Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:58, реферат
Предварительные замечания. Под социал-демократией, как правило, понимают теорию и практику всех партий, входящих в социалистический интернационал, и к ней относят те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое движение, и как идейно-политическое течение. Причем внутри этого движения есть различные его направления: социально-философское, идеологическое и политическое.
Реферат на тему:
«СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ»
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЗМ
Выше уже
говорилось, сколь большую роль сыграла
социал-демократия в формировании как
современной общественно-
Предварительные
замечания. Под социал-демократией,
как правило, понимают теорию и практику
всех партий, входящих в социалистический
интернационал, и к ней относят
те социальные и политические силы,
которые составляют эти партии. Социал-демократию
можно обозначить и как социально-политическое
движение, и как идейно-политическое течение.
Причем внутри этого движения есть различные
его направления: социально-философское,
идеологическое и политическое. Например,
для социалистических партий Франции,
Италии, Испании, Греции и Португалии понятие
"социал-демократия" совпадает с
деятельностью самой партии. Применительно
к ним используются понятия "социализм",
"латинский социализм" или "средиземноморский
социализм". Они отличаются от социал-демократических
партий Скандинавии, Великобритании, Германии,
Австрии некоторым уклоном вправо. По-видимому,
это произошло под бременем опыта длительного
пребывания у власти. Существуют "скандинавская"
или "шведская" модели, "интегральный
социализм", основывающиеся на австромарксизме.
Выделяют "фабианский социализм",
"гильдейский социализм" и т.д. Специфика
есть и у германского, французского, испанского
вариантов социал-демократии. Необходимо
отметить и то, что социал-демократия имеет
богатую историческую традицию.
Очевидно, что мы имеем дело с весьма сложным и многоплановым явлением. Об этом, в частности, свидетельствует огромная литература по данной проблематике как на Западе, так и у нас в стране. Этим объясняется тот выбор основных вопросов, которые рассматриваются в этой главе, относящейся к характеристике общих контуров социал-демократии.
Идейные
истоки социал-демократии
Идейные истоки
социал-демократии берут начало со
времен Великой французской революции
и идей социалистов-утопистов. Но несомненно
и то, что она получила импульс от марксистской
теории и под ее влиянием. При этом главным
стимулом утверждения и институциализации
социал-демократии являлись формирование
и возрастание в конце XIX - начале XX в. роли
и влияния рабочего движения в странах
с развитым капитализмом. Первоначально
почти все социал-демократические партии
возникли как внепарламентские партии,
призванные отстаивать в политической
сфере интересы рабочего класса. Об этом
свидетельствует хотя бы тот факт, что
в ряде стран (например, в Великобритании
и Скандинавских странах) профсоюзы и
поныне являются коллективными членами
этих партий.
Социал-демократия
первоначально разделяла
Реальная
практика заставила руководителей
социал-демократии убедиться в бесперспективности
революционного перехода от старой общественной
системы к новой, в необходимости трансформировать,
усовершенствовать ее.
В экономической
и политической борьбе той эпохи
они убедились, что многие требования
рабочего класса можно реализовать
мирными средствами, в процессе повседневных
и постепенных перемен. Чуть ли не все
социалистические и социал-демократические
партии ставили своей целью "разрыв
с капитализмом". Их программы конца
XIX - начала XX в. не были революционными
в полном смысле этого слова, хотя и содержали
известный набор радикальных лозунгов.
С самого начала для большинства социал-демократических
партий было характерно совмещение революционных
лозунгов с оппортунистической, прагматической
политической практикой. Постепенно в
программах большинства социал-демократических
партий брали верх оппортунизм, прагматизм,
реформизм. Особенно ускоренными темпами
этот процесс пошел после большевистской
революции в России, которая перед всем
миром воочию продемонстрировала гибельность
того революционного пути, который предлагался
марксизмом (а в его крайних формах - марксизмом-ленинизмом).
Следует подчеркнуть,
что по основополагающим идеям марксизма
о революции, непримиримой классовой
борьбе, диктатуре пролетариата в
первые два десятилетия XX в. обозначился
раскол в рабочем движении и социал-демократии.
Но большевистская революция и созданный
вслед за ней III, Коммунистический интернационал
институциализировали этот раскол. Социал-демократия
и коммунизм, выросшие практически на
одной и той же социальной основе и из
одних и тех же идейных истоков, по важнейшим
вопросам мироустройства оказались на
противоположных сторонах баррикад.
