Процесс формирования и реализации молодежной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ процесса формирования и реализации молодежной политики на региональном уровне.

Оглавление

Введение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Сущность и принципы процесса формирования и реализации молодежной политики на уровне региона.
1.2 Нормативно-правовая база регламентирующая процесс формирования и реализации молодежной политики.
1.3 Проблемы формирования и реализации молодежной политики в регионах России.
1.4 Опыт зарубежных стран в формировании и реализации молодежной политики на региональном уровне
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика процесса формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области
2.2 Механизмы формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области
2.3 Проблемы формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области
2.4 Рекомендации по повышению эффективности процесса формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая вариант 7.docx

— 82.31 Кб (Скачать)

[]

Содержание:

Оглавление

Введение 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 5

   1.1 Сущность и принципы процесса формирования и реализации молодежной политики на уровне региона. 5

1.2  Нормативно-правовая база регламентирующая процесс формирования и реализации молодежной политики. 11

1.3 Проблемы формирования и реализации молодежной политики в регионах России. 15

1.4          Опыт зарубежных стран в формировании и реализации молодежной политики на региональном уровне 20

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 27

2.1   Характеристика процесса формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области 27

2.2  Механизмы формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области 30

2.3 Проблемы формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области 38

2.4   Рекомендации по повышению эффективности процесса формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области 45

Заключение 47

Литература 49

 

 

 

 

Введение

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и  общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства, и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства.

Молодежь не является саморазвивающейся  системой, ее жизнь обусловлена существующими  социально-экономическими и политическими  условиями. Молодой человек в  соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее.

Особо остро проблемы молодежи проявляются  во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения  общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения  в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых  отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей. По-новому встают вопросы воспитания, социализации, становления и развития молодого поколения.

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения  социальных характеристик молодого поколения. При этом выявились региональные, национальные, социально-экономические  различия, половозрастные особенности  различных слоев и групп молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений  молодежи являются необходимым условием становления гражданского общества в России.

Перед обществом, государством стоит  задача посредством продуманной,        научно обоснованной молодежной политики создать благоприятные предпосылки  для использования энергии молодых (создать механизмы поддержки  молодежи, ее социальных инициатив) и  помочь молодым людям определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы. Как нам представляется, новая  философия формирования молодежной политики и социального развития молодежи должна исходить из целей  общественного развития и определяться новым типом складывающейся социальной среды.

Ныне цели и средства оказались  перевернутыми, потому что формирование рыночных отношений не может являться самоцелью развития российского  общества, как это иногда трактуется. Рынок, рыночные отношения - это средства решения социокультурных и гуманитарных задач общества, направленных на социальное развитие человека как «меры всех вещей», осуществляемое путем реализации его коренных интересов с учетом потребностей обновляющегося общества.

Целью данной работы является анализ процесса формирования и реализации молодежной политики на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

  • Рассмотреть сущность и принципы процесса формирования и реализации молодежной политики на уровне региона.
  • Изучить нормативно-правовую базу регламентирующую процесс формирования и реализации молодежной политики
  • Выявить проблемы формирования и реализации молодежной политики
  • Проанализировать  опыт зарубежных стран в формировании и реализации молодежной политики.
  • Охарактеризовать процесс формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области.
  • Изучить механизмы формирования и реализации молодежной политики.
  • Определить проблемы формирования молодежной политики и ее реализации в Тюменской области.
  • Разработать рекомендации по повышению эффективности процесса формирования и реализации молодежной политики в Тюменской области.

 

Объектом исследования в данной работе является Тюменская область. Предметом - молодежная политика Тюменской области.

 

Эмпирическая основа работы:

-Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области.

 

-Анализ отчетов органов исполнительной власти Тюменской области.

 

