описание

Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер

жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу

которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-

либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей

таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к

себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в

грязь».

Оглавление

Введение ..........................3

1. Сущность, содержание и формы политической власти.

Пути формирования органов власти ...............4

2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности,

элиты и группы. Механизм осуществления политической

власти..........................19

Заключение ........................14

Список использованной литературы ..............15

Файлы: 1 файл

Контрольная п.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

предварительного  согласования. Так, например, проведенное в 1950 г.

исследование американского  психолога Ф.Хантера показало что в

сравнительно небольшом  городе Аталанте невозможно обладание  абсолютной властью

одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих

между собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не

возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки

выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических,

этнических, религиозных, территориальных, и т.д.;4) Помимо этого,

существуют разнообразные  механизмы социального и группового контроля за ними -

выборы, ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все

образованные и  активные граждане могут выдвинуться в состав политической

элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский

социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс

(1916 - 1962), предлагает  общий критический анализ подлинной  природы и роли 

"правящего  слоя" американского  общества: 1) Главный принцип, положенный в

основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества,

а обладание руководящими постами; 2) Правящая элита включает в себя не

только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и

поддерживающих  их руководителей  корпораций, высших государственных  служащих и

офицеров, привилегированных интеллектуалов; 3) Элита США представляет собой

замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться

вверх по социальной лестнице; 4) Принадлежность к элите передается по

наследству следующим  поколениям через элитарное воспитание и образование, а

также систему  связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных

семейств перед  выходцами из народа); 5) Правящая элита  Америки стремится не к

удовлетворению  потребностей общества, а к укреплению собственного господства и

экономического  благополучия связанных с ней  бизнес - групп - именно этой задаче

подчинено решение  ею управленческих задач. Таким, образом, согласно

Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни

бросающая вызов всему обществу.[7]

Таким образом, в  современной политической науке  существуют различные подходы к

пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из

них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни

одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества,

ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства

элиты, ни остроту  существующих внутренних противоречий между различными ее

группами. Так или  иначе, следует признать верными  следующие положения: 1) В

любом высокоразвитом обществе существует социальное и экономическое  неравенство

и деление на управляющих  и управляемых - это делает неизбежным деление

общества на управляющих и управляемых;

2) Шансы различных  людей в обществе добиться  успеха, сделать политическую или

административную  карьеру изначально неравны –  гораздо легче это сделать это

отпрыскам элиты.

     В обществе также можно выделит следующие группы

1) Группы власти (государственной, партийной и  хозяйственной) разного уровня

(высший, средний,  низший или общесоюзный - республиканский  - региональный -

местный);

2) Группы, связанные  по роду своей деятельности  с престижными отраслями и

ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-

коммунальное хозяйство);

3) Хозяйственные  руководители (менеджеры) разного  ранга (руководители

объединений, предприятий  и их подразделений);

4) Группы интеллигенции  различного профиля (технические  и научные работники,

работники учреждений культуры);

5) Группы, занятые  в сфере семейной экономики  и индивидуальной трудовой

деятельности (нарождающиеся  кооператоры и фермеры);

6) Деклассированные  элементы (бомжи, алкоголики, преступники,  и т.д.).[8]

Разрыв между  уровнем доходов представителей наиболее и наименее

состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.

В современной  России, переживающей период трансформации экономической

системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных

социальных  групп:

1) Административная  элита: сохранившая свои позиции  либо выдвинувшаяся в период

1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов,

сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские

“демократы”);

2) Рабочие, разделяющиеся  на группы по отраслевой принадлежности,

квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое

производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);

3) Интеллигенция,  подразделяющаяся по различным  критериям на несколько групп

(элитная столичная  и преимущественно люмпенизированная  провинциальная);

4) “Новая буржуазия” (национальная и компрадорская) - предприниматели,

банкиры, менеджеры и др.;

5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е.

бывших колхозов и совхозов) и фермеры.

В качестве форм осуществления  власти, которые она принимает  в процессе ее

реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и

контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

1) Руководство  – деятельность, состоящая в определении  общих направлений

деятельности подчиненных  определенному лицу (президенту, премьер  – министру)

институтов и  их структурных подразделений, и в побуждении их к этой

деятельности с  помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и

т.д.);

2) Управление предполагает  деятельность, направленную на решение  текущих

проблем, относящихся  к конкретным сферам общественной жизни (экономика,

социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением  контроля за общим

состоянием дел  в этих сферах;

3) Координация  – деятельность специальных учреждений  и лиц по обеспечению

согласованной работы различных институтов и структурных  подразделений,

входящих в систему  власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной

определенной или  близких по смыслу проблем);

4) Организация  предполагает поддержание иерархического  порядка и принуждение

властных учреждений следовать определенным формальным (или формально –

бюрократическим) правилам поведения;

5) Контроль –  осуществляемое либо самой руководящей  инстанцией (президент,

правительство), либо специальными координирующими или  контрольными органами

(администрация,  личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за

выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

Вместе с тем  следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти

является искусственным, и все они сочетаются и накладываются  друг на друга в

процессе управления. [9]

                               Заключение                               

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает

социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет

воздействие на поведение  масс, групп, организаций с помощью  средств, которыми

обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти

политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-

опосредованный  характер. Политическая власть проявляется  в общих решениях и

решениях для  всех, в функционировании институтов (президент, правительство,

парламент, суд). В  отличие от правовой власти, регулирующей отношения между

конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей

большие массы  людей, регулирует отношения между  группами во время

стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к

властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

                                                                             

     

Список  использованной литературы

 

1.     Гаджиев  К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н.  и др. «Введение в

политологию» Москва, «Просвещение», 1993г.

2.     Дегтярев  А. А. Политическая власть как  регулятивный механизм

социального общения. Полис, 1996, №3.

3.     Ильин  В.В. Философия власти. МГУ 1993.

4.     Краснов  Б. И. Теория власти и властных  отношений. Социально-

политический журнал, 1994, №6.

5.     Мухаев  Р.Т. Политология:учебник для ВУЗов.  –Москва,"Издательство

ПРИОР", 1998. - 368 с.

6.     Политология:  Энциклопедический словарь / Общ.  ред. и сост.: Ю. И.

Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.

7.     Политология.  Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –

М.: Изд-во МГУ, 1993.

8.  Полунина  Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.

9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.

–М.,1995.

10. Радугин А.А.  Политология. – М.: Центр 1996.

11.           Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск:

КГПУ, 1995.

Информация о работе Сущность, формы и субъекты политической власти