Причины таких
событий коренились в самой природе
рабочего движения и социал-демократии.
Как бы предвидя возможность появления
диктаторского социализма (согласно
марксистской идее - диктатуры пролетариата),
руководители реформистского крыла социал-демократии
провозгласили своей целью построение
демократического социализма. Первоначально
по этому вопросу развернулись довольно
острые споры, в которых оппоненты этой
идеи приводили главный аргумент, что
социализм не может быть недемократическим.
Но история, как говорится, распорядилась
по-иному, показав, что наряду с демократическим
бывают нацистский, большевистский и иные
варианты тоталитарного социализма.
Понятие "демократический
социализм", по-видимому, впервые было
использовано в 1888 г. Б. Шоу для обозначения
социал-демократического реформизма.
Позже его использовал Э. Бернштейн, но
его окончательному закреплению способствовал
Р. Гильфердинг. В основе первоначальной
концепции демократического социализма
лежала разработанная в середине XIX в.
Л. фон Штайном программа политической,
экономической и культурной интеграции
рабочего движения в существующую систему.
Для представителей данной традиции с
самого начала было характерно признание
правового государства как позитивного
фактора в деле постепенного реформирования
и трансформации капиталистического общества.
Разработка
основополагающих установок демократического
социализма, ориентированного на постепенное
реформирование общества, была предложена
Э. Бернштейном. В смысле признания идеи
интеграции рабочего класса в существующую
систему и ее постепенной трансформации
эволюционным путем большинство современных
социал-демократов являются наследниками
Э. Бернштейна. Главная его заслуга состояла
в отказе от тех разрушительных установок
марксизма, реализация которых в России
и ряде других стран привела к установлению
тоталитарных режимов. Речь идет прежде
всего об установках на уничтожение до
основания старого мира в лице капитализма,
установление диктатуры пролетариата,
непримиримую классовую борьбу, социальную
революцию как на единственно возможный
путь ниспровержения старого порядка
и т.д. Отвергая идею диктатуры пролетариата,
Э. Бернштейн обосновывал необходимость
перехода социал-демократии "на почву
парламентской деятельности, числового
народного представительства и народного
законодательства, которые противоречат
идее диктатуры". Социал-демократия
отказывается от насильственных, конвульсивных
форм перехода к более совершенному социальному
устройству. "Классовая же диктатура
принадлежит более низкой культуре",
- подчеркивал Бернштейн. Он считал, что
"социализм не только по времени, но
и по внутреннему своему содержанию"
является "законным наследием" либерализма.
Речь идет о таких принципиальных для
обоих течений вопросах, как свобода личности,
хозяйственная самостоятельность отдельного
индивида, его ответственность перед обществом
за свои действия и т.д. Свобода, сопряженная
с ответственностью, говорил Бернштейн,
возможна лишь при наличии соответствующей
организации и "в этом смысле социализм
можно было бы даже назвать организаторским
либерализмом".
В глазах Бернштейна
"демократия - это средство и в
то же время цель. Она есть средство
проведения социализма, и она есть
форма осуществления этого социализма".
При этом он не без оснований говорил о
том, что "демократия в принципе предполагает
упразднение господства классов, если
только не самих классов". Он же -и тоже
не без оснований - говорил о "консервативном
свойстве демократии". И действительно,
в демократической системе отдельные
партии и стоящие за ними силы так или
иначе сознают границы своего влияния
и меру своих возможностей и могут предпринять
лишь то, на что в данных условиях могут
рассчитывать. Даже в тех случаях, когда
те или иные партии предъявляют повышенные
требования, зачастую делается это, чтобы
иметь возможность получить больше при
неизбежных компромиссах с другими силами
и партиями.
Это обусловливает
умеренность требований и постепенность
преобразований. Э. Бернштейн настойчиво
подчеркивал, что "демократия суть средство
и цель одновременно. Она - средство завоевания
социализма и форма осуществления социализма".
Как считал Бернштейн, в политической
жизни только демократия является формой
существования общества, пригодной для
осуществления социалистических принципов.
