Процесс формирования и реализации молодежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ процесса формирования и реализации молодежной политики на региональном уровне.

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Сущность и принципы процесса формирования и реализации молодежной политики на уровне региона.
1.2 Нормативно-правовая база регламентирующая процесс формирования и реализации молодежной политики.
1.3 Проблемы формирования и реализации молодежной политики в регионах России.
1.4 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации молодежной политики на региональном уровне
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика процесса формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области
2.2 Механизмы формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области
2.3 Проблемы формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области
2.4 Рекомендации по повышению эффективности процесса формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая вариант 7.docx

— 82.31 Кб (Скачать)

- молодежных  объединений.

В молодёжной политике условно можно  выделить пять основных механизмов её реализации в процессе формирования ценностных ориентаций молодёжи:

1) Механизм институционализации  единой базовой системы ценностных  ориентаций современной российской  молодёжи, в рамках чётко сформулированной  и определённой национальной  идеи, стратегии национального развития (естественно, базирующейся на  определённых идеологических установках, определяющих выбор, иерархию  ценностей; стратегию выбора и  реализации механизмов, инструментов  и методов осуществления процесса  формирования ценностных ориентаций). Реализуется посредством юридического  закрепления и констатации выбранной  системы ценностей в различных  основополагающих нормативно-правовых  актах, документах.

2) Механизм нормативно-правового  регулирования различных сфер  жизнедеятельности нашего общества, деятельности и взаимодействия  между собой различных институтов  социализации, процессов образования  и воспитания, систем государственного управления, контроля, профилактики и коррекции социальных отклонений. Реализуется посредством принятия различных законодательных и нормативно-правовых актов.

3) Механизм создания и совершенствования  организационных форм и моделей  по реализации государственной  молодёжной политики. Реализуется  посредством создания системы  органов управления, контроля, профилактики  и исправления социальных отклонений  в рамках осуществления молодежной  политики, эффективного взаимодействия  различных её субъектов.

4) Механизм осуществления целевых  программ и проектов, направленных  на социализацию, воспитание и  формирование систем ценностных  ориентаций современной российской  молодёжи. т.е. практическая деятельность  субъектов по достижению поставленных  целей перед молодёжной политикой.

5) Механизм информационного воздействия,  пропаганды систем ценностных  ориентаций, посредством использования  средств массовой информации.

Осуществление государственной молодежной политики возложено на государственные органы и их должностных лиц, а также  на молодежные объединения, их ассоциации и молодых граждан.

     1.2 Нормативно-правовая база регламентирующая процесс формирования и реализации молодежной политики.

 «Государственная  молодежная политика в Российской  Федерации основывается на следующих  принципах:

- сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

- обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;

- предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий, касающихся молодежи».

Нормативно-правовая база Государственной молодежной политики Российской Федерации формировалась  уже в 90-е годы ХХ века. Условно  нормативно правовую базу в сфере  молодежной политики можно разделить  на две части: акты, регламентирующие различные сферы деятельности общественной жизни и ориентированные, прежде всего, на молодежь, и акты непосредственно  касающиеся реализации молодежной политики. 

К первой группе относятся:

Федеральный Закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92г. № 3266-1;

Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ;

Постановление Правительства Российской Федерации  от 16.02.01 г. № 122 «О государственной программе  «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2001- 2005 годы»  и другие.

Вторую  группу нормативных актов рассмотрим подробнее.

16 сентября 1992 года вышел Указ Президента  Российской Федерации № 1075 «О  первоочередных мерах в области  государственной молодежной политики»,  которым Президент Российской  Федерации постановил: «Признать  осуществление целостной государственной  молодежной политики в России  одним из приоритетных направлений  социально-экономической политики  государства, имея в виду: обеспечение  соблюдения прав молодых граждан,  установление для них гарантий  в сфере труда и занятости,  содействие их предпринимательской  деятельности; 

Создание  условий, направленных на физическое и  духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление  поддержки молодой семьи, талантливой  молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам».

Указом  Президента также были предусмотрено  следующее:

- образование  при Правительстве Российской  Федерации Комитета по делам  молодежи;

- принятие  мер по организационному и  финансовому укреплению органов  по делам молодежи в структуре  исполнительной власти правительствами  республик в составе Российской  Федерации, главами администраций  краев, областей, автономной области и автономных округов, мэрами Москвы и Санкт-Петербурга;

- создание  Российского Фонда Федеральных  молодежных программ;

- создание  при Российском общественно-политическом  центре Дома детских и молодежных  объединений России;

- предусмотреть  выделение Правительством Российской  Федерации средств, для финансирования  части затрат по осуществлению  программ и проектов общероссийских  молодежных и детских объединений  в области государственной молодежной  политики;

- рекомендации  главам исполнительной власти  Субъектов Федерации по предусмотрению  при формировании бюджетов выделения  средств, для финансирования части  затрат по осуществлению программ  и проектов молодежных и детских  объединений; предоставлению льгот  детским и молодежным общественным  объединениям;

- рассмотрение  вопроса о предоставлении льгот  молодым семьям;

- внесение  предложений по развитию международного  молодежного сотрудничества.

