Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 15:28, контрольная работа
Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер
жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу
которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-
либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей
таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к
себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в
грязь».
Введение ..........................3
1. Сущность, содержание и формы политической власти.
Пути формирования органов власти ...............4
2. Субъекты политической власти: классы, социально-политические общности,
элиты и группы. Механизм осуществления политической
власти..........................19
Заключение ........................14
Список использованной литературы ..............15
предварительного согласования. Так, например, проведенное в 1950 г.
исследование американского психолога Ф.Хантера показало что в
сравнительно небольшом городе Аталанте невозможно обладание абсолютной властью
одного человека или группы, а присутствует большое количество конкурирующих
между собой групп интересов.3) Различные группы и сегменты элиты не
возвышаются над обществом, а напрямую связаны и зависят от поддержки
выдвинувших их социальных групп - профессиональных, экономических,
этнических, религиозных, территориальных, и т.д.;4) Помимо этого,
существуют разнообразные
механизмы социального и
выборы, ротация, референдум;5) В демократическом обществе практически все
образованные и активные граждане могут выдвинуться в состав политической
элиты. Леволиберальная теория элиты, автором которой является американский
социолог и публицист леворадикальной (неомарксистской) ориентации Ч.Р.Миллс
(1916 - 1962), предлагает
общий критический анализ
"правящего слоя" американского общества: 1) Главный принцип, положенный в
основу формирования правящей элиты - не выдающиеся индивидуальные качества,
а обладание руководящими постами; 2) Правящая элита включает в себя не
только "профессиональных политиков", но также тесно связанных и
поддерживающих их руководителей корпораций, высших государственных служащих и
офицеров, привилегированных интеллектуалов; 3) Элита США представляет собой
замкнутую касту, и у выходцев из народа очень мало шансов подняться
вверх по социальной лестнице; 4) Принадлежность к элите передается по
наследству следующим поколениям через элитарное воспитание и образование, а
также систему связей и знакомств (это дает преимущество наследникам элитных
семейств перед выходцами из народа); 5) Правящая элита Америки стремится не к
удовлетворению потребностей общества, а к укреплению собственного господства и
экономического благополучия связанных с ней бизнес - групп - именно этой задаче
подчинено решение ею управленческих задач. Таким, образом, согласно
Миллсу, правящая элита - это замкнутая группа, своим образом жизни
бросающая вызов всему обществу.[7]
Таким образом, в современной политической науке существуют различные подходы к
пониманию сущности и социального предназначения правящей элиты, и в каждой из
них присутствует определенная доля истины. При этом не стоит преувеличивать ни
одну из сторон элиты - ни ее замкнутость и враждебность большинству общества,
ни ее бескорыстность в служении общественным интересам, ни степень единства
элиты, ни остроту существующих внутренних противоречий между различными ее
группами. Так или иначе, следует признать верными следующие положения: 1) В
любом высокоразвитом обществе существует социальное и экономическое неравенство
и деление на управляющих и управляемых - это делает неизбежным деление
общества на управляющих и управляемых;
2) Шансы различных людей в обществе добиться успеха, сделать политическую или
административную карьеру изначально неравны – гораздо легче это сделать это
отпрыскам элиты.
В обществе также можно выделит следующие группы
1) Группы власти (государственной, партийной и хозяйственной) разного уровня
(высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный -
местный);
2) Группы, связанные по роду своей деятельности с престижными отраслями и
ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-
коммунальное хозяйство);
3) Хозяйственные руководители (менеджеры) разного ранга (руководители
объединений, предприятий и их подразделений);
4) Группы интеллигенции
различного профиля (
работники учреждений культуры);
5) Группы, занятые в сфере семейной экономики и индивидуальной трудовой
деятельности (нарождающиеся кооператоры и фермеры);
6) Деклассированные элементы (бомжи, алкоголики, преступники, и т.д.).[8]
Разрыв между уровнем доходов представителей наиболее и наименее
состоятельных слоев и групп составлял в советском обществе 5 - 7 раз.
В современной России, переживающей период трансформации экономической
системы и социальной структуры, социологи условно выделяют пять основных
социальных групп:
1) Административная
элита: сохранившая свои
1990 - 1998 гг. партхозноменклатура “первого” и “второго” эшелонов,
сросшаяся с новой политической элитой (пошедшие во власть российские
“демократы”);
2) Рабочие, разделяющиеся на группы по отраслевой принадлежности,
квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое
производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);
3) Интеллигенция, подразделяющаяся по различным критериям на несколько групп
(элитная столичная
и преимущественно
4) “Новая буржуазия” (национальная и компрадорская) - предприниматели,
банкиры, менеджеры и др.;
5) Крестьянство: работники коллективных хозяйств (ТОО, ЗАО и др. - т.е.
бывших колхозов и совхозов) и фермеры.
В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее
реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и
контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:
1) Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений
деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру)
институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой
деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и
т.д.);
2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих
проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика,
социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим
состоянием дел в этих сферах;
3) Координация
– деятельность специальных
согласованной работы различных институтов и структурных подразделений,
входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной
определенной или близких по смыслу проблем);
4) Организация
предполагает поддержание
властных учреждений следовать определенным формальным (или формально –
бюрократическим) правилам поведения;
5) Контроль –
осуществляемое либо самой
правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами
(администрация,
личные представители,
выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.
Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти
является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в
процессе управления. [9]
Заключение
Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает
социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет
воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми
обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти
политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-
опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и
решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство,
парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между
конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей
большие массы людей, регулирует отношения между группами во время
стабильности, общего согласия.
Воля к власти
у одних дополняется
властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
1. Гаджиев К.С., Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др. «Введение в
политологию» Москва, «Просвещение», 1993г.
2. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм
социального общения. Полис, 1996, №3.
3. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
4. Краснов
Б. И. Теория власти и
политический журнал, 1994, №6.
5. Мухаев
Р.Т. Политология:учебник для
ПРИОР", 1998. - 368 с.
6. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И.
Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
7. Политология. Курс лекций: Учеб. Пособие / Под ред. М. Н. Марченко. –
М.: Изд-во МГУ, 1993.
8. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
9. Пугачев В.П.,
Соловьев А.И. Введение в
–М.,1995.
10. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.
11. Чудинова И.М. Основы политологии. Учебное пособие. Красноярск:
КГПУ, 1995.
Информация о работе Сущность, формы и субъекты политической власти