Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:58, реферат
Предварительные замечания. Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интернационал, и к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри этого движения есть различные его направления: социально-философское, идеологическое и политическое.
В духе дискуссий
в немецкой социал-демократии в русском
легальном марксизме также
По-видимому, определенный потенциал развития по реформистскому пути был заложен и в российской социал-демократии, в той ее части, которая была представлена меньшевиками, в особенности Г.В. Плехановым и его сподвижниками. Но победу в ней, как мы знаем, одержали большевики, превратившие огромную страну в полигон для своих революционных экспериментов.
Демократический
социализм в современных
После второй
мировой войны наступает новый этап
в судьбах демократического социализма.
Сразу после войны то ли по инерции, то
ли по убеждениям, то ли по каким-либо другим
причинам руководители большинства социал-демократических
партий, известных своими реформистскими
ориентациями, прагматизмом и оппортунизмом,
неизменно высказывали свою приверженность
марксизму. Так, К. Шумахер в предисловии
к Дортмундской программе действий СДПГ
писал в 1952 г.: "Мы как социал-демократы
не имеем абсолютно никакого повода выбрасывать
марксизм целиком за борт... В обеих своих
важнейших формах - экономический взгляд
на историю и классовая борьба - он не устарел...
потому что реальная действительность
подтверждает его. Марксизм - не балласт.
И если мы не рассматриваем его как катехизис,
тем не менее он является методом, которому
мы, применяя его для анализа действительности,
должны быть благодарны более чем любому
другому научному и социологическому
методу за обретение силы, знаний, оружия
для борьбы. Классовая борьба прекратится
только тогда, когда все люди обретут равные
права и одинаковые обязанности".
Но тем
не менее после второй мировой
войны в свете опыта фашизма
и большевистской диктатуры в
СССР европейская социал-демократия
пошла на решительный разрыв с
марксизмом и на признание непреходящей
ценности правового государства, демократического
плюрализма, самого демократического
социализма. В 1951 г. Социнтерн принял свою
программу принципов - Франкфуртскую декларацию.
В ней были сформулированы "основные
ценности демократического социализма".
Она содержала также положение о возможности
плюралистического обоснования социал-демократами
социалистической цели. Последняя точка
в этом вопросе была поставлена сначала
в Венской программе Социалистической
партии Австрии (1958 г.) и Годесбергской
программе СДПГ (1959 г.), которые решительно
отвергли основополагающие постулаты
о диктатуре пролетариата, классовой борьбе,
уничтожении частной собственности и
обобществлении средств производства
и т.д. В последующем по этому же пути -
одни раньше, другие позже (некоторые в
80-х гг.) -пошли остальные национальные
отряды социал-демократии.
При этом руководители
социал-демократии все откровеннее
подчеркивали многообразие своих идейных
источников, плюрализм своих ценностей,
установок, ориентации.
С данной точки
зрения интерес представляют рассуждения
П. Глотца в материалах, посвященных 100-летию
со дня рождения К. Маркса: "Что останется
от его [Маркса] дела для германской социал-демократии?"
или же "Как развивается история этой
партии после второй мировой войны - против
Маркса?" Отвечая на эти вопросы, он
утверждал, что СДПГ после 1945 г. идет по
пути, ведущему от В. Айхлера, Л. Нельсона,
Г. де Фриза и К. Маркса к И. Канту. В итоге
место историко-материалистического и
историко-теологического обоснования
занимает этическое обоснование демократического
социализма. При этом в качестве философской
основы своей политической платформы
руководители германской социал-демократии
признают критический рационализм К. Поппера.
Аналогична
картина и в других социал-демократических
партиях. Так, в формировании идейно-политических
позиций английского
В чем суть
современного социал-демократизма вообще
и демократического социализма в
частности? Пожалуй, наиболее емко и лаконично
эта суть выражена в Годесбергской программе
СДПГ 1959 г., в которой в качестве "основных
целей социалистического стремления"
провозглашены свобода, справедливость
и солидарность. Эти три пункта в различных
модификациях с дополнением ценностей
"равенства", "демократии" и
т.д. в той или иной форме присутствуют
в программах большинства социал-демократических
партий.
Центральное
место в построениях
По мнению
приверженцев демократического социализма,
свобода для самовыражения
Следует отметить,
что, поставив в основу своих политических
платформ идею позитивной свободы, в реализации
которой государству предписывалась ключевая
роль, в послевоенные десятилетия европейская
социал-демократия добилась внушительных
успехов. Оказавшись в ряде стран у руля
правления или превратившись в серьезную
парламентскую силу, социал-демократические
партии и поддерживающие их профсоюзы
стали инициаторами многих реформ (национализация
ряда отраслей экономики, беспрецедентное
расширение социальных программ государства,
сокращение рабочего времени и т.д.), составивших
тот фундамент, который обеспечил бурное
экономическое развитие индустриальных
стран. Им же принадлежит большая заслуга
в создании и институционализации государства
благосостояния, без которого немыслима
общественно-политическая система современного
индустриально развитого мира. Позитивным
фактором мирового развития стал Социалистический
интернационал, объединивший 42 социалистические
и социал-демократические партии европейских
и неевропейских стран.
Процессы
европейской интеграции дали толчок к
интеграции европейской социал-демократии.
