Представительские полномочия президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;
2) дать понятие функций Президента РФ;
3) рассмотреть полномочия Президента РФ;
4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 68.27 Кб (Скачать)

    д) утверждение концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил,

    е) утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны,

    ж) издание указов о призыве на военную службу и др.

      Федеральным законом от 26 февраля 1997г. № 31-ФЗ (с изменениями от 25 октября 2006г.) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания.

      Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной области11. 

    2.4 Полномочия в сфере внешней политики 

    Полномочия  Президента РФ в области внешней  политики закреплены в статье 86 Конституции  РФ.

    Согласно  п. «а», Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает  стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит  его выполнением. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент непосредственно  инструктирует Министра иностранных  дел по принципиальным вопросам, устанавливает  прямые контакты с главами других государств, систематически ведет телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых  сопределенных стран и государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.д.

    В соответствии с п. «б» ст. 86 Президент  РФ ведет переговоры и подписывает  международные договоры России. Согласно Венской конвенции «О праве международных  договоров», глава государства в  силу своей функции и без необходимости  специального предъявления полномочий считается лицом, представляющим государство  при совершении всех действий, относящихся  к заключению договоров.

    Подписание  Президентом международного договора может иметь двоякое юридическое  значение. В одних случаях подписание выступает промежуточной стадией  заключения международного договора, требующего, например, последующей ратификации; в других случаях, когда стороны договора условливаются о вступлении его в силу с момента подписания, оно является окончательной формой заключения договора. Однако следует заметить. Что Президент вправе заключать только такие договоры в форме подписания, которые согласно Федеральному закону от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ (с изменениями от 01 декабря 2007г.) «О международных договорах Российской Федерации» не требуют ратификации или утверждения.

    Подписание  ратификационных грамот является составной  частью процедуры ратификации международных  договоров  (п. «в»). Подписывая ратификационную грамоту, Президент тем самым документально подтверждает факт выражения Российской Федерацией согласия на обязательность для нее ратифицируемого международного договора.

    Поскольку, согласно закону «О международных договорах», ратификация осуществляется в форме  федерального закона, то Президент  может подписать ратификационную  грамоту только по завершении законодательного процесса (принятие закона Государственной  Думой о ратификации, его рассмотрение Советом Федерации и подписание самим Президентом).

    Именно  на основании Федерального закона о  ратификации международного договора Российской Федерации Президентом  подписывается ратификационная  грамота, которая скрепляется его  печатью и подписью Министра иностранных  дел.

    Не  подписание Президентом ратификационной  грамоты или федерального закона о ратификации означает отказ  от заключения договора, что само по себе не может считаться нарушением международных обязательств.

    Согласно  п. «г», Президент принимает верительные  и отзывные грамоты дипломатических  представителей. Верительная грамота- документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. Дипломатический представитель считается приступившим к выполнению своей миссии с момента вручения верительной грамоты.

    Отзывная  грамота направляется Президенту РФ главой государства, дипломатический  представитель которого отзывается. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

    Отзывная  грамота вручается Президенту вновь  назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.  

    1.   Иные полномочия президента
 

    Наряду  с вышеперечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции  главы государства и ряд других полномочий.

    К компетенции Президента относится  решение вопросов гражданства РФ и предоставление политического  убежища (п. «а» ст. 89). В Конституции  не конкретизируется, какие конкретно  вопросы гражданства решаются Президентом РФ. Это сделано Федеральным законом РФ от 31мая 2002г. № 62- ФЗ (в редакции от 28 июня 2009г.) «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ним Президент решает вопросы приема в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства, принимает решения по вопросу о восстановлении гражданства, дает разрешения на выход из гражданства, дает разрешение гражданину РФ иметь гражданство другого государства, отменяет решение о приеме в гражданство, предоставляет почетное гражданство РФ.

    Предоставление  Президентом политического убежища  осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с общепринятыми нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также за действия (или бездействие) не признаваемые в РФ преступлением. Вопросы о предоставлении политического убежища в РФ решаются в соответствии с Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997г. № 746 (в редакции от 1 декабря 2003г.).

    Указом  Президента от 2 марта 1994г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (с изменениями от 28 июня 2005 г.) утверждено Положение о государственных наградах Российской Федерации.

    Государственными  наградами Российской федерации  являются: звание героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия  Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации.

    Президент издает указы об учреждении государственных  наград, о награждении ими, вручает  награды, образует Службу государственных  наград Президента, образует Комиссию по государственным наградам. Государственных  наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные  граждане, лица без гражданства.

     Учреждены следующие государственные награды Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации: ордена - "За заслуги перед Отечеством"; Жукова; Мужества; "За военные заслуги"; Почета; Дружбы; медали - ордена "За заслуги перед Отечеством"; "За отвагу"; "Защитнику свободной России"; "За спасение погибавших"; Суворова; Ушакова; Нестерова; "За отличие в охране государственной границы"; "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; знак отличия "За безупречную службу".

    В названном выше Положении изложены статусы орденов и положения о медалях, знаке отличия.

    В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого  Георгия и знак отличия - Георгиевский Крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, награждение  которыми производится за подвиги и  отличия в боях по защите Отечества  при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.

    Указом  Президента от 30 декабря 1995г. установлены  почетные звания и утверждены Положения  о почетных званиях, а распоряжением  Президента от 3 апреля 1997г. утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных  знаков к почетным званиям Российской Федерации.

    Президент РФ осуществляет помилование  (п. «г»  ст. 89). Актом помилования глава государства подтверждает свое решение о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством. Решение о помиловании принимается только в отношении тех лиц, по делам которых вынесенный судом обвинительный приговор вступил в законную силу.  Помилование всегда носит индивидуальный характер - относится к одному лицу или нескольким конкретным лицам, и этим отличается от амнистии.

    В соответствии со ст. 90 устанавливаются  полномочия Президента на издание правовых актов.  Президент издает указы  и распоряжения. Указы и распоряжения - это властные акты, они обязательны  для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы  исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и  федеральными законами нормативные  указы являются правовой базой издания  Правительством его актов (ч. 1 ст. 115).

    По  юридическим свойствам указы  делятся на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся указы  и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. К индивидуальным относятся указы и распоряжения, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц.

    Издаваемые  Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Конституции  и федеральным законам. При отсутствии законодательного регулирования по тому или иному вопросу Президент  может, не нарушая требования ч. 3 ст. 90, опережающее издать нормативный указ по этому вопросу. Однако издание такого указа не является препятствием для принятия Федеральным Собранием закона по этому же вопросу, при этом содержание закона не может быть ограничено содержанием соответствующего указа Президента. 
 
 

    Заключение

    Подводя итог работы, хотелось бы сделать вывод  по поводу темы, которая описывалась  выше, а именно «Представительские полномочия Президента Российской Федерации». 

    В данной работе были рассмотрены основные  функции Президента, полномочия  Президента РФ, взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

    На  мой взгляд, первая из основных функций  Президента РФ – быть гарантом Конституции  РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). В силу этого он должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции.

    Конституции Российской Федерации предваряет определение  правового положения Президента Российской Федерации указанием  на то, что он является «главой государства» (ч. 1 ст.80).

    Согласно ч. 2 ст.80 Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке. 

Информация о работе Представительские полномочия президента