3 июня 1993 года Постановлением Верховного  Совета Российской Федерации  № 1050-1 одобрены «Основные направления  государственной молодежной политики  в Российской Федерации», в которых  сформулированы основные понятия,  принципы, цели, задачи, основные направления,  меры и механизмы реализации  государственной молодежной политики  в Российской Федерации.

 

           1.3 Проблемы формирования и реализации молодежной политики в регионах России.

 

В настоящее время государственная  молодежная политика и, осуществляемая в ее рамках, социальная поддержка  молодежи претерпевает значительные изменения. В зависимости от того, что признается под проблемами молодежи в обществе, как определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся  в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания, форм и направлений поддержки  молодежи. В советский период существовало несколько направлений государственной  молодежной политики, обладающих правовым обеспечением: труд и занятость, образование  и здравоохранение. Замысел государственной  молодежной политики, который сформировался  к концу 1980-х годов, основывался  на том, что специальные меры, которые  обязано предпринимать государство, должны способствовать равным условиям жизненного старта молодежи, обеспечивать для молодежи равенство не только юридическое, но и фактическое, преодолевая  рецидивы патернализма. Эта установка  отразилась на всех последующих федеральных  документах концептуального и юридического характера, в которых определялись основы государственной молодежной политики в конце XX столетия – сначала  в СССР, затем в Российской Федерации. Концептуальные положения государственной  молодежной политики были сформулированы в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. №5090-1 «Об основных направлениях государственной  молодежной политики в Российской Федерации». В этом документе были определены объекты и субъекты государственной  молодежной политики, ее цель и задачи, сведенные в два основных блока: 1. Создание оптимальных условий  для решения социальных проблем  молодежи, обеспечивающих ее социально-профессиональное и жизненное самоопределение  и самореализацию; 2. Собственно решение  конкретных задач и молодежных проблем. Кроме этого определены основные направления и меры реализации государственной молодежной политики. Указанное Постановление до января 2005 г. было основным документом, определяющим государственную молодежную политику. В 1994 г. на основе этого Постановления была принята Федеральная программа «Молодежь России». Она предполагала, прежде всего, выделение бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики, согласование действий федеральных и местных органов власти и управления, и в то же время достаточную их автономность, что способствовало созданию механизма решения молодежных проблем. Однако общая стратегия реализации этой Программы оказалась нарушенной. И, прежде всего потому что оказалась недостаточно разработана законодательно-нормативная база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также отсутствовали устойчивые системы управленческих органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации, имелись сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении ее реализации. В связи с этим в 1998 г. принимается новая Федеральная целевая программа "Молодежь России (1998-2000 гг.)". Основной целью этой Программы являлось формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. В ней предусматривалось решение следующих основных задач:   формирование законодательно-нормативной базы;  разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи в целях получения образования;  поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством;  - формирование системы органов, занимающихся вопросами временной и вторичной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного предпринимательства; - дальнейшее развитие системы социальных служб и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга, отдыха, массовых видов спорта и туризма, в том числе международного; - поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений; - формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности. В 2000 г. принимается новая целевая программа «Молодежь России» на 2001 - 2005 гг. Цели Программы - создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества. В ней предусматривалось решение следующих основных задач: - создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений; - формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности; - реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства; - формирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма; - улучшение демографической ситуации в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем молодых граждан; - развитие и поддержка федеральной и региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей. В Программе были выделены пять основных направлений реализации государственной молодежной политики: Формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно - нравственного воспитания молодежи;  Решение социально-экономических проблем молодежи;  Интеллектуальное и физическое развитие молодежи; Социальная поддержка и защита молодежи;  Обеспечение реализации программы. В 2005 г. на Коллегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект федеральной целевой программы «Молодежь России на 2006-2010 гг.». Основная задача этой программы – повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условиях для их самореализации. В Программе выделяется 6 направлений: "Здоровое поколение", "Гражданин России", "Молодая семья", "Профессионализм молодых", "Молодежь в трудных жизненных ситуациях", "Молодежь в информационном пространстве". Анализ четырех программ позволяет заметить, что, если первые две, прежде всего, ориентированы на создание правовой базы и системы социальных служб для молодежи, то в последней программе и в проекте программы на 2006-2010 гг., более четко выделяются направления поддержки формирования и реализации индивидуальной и социальной субъектности молодежи и, как специальное направление, выделяется социальная поддержка и защита молодежи. С 1 января 2005 г. начал действовать Федеральный закон № 122–ФЗ от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», на основе которого происходит трансформация концепции государственной молодежной политики. Эта трансформация была вызвана рядом причин. В частности, происходит фактическое вытеснение молодежи из социальных структур и смещение ее отдельных групп в пограничные слои общества. Прогрессирующая маргинализация молодежи обусловливает экономические лишения и различные варианты социального и культурного неравенства. Последствиями социального исключения молодежи являются всевозможные дисфункции в форме распада семей, бездомности, преступности, а также возрастающая зависимость данных категорий молодежи от государственной поддержки. В этих условиях особую актуальность приобретает учет региональных особенностей реализации государственной молодежной политики и обозначения направлений ее дальнейшей реализации.

