Во
Франции разработкой молодежной
политики занимается Министерство по
делам молодежи, спорта и общественных
организаций (при участии Министерства
национального образования, Министерства
занятости и солидарности, Министерство
культуры и коммуникаций). Министерство
имеет региональные и департаментские
управления, ответственные за реализацию
молодежной политики на местах.
2)
Использование принципа субсидиарности,
когда основная ответственность,
в т.ч. финансовая, возлагается
на низовой уровень (коммунальный;
в российских условиях – муниципальный).
В
Германии до 60% расходов на реализацию
молодежных программ приходится на коммунальный
уровень (около 10% коммунального бюджета),
а 35% - на земельный. Это позволяет
оказывать помощь молодым людям
более адресно, с учетом локальных
и региональных социально-экономических
реалий и потребностей.
Во
Франции на местном уровне осуществляется
экспертиза и финансирование молодежных
инициатив – программа «Проект
М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с
участием свыше 100 тыс. молодых людей).
3)
Условное разделение единого
массива молодежи. В Германии
молодежь (22 млн. чел, что составляет
25% населения) делится на «непосредственно
молодежь» (14-18 лет) и «молодых
взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты
у этих возрастных групп различны.
Во
Франции молодежь рассматривается
как единый возрастной массив от 15 до
26 лет.
4)
Применение комплексного подхода.
Например, в Германии предоставление
образования сочетается с обеспечением
молодых людей рабочими местами.
Во
Франции в 1997г. была введена программа
«Новые услуги, новые рабочие места»,
имевшая целью предоставить постоянные
(не менее 5 лет) рабочие места молодым
людям без трудового опыта
и, одновременно, удовлетворить потребность
в рабочей силе в некоторых
отраслях. Частным компаниям-работодателям
государство компенсировало до 80% МРОТ
на каждое новое место для молодежи.
С другой стороны, меры государства
по борьбе с безработицей должны быть
заранее продуманы. Негативным примером
может служить принятый в марте
2006г. французским парламентом закон
о борьбе с молодежной безработицей
«О равенстве шансов», который должен
был реформировать трудовое законодательство,
предусматривая введение нового вида
трудового контракта – «договора первого
найма», но вызвал массовые акции протеста.
Во
Франции уровень безработицы
среди молодежи составляет 22,7%, что
в 2 раза превышает аналогичный показатель
по иным возрастным группам. Закон «О
равенстве шансов» обязывал компании
всех форм собственности ежегодно принимать
на работу пропорционально численности
штатов сотрудников моложе 25 лет, даже
если последние не имели опыта
работы по специальности. По условиям
«договора первого найма», сотрудника
в возрасте до 26 лет могли уволить
без предварительного уведомления,
объяснения причин и права обжалования
в суде в течение двухгодичного
испытательного срока; молодой человек
после увольнения оставался без
соответствующего материального пособия,
предусмотренного другими видами контрактов.
Новый закон должен был подтолкнуть
молодежь к поискам работы и стимулировать
желание работодателей нанимать
молодых людей, не опасаясь излишних
формальностей в случае их увольнения.
Но работодателям выгоднее было бы
периодически набирать новых выпускников
ВУЗов, увольняя не успевших отработать
2 года молодых специалистов. Потерять
работу становилось легче, чем получить
ее. 10 апреля 2006г. президент Жак Ширак
принял решение об отмене «договора
первого найма». Новый законопроект
предусматривал оказание государственной
поддержки работодателям, которые
заключают бессрочный трудовой контракт
с молодыми людьми, имеющими низкую
квалификацию, либо проживающими в
пригородных зонах, либо являющимися
выпускниками средних школ, не поступившими
в ВУЗ.
5)
Сотрудничество власти и неправительственных
организаций на всех трех уровнях
реализации молодежной политики.
За НПО признается важная роль,
т.к. они работают в тесном
контакте с молодежью, содействуя
социальному сплочению. В Германии
НПО, в первую очередь –
молодежные (партийные, гражданские
и объединения по интересам)
могут получить статус «общественного
исполнителя», если их работа соответствует
задачам молодежной политики, и участвовать
в реализации конкретных мероприятий.
Организации, участвующие в осуществлении
молодежной политики, занимаются лоббированием
интересов своих членов (в основном –
представителей молодежных групп) на всех
уровнях власти, т.е. представительство
интересов идет «снизу вверх».
Во
Франции общественные организации,
добровольно зарегистрировавшиеся
при Министерстве по делам молодежи
и спорта, рассматриваются как
потенциальные партнеры и имеют
право обращаться за материальной помощью
для реализации конкретных проектов.
Национальный совет молодежи (возглавляется
министром по делам молодежи и
спорта), объединяющий представителей
политических, гражданских, профсоюзных
молодежных структур, имеет полномочия
инициативы по актуальным молодежным
вопросам. Советы молодежи действуют
как на уровне департаментов, так
и во многих муниципалитетах.