По его мнению, реализация полного политического
равенства является гарантией реализации
основных либеральных принципов. И в этом
он видел сущность социализма. В такой
социалистической интерпретации либеральных
принципов Бернштейн выделял три основные
идеи: свободу, равенство, солидарность.
Причем
на первое место Бернштейн ставил
солидарность рабочих, считая, что без
нее свобода и равенство при
капитализме для большинства
трудящихся останутся лишь благими
пожеланиями. Здесь перед социал-демократией
возникал вопрос: как добиться того, чтобы
социалистическое общество стало обществом
наибольшей экономической эффективности
и наибольшей свободы, одновременно не
отказываясь от равенства всех членов
общества? Главную задачу социал-демократии
Бернштейн видел в том, чтобы разрешить
это противоречие. Вся последующая история
социал-демократии, по сути дела, и есть
история поисков путей его разрешения.
Очевидно, что приоритет в разработке
теории демократического социализма принадлежит
Э. Бернштейну и в его лице - германской
социал-демократии. Немаловажный вклад
внесли представители фабианского и гильдейского
социализма, поссибилизм и другие реформистские
течения во французском социализме. Следует
назвать также австро-марксизм, особенно
его идейных руководителей О. Бауэра, М.
Адлера, К. Реннера, активно выступавших
против большевизма и ленинизма.
Были и
такие национальные социал-демократические
движения, которые с самого начала
развивались на сугубо реформистских
основах и испытывали на себе лишь незначительное
влияние марксизма. К ним относятся, в
частности, английский лейборизм и скандинавская
социал-демократия. Отвергая революционный
путь замены капитализма социализмом,
они вместе с тем декларировали цель построения
справедливого общества. При этом они
исходили из тезиса о том, что, ликвидировав
эксплуатацию человека человеком, необходимо
оставить в неприкосновенности основные
либерально-демократические институты
и свободы. Показательно, что в программных
документах лейбористской партии Великобритании
(ЛПВ) социализм как социально-политическая
система вообще не обозначен. Лишь в IV
пункте устава партии 1918 г. говорится о
том, что ЛПВ стремится "обеспечить
работникам физического и умственного
труда полный продукт их труда и его наиболее
справедливое распределение на основе
общественной собственности на средства
производства, распределения и обмена
и наилучшей системы народного управления
и контроля над каждой отраслью промышленности
или сферы обслуживания". Шведские социал-демократы
еще в 20-е гг. нашего столетия сформулировали
концепции так называемого "функционального
социализма" и "промышленной демократии",
которые не предусматривали ликвидацию
или огосударствление частной собственности.
Существенной
вехой в становлении современной
социал-демократии стала действительная
"национализация" различных ее национальных
отрядов. Уже Э. Бернштейн подверг сомнению
правомерность тезиса Коммунистического
манифеста, согласно которому "у пролетария
нет отечества". Как писал Бернштейн,
"рабочий, который является в государстве,
в общине и пр. равноправным избирателем,
а вследствие того и совладельцем общественного
богатства нации, детей которого община
воспитывает, здоровье которого охраняет,
которого оберегает от несправедливостей,
имеет и отечество, не переставая быть
вместе с тем мировым гражданином".
При этом он твердо высказывался за то,
чтобы германские рабочие в случае необходимости
встали на защиту национальных интересов
Германии. Голосование немецких социал-демократов
4 августа 1914 г. в рейхстаге за принятие
закона о военных кредитах представляло
собой признание ими общей национальной
задачи, открытую манифестацию подчинения
классовых приоритетов национальным.
Это означало, по сути дела, признание
германской социал-демократией существующего
национального государства как положительного
факта истории.
Война внесла
свои коррективы в позиции лейбористов
Великобритании. Был, в частности, поколеблен
их пацифистский интернационализм. В 1915
г. трое представителей лейбористской
партии вошли в состав коалиционного правительства.
Представители лейбористов были привлечены
к участию в разных правительственных
комитетах, трибуналах и агентствах. Очевидно,
что, включившись в механизм управления
страной, они приобрели новый статус. Этим
немецкие социал-демократы и английские
лейбористы демонстрировали свое превращение
в лояльную политическую силу, добивающуюся
своих целей в двуедином процессе взаимного
соперничества и сотрудничества рабочего
класса и буржуазии в рамках национального
государства. По этому же пути пошли социал-демократические
партии других стран индустриально развитой
зоны мира.