Для реализации обозначенных направлений  необходимо построение региональной модели обеспечения социальной поддержки  молодежи, учитывающей характер жизненного пространства региона, а также факторов и условий, влияющих на его развитие. Кроме того, в основе ее формирования лежит принцип единства индивидуальной и социальной субъектности молодежи. Наиболее адекватным основанием построения региональной модели социальной поддержки  молодежи является методология мотивационного программно-целевого управления. Она  предполагает упорядочение проблем  по группам факторов, препятствующих формированию системы эффективной  социальной поддержки молодежи в  регионе, иерархиезацию целей их преодоления, которая позволит сформировать соответствующие совокупности подцелей дерева целей с последующей разработкой  исполняющей и управляющей программ. Разработка модели обеспечения социальной поддержки молодежи является существенным условием эффективности реализации региональной молодежной политики, поскольку, наряду с федеральным, содержит и  региональный компонент.

 

 

    1.  Опыт зарубежных стран в формировании и реализации молодежной политики на региональном уровне

 

Европейская молодежная политика является наиболее проработанной в  современной системе политических и международных отношений, а практики вовлечения в процессы реализации европейской молодежной политики общественных структур и самой молодежи по праву считаются одними из наиболее успешных с точки зрения эффективности.

Практика последних десятилетий  убедительно доказывает, что в быстро меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Молодежь – одна из немногих позитивных сил в обществе, обладающая неограниченным потенциалом для  содействия его развитию и прогрессу. В соответствии с критериями ООН  к молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 25 лет. Это составляет примерно 18% всего населения мира. Однако точного  определения того, кого относить и  кого считать молодежью, до сих пор  нет, что порождает определенные трудности и дополнительный интерес  при изучении проблематики молодежи и молодежной сферы.

В настоящее время понятие  «молодежь», используемое в зарубежных странах, определяется исходя из различных компонентов и подходов, большое значение для которых имеют не только возрастные рамки, но и набор отдельных индивидуальных и/или групповых характеристик, качеств и черт. Молодежь – это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14–30 или 15–25 лет (в разных странах возрастные рамки различаются), но и объект национально-государственных интересов, один из стратегических ресурсов страны, способный создавать и стимулировать развитие инноваций, воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях старения общества нагрузка на молодежь как социальную страту серьезно увеличивается.

Молодежь должна быть активным, заинтересованным участником решения задач, стоящих перед обществом, однако сталкивается на этом пути с определенного рода проблемами и трудностями. Общество должно создавать необходимые условия для самореализации молодежи и ее активного включения в общественные процессы. Это позволит обеспечить социальное, культурное и экономическое воспроизводство и ускорить общественное развитие. Для создания условий, необходимых для самореализации молодежи в современном мире, важной является деятельность международных организаций и институтов, обладающих достаточными ресурсами и эффективными механизмами реализации молодежной политики на внутристрановом и межстрановом уровнях. Центральное место в системе международных институтов, определяющих ключевые векторы развития политики в молодежной сфере, занимают европейские институты молодежной политики, изучение опыта и результатов деятельности которых представляет для России особый интерес в условиях возрождения интереса к проблемам молодежи в стране, в том числе и со стороны государства. Понимание основных принципов европейской молодежной политики и изучение опыта ее реализации отдельными европейскими институтами могут иметь существенное значение для разработки эффективной национальной молодежной политики в будущем.

Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических  процессов государство играет ведущую  роль в определении приоритетов  молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями. Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые  представляют интерес для стратегии  молодежной политики России. 1) Структурирование молодежной политики по уровням –  общенациональному, региональному  и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи – социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях»). В Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости). На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов, исполнением молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах.

Информация о работе Процесс формирования и реализации молодежной политики