6)
Регулярный мониторинг проблем
молодежи независимыми экспертами
в Германии, что позволяет уполномоченным
органам принимать взвешенные
долгосрочные решения на основе
различных оценок ситуации и
возможностей ее развития, внося
соответствующие коррективы.
7)
Применение комплекса мероприятий
по культурно-нравственному воспитанию
молодежи. Так, в Германии действует
договор между землями и федерацией
о защите молодежи от вредного
влияния СМИ.
Во Франции реализуется
ряд министерских проектов в сфере
культуры: поддержка молодежного
кинематографа – поощрение создания
и распространения качественных
фильмов, развивающих художественный
вкус, организация фестивалей молодежного
кино и мультипликации, выделение
субвенций на реализацию конкретных
проектов; молодежная программа, поощряющая
чтение книг как условие формирования
полноценной культурной личности. С этой
целью создаются мини-библиотеки при досуговых
и социальных центрах, в лагерях отдыха,
учреждена национальная премия за лучшие
произведения для молодежи; обеспечение
молодежи, особенно из бедных семей, доступом
к занятию спортом – выдача «спортивных
купонов» для оплаты занятий в секциях,
выделение средств Национального фонда
развития спорта на региональный уровень
для поддержки спортивной инфраструктуры;
создание специализированных информационных
центров для молодежи, где предоставляются
информационные и консультационные услуги.
Система европейских институтов молодежной
политики прошла долгий путь становления
и развития. В современном виде она представляет
собой сложно организованный, но эффективный
механизм реализации молодежной политики,
основные принципы которого могут оказаться
полезными при определении инновационных
путей развития молодежной сферы в России.
Недавние изменения, произошедшие на национальном
уровне, прежде всего в управлении молодежной
сферой, ставят перед национальными органами,
ответственными за реализацию молодежной
политики, новые задачи по созданию необходимых
условий формирования эффективной национальной
молодежной политики. Преимуществом для
будущего развития молодежной политики
в России, как представляется, может являться
имеющийся опыт сотрудничества национальных
молодежных организаций и структур с европейскими
институтами Совета Европы и ЕС, ответственными
за молодежную сферу на панъевропейском
уровне. Важным для будущего развития
молодежной политики в России может стать
укрепление и дальнейшее развитие сотрудничества
с институтами Совета Европы, а также расширение
возможностей для участия России в программных
мероприятиях Европейской комиссии.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И
РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика
процесса формирования молодежной политики
и ее реализации в Тюменской области
Постсоветская история молодежной
политики в Тюменской области
берет начало с 1993 года, когда в
структуре областной администрации
был создан комитет по делам молодежи,
а система областных целевых
программ была дополнена программой
государственной поддержки молодежи.
В период с 1993 по 1996 годы в условиях политико-экономической
и социальной трансформации страны осуществлялось
формирование основ молодежной политики,
ориентированной на новые реалии. Вслед
за образованием областного комитета
в городах и районах создаются органы
управления молодежной политикой, оформляется
сеть подведомственных учреждений по
основным направлениям работы с молодежью,
складывается система культурно-массовых
мероприятий. В 1996 году был принят областной
закон «О молодежной политике в Тюменской
области», в котором определены основные
понятия, принципы, направления деятельности,
правовое положение молодежных и детских
объединений, механизмы поддержки и социальной
защиты подрастающего поколения.
В период с 1997 по 2000 годы
происходило расширение и укрепление
направлений молодежной политики:
увеличилось количество подведомственных
комитету учреждений, расширилась
система программ и мероприятий.
В частности, в 1998 году была
создана Молодежная биржа труда
и разработана программа организации
временной занятости несовершеннолетних.
Начало развиваться международное
сотрудничество по проектам деятельности
молодежных клубов и организации
детского досуга.
В последующие годы (2001–2004 годы)
продолжена работа по развитию
ресурсной базы и широкому
внедрению лучшей практики работы
с молодежью в муниципальных образованиях,
была создана целостная система реализации
программ и мероприятий (от уровня сельского
поселения и районного центра до областного).
В 2005 году был создан департамент по спорту
и молодежной политике Тюменской области
и принята комплексная целевая программа
«Новое поколение», которая объединила
направления молодежной политики с физкультурно-спортивной
и профилактической проблематикой, что
способствовало переходу на качественно
новый этап развития. 2005–2009 годы характеризуются
совершенствованием основных направлений
деятельности, внедрением программно-целевого
метода и бюджетирования ориентированного
на результат. В этот период активно апробируется
передовой опыт, как российский, так и
зарубежный, разрабатываются новые подходы
в работе с молодежью.