В 1974 г. был образован союз социал-демократических
партий Европейского сообщества. Причиной
такого объединения стали прямые выборы
в Европейский парламент. В этом парламенте
социал-демократические партии объединились
в самостоятельную фракцию, в которую
вошли парламентарии -социал-демократы
от всех стран - участниц ЕЭС. Европейская
социал-демократия сыграла немаловажную
роль в достижении разрядки напряженности
между Востоком и Западом, в развертывании
хельсинкского процесса, других важных
процессах, способствовавших оздоровлению
международного климата последних десятилетий.
Неоценимую роль во всех этих аспектах
сыграли такие выдающиеся деятели социал-демократии
XX в., как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайски,
Ф. Миттеран и др.
О том, насколько
велика позитивная роль социал-демократии
в определении приоритетов
Благоприятствующим
для формирования и утверждения
"шведской модели" было то, что
Швеция не участвовала в двух мировых
войнах и социал-демократическая
рабочая партия Швеции (СДРПШ) с начала
30-х до середины 70-х гг. бессменно находилась
у власти. Эти обстоятельства дали возможность
более или менее последовательно реализовать
далеко идущие социально-экономические
реформы. К "середине 70-х гг. шведскими
социал-демократами были достигнуты значительные
успехи в реализации социальных программ
государства благосостояния. В частности,
доля национального дохода, расходуемая
на социальные цели, возросла примерно
с 10% в начале 50-х гг. до 13% в 70-е гг. Поднялся
уровень заработной платы трудящихся
и, соответственно, уровень их жизни. Впечатляющие
успехи были достигнуты в областях социального
обеспечения, здравоохранения, образования,
профессионального обучения, жилищного
строительства и т.д.
Основными
характерными особенностями шведской
модели, как правило, считаются: воссоздание
за сравнительно короткий период высокоэффективной
экономики; обеспечение занятости практически
всего трудоспособного населения; ликвидация
бедности; создание самой развитой в мире
системы социального обеспечения; достижение
высокого уровня грамотности и культуры.
Эту модель иногда называют "функциональным
социализмом" на том основании, что
демократическое государство осуществляет
функции перераспределения национального
дохода в целях обеспечения большей социальной
справедливости. Основу смешанной экономики
в этой модели составляет органическое
сочетание частнокапиталистической рыночной
экономики и социально ориентированной
системы перераспределения произведенного
продукта. Политика государства направлена
на то, чтобы подтянуть уровень жизни неимущих
слоев населения к уровню жизни имущих
слоев населения. Государство обязано
обеспечить условия для полной занятости
и содержать развитую систему социального
обеспечения. В идеале цель состоит в сокращении
социального неравенства путем предоставления
социальных услуг в важнейших сферах жизни.
К этим услугам относятся: система семейных
пособий на детей; бесплатное школьное
образование; обеспечение в старости;
пособие по безработице; обеспечение жильем
и т.д.
В последние
полтора-два десятилетия в общем контексте
дальнейшего освобождения от остатков
марксистского наследия в социал-демократии
наблюдалась тенденция к усилению акцента
на пересмотр позитивной роли государства,
на индивидуальную свободу, частную собственность,
рыночные отношения и другие связанные
с ними ценности и установки. Причем этот
акцент делается в контексте более решительного
поддержания партиями демократического
социализма институтов, ценностей и норм
либеральной демократии. Показательно,
что в 70-80-е гг. большинство из них приняли
новые программные документы. Все они
ставят в основу своих программ ряд основных
установок, таких как политический плюрализм,
частнокапиталистические рыночные принципы
экономики, государственное регулирование
экономики на основе кейнсианских рекомендаций,
социальная помощь неимущим слоям населения,
обеспечение максимального уровня занятости
и т.д. Есть тенденция к усилению этической
аргументации в социал-демократических
программах.
На фоне
развернувшейся в 70-80-е гг. консервативной
волны с характерными для нее требованиями
децентрализации, разгосударствления,
сокращения государственного регулирования,
стимулирования рынка и т.д. в социал-демократии
растут настроения в пользу отказа от
лозунгов национализации, обобществления
или социализации и других традиционных
установок демократического социализма.
Усиливаются позиции тех правых кругов,
которые всегда сохраняли приверженность
частной собственности на средства производства.
Эти настроения характерны для большинства
партий демократического социализма,
особенно тех, которые в 80-начале 90-х гг.
находились у власти. Это, в частности,
выразилось в том, что эти партии осуществляли,
по сути дела, неоконсервативную экономическую
политику денационализации, разгосударствления,
децентрализации. Следует отметить, что
эти изменения в социал-демократии происходили
в условиях нарастания кризиса тоталитарной
системы в СССР и Восточной Европе с ее
тотальным огосударствлением, планированием
и уничтожением частной собственности
на средства производства. Опыт "реального
социализма" воочию продемонстрировал
всему миру, что эти его атрибуты не только
не кладут конец отчуждению, но и многократно
усиливают его, не только не обеспечивают
свободу, но и беспредельно расширяют
и укрепляют тиранию государства над подавляющей
массой населения. Монополия государства
на средства производства оборачивается
монопольным контролем над человеческими
жизнями.
В последние
годы в социал-демократии растущую
популярность получают тезисы, согласно
которым государство