Структура работы: Работа состоит  из введения, 2 глав, 8 параграфов, заключения и списка используемой литературы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1 Сущность и принципы  процесса формирования и реализации  молодежной политики на уровне  региона.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной  политики в области социально-экономического, культурного и национального  развития Российской Федерации и  представляет собой целостную систему  мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий  для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России. Механизмом государственной молодежной политики является система, определяющая порядок деятельности государства  в отношении молодежи. 
Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. В молодежной политике России отсутствует главный механизм – нормативная база этой сферы. Законодательные акты и целевые программы разрабатываются как правило только на региональном и муниципальном уровнях, не имея при этом поддержки с федерального уровня. А это очень сильно затрудняет работу по улучшению положения молодого поколения, которое является будущим страны. Государственная молодежная политика – это приоритетная часть социальной политики, постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах, она охватывает все стороны жизнедеятельности молодежи. При этом, молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не сводится только к компенсаторным механизмам поддержки молодежи, а предполагает активное участие молодежи в жизни общества, что позволяет рассматривать эту политику как стратегическое развитие и ресурсы общества. Проблема формирования и реализации эффективной государственной политики в отношении молодежи должна быть центральной, ядром всей социальной политики любого государства и общества, серьезно думающих, о будущем. Именно молодежь является тем звеном, через которое практически реализуется преемственность поколений, происходит накопление производственного опыта и интеллектуального потенциала социума. [21] Молодежь также выступает как важное условие и средство социальных перемен, инновационная сила. Существует диалектическая взаимосвязь: общество и государство, экономика и политика, идеология и духовная культура сами определяют через молодежную политику место и роль молодого поколения в изменяющемся мире, его образованность, профессиональную подготовку, нравственность и трудовую активность. Государственная политика в отношении молодежи напрямую связана с позицией общества, его социальных институтов, в первую очередь властных структур, а также других групп и слоев населения по отношению к подрастающему поколению. Молодежная политика прямо и опосредованно определяется также качеством жизни различных групп населения современного общества. В таком ракурсе социально-экономическое реформирование влияет на характер формирования и эффективность реализации самой государственной молодежной политики как во всей стране в целом, так и отдельно в регионах. Характер и направленность взаимоотношений и взаимодействия молодежи и общества становятся основополагающим принципом и одновременно механизмом решения многих экономических, политических и социальных проблем, средством действенного управления общественными процессами в регионах. Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности региона, отражает одну из закономерностей современного этапа развития человеческой цивилизации. Этот процесс связан с усложнением условий воспроизводства трудовых и интеллектуальных ресурсов общества на нынешней фазе технологической перестройки экономики, кризисом традиционных институтов социализации молодежи, прежде всего семьи и школы, усложнением структуры самого общества и возрастанием в нем объективной роли молодежи. [23]

Реализуя  курс на динамичное развитие, укрепление позиций страны в мировом сообществе, Россия сталкивается с новыми вызовами и задачами, которые требуют выработки  и реализации новых подходов, ориентированных  как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу.

Решение долгосрочных задач невозможно без  конструктивного взаимодействия между  поколениями. Именно сегодняшней молодежи предстоит завтра отстаивать позиции  нашей страны в мире и именно от ее способностей, возможностей, убеждений  будет зависеть достижимость целей, сформулированных в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Сегодняшней молодежи предстоит жить и действовать  в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и  значения человеческого капитала как  основного фактора экономического развития. И хотя в настоящее время  мы имеем дело с самым образованным поколением молодежи за все время  российской истории, ни качество отечественного образования, ни состояние здоровья, ни имеющиеся сегодня возможности  для самореализации не обеспечивают российской молодежи достаточных преимуществ, гарантирующих ее глобальную конкурентоспособность  и успешность в обретении Россией  статуса ведущей мировой державы.

Дополнительная  нагрузка ляжет на молодежь и в  связи со старением населения  России, которое будет происходить  на фоне быстрого роста населения  в развивающихся странах, роста  миграционных потоков, а также растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками за квалифицированные кадры.

Признанной  формой организации взаимодействия поколений стала сегодня молодежная политика. Причем ее результативность прямо связана со способностью осуществлять ее как многосубъектную, с использованием на всех уровнях управления механизмов социального партнерства, а также  широким привлечением к ее выработке  и реализации самой молодежи. Государственная  молодежная политика - «деятельность  государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и  инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к  молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение  социально-экономического, политического  и культурного развития России, на формирование у молодых граждан  патриотизма и уважения к истории  и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека».

Основными целями государственной  молодежной политики являются:

- Содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;

- Недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

- Создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

- Расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

- Реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих  принципах:

- Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;

- Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной  возрастом ограниченности их социального статуса;

- Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

- Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам  по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений  при финансировании мероприятий в области молодежной политики.[12]

Разработка и реализация государственной  молодежной политики осуществляются на двух уровнях: общереспубликанском  и региональном.

Государственная молодежная политика на региональном уровне представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим  механизмом реализации. Этот механизм основан на зафиксированных и  осуществляемых общегосударственных  нормативах, принятых на федеральном  уровне, а также нормативах, действующих  в пределах региона и отражающих его специфику.   

 Государственная  молодежная политика проводится  в отношении:

- граждан  Российской Федерации, включая  лиц с двойным гражданством, в  возрасте от 14 до 30 лет,

- иностранных  граждан, лиц без гражданства  в возрасте от14 до 30 лет - в той  мере, в какой их пребывание  на территории Российской Федерации  влечет за собой соответствующие  обязанности федеральных государственных  органов,

- молодых  семей - семей в первые три  года после заключения брака  (в случае рождения детей - без  ограничения продолжительности  брака), при условии, что один  из супругов не достиг 30-летнего  возраста, а также неполных семей,  в которых мать или отец  не достигли 30-летнего возраста,

Информация о работе Процесс формирования и реализации молодежной политики