Таблица 1
Показатель
|
Год |
|
2002 |
2004 |
2006 |
2008 |
Количество
учреждений:
- патриотического воспитания молодежи,
ед. |
91 |
75 |
95 |
96 |
- профилактики
наркомании, ед. |
33 |
62 |
61 |
63 |
Численность
молодежи, охваченной:
- мероприятиями патриотического
воспитания, тыс. чел. |
18,9 |
25,8 |
46,2 |
66,6 |
- художественным,
научным и техническим творче-ством,
тыс. чел. |
32,1 |
39,7 |
41,1 |
42,5 |
- волонтерским
движением, тыс. чел. |
4,46 |
21,9 |
31,1 |
40,2 |
Численность
молодежи, прошедших реабилитацию наркомании,
чел. |
201 |
276 |
206 |
211 |
Финансирование
молодежных профилактических программ,
тыс. руб. |
79512 |
74968 |
117002 |
159036 |
Главным показателем, характеризующим
социально-экономическую ак-тивность
молодежи, является уровень ее занятости,
особенно в сельской мест-ности, так
как Тюменская область исторически
является аграрной. В целом по области
уровень молодежной безработицы
составляет 15,2%, а в сельской ме-стности
с учетом скрытой (не зарегистрированной)
безработицы она составляет 30%. [8]
К 2010 году Тюменская область
подошла со сложившейся системой
молодежной политики и целым
рядом авторских проектов, получивших
высокую оценку и признание
за пределами региона. Сегодня
работа с молодежью реализуется
в соответствии с принципами
комплексности, инновационности,
ориентации на реальные потребности
молодежи и при ее непосредственном
участии. Условия, обеспечивающие
поддержку и развитие молодежи,
создаются на межведомственной
основе (органы образования, культуры,
спорта, строительства, агропромышленного
комплекса, занятости, здравоохранения,
социальной защиты и другие
при координирующей роли органов
молодежной политики) и охватывают
все целевые группы молодежи (одаренная
молодежь; социально активная молодежь;
молодые профессионалы и предприниматели;
сельская молодежь, молодежь; молодежь,
нуждающаяся в улучшении жилищных
условий; молодежь оказавшаяся
в трудной жизненной ситуации;
молодежь с социально рискованным
поведением и другие). Правовые, экономические,
социальные и административные
меры государственной поддержки
осуществляются в рамках долгосрочной
целевой программы «Основные
направления развития физической
культуры и спорта, молодежной
политики в Тюменской области»,
эффективная реализация которой
является одним из значимых
факторов обеспечения устойчивого
политического, экономического, социального
и культурного развития региона.
[11]
Сегодня, когда возрастает социальная,
экономическая и политическая роль
молодежи, необходимо в полной мере
задействовать ее потенциал в
реализации стратегии инновационного
развития страны. Решать эту непростую
задачу следует новыми методами, адекватными
современной ситуации, тем возможностям
роста, которые наметились в работе
с молодежью, в том числе в
связи с реализацией приоритетных
национальных проектов и принятием
Стратегии государственной молодежной
политики в Российской Федерации.
2.2 Механизмы формирования
и реализации молодежной политики в Тюменской
области
Главной целью программы развития
молодежной политики в Тюменской
области является содействие позитивной
самореализации и интеграции молодежи
в систему общественных отношений.
Она предусматривает пять основных
направлений деятельности: 1) патриотическое
и духовно-нравственное воспитание
детей и молодежи, укрепление института
семьи; 2) формирование гражданской
позиции, обеспечение взаимодействия
с политическими институтами, развитие
социальной активности молодежи; 3) социально
востребованная профессиональная ориентация,
организация временной занятости
несовершеннолетних, развитие деловой
активности и конкурентоспособности
молодых специалистов; 4) развитие творческого
и интеллектуального потенциала,
содействие самореализации детей и
молодежи в художественной, научной
и технической деятельности; 5) создание
системы информационной, аналитической,
научной и методической поддержки;
обеспечение технических, организационных
и кадровых условий в сфере
молодежной политики.
Применение программно-целевого
метода в сфере молодежной
политики позволяет охватить
все пять основных направлений,
а так же сконцентрировать
деятельность на стратегических
направлениях, мобилизовать организационные
и финансовые ресурсы, обеспечить адресность
и комплексность социального обслуживания,
осуществлять мониторинг эффективности
результатов и контроль расходования
бюджетных средств.
Реализация программно-целевого
метода предполагает оптимизацию
организационной структуры и
четкое разграничение полномочий
субъектов молодежной политики,
включая органы государственной
власти и местного самоуправления.
Реализация федерального закона
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» позволила приблизить
молодежную политику к конкретным
потребностям и условиям жизнедеятельности
молодых людей. Сегодня большинство
решений, направленных на поддержку
молодежи принимаются в муниципальных
образованиях, непосредственно на
местах, в поселениях, городских
округах и муниципальных районах.
Бюджеты муниципальных образований,
в том числе в части реализации
мероприятий молодежной политики,
стали полноценными. Повысилась
ответственность органов местного
самоуправления за воспитание
здорового и социально ответственного
молодого поколения.