Представительские полномочия президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;
2) дать понятие функций Президента РФ;
3) рассмотреть полномочия Президента РФ;
4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 68.27 Кб (Скачать)

    Каждодневное  сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных  представителей в каждой палате. Эти  полномочные представители представляют на заседаниях Совета Федерации и  Государственной Думы внесенные  Президентом РФ законопроекты, выступают  с обоснованием отклонения Президентом  принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом  назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства  РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел или один из его заместителей.

    Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. Пока еще неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Правительства могут входить представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действовать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право (и часто им пользуется) председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

    К отмеченным полномочиям Президента примыкает его право решающего  влияния на назначение Председателя Центрального банка РФ, хотя этот орган  в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос перед Думой об его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем снова предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента. Взаимодействие Президента и Правительства регламентируется Указом Президента от 10 июня 1994 г. № 1185 «"Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (с изменениями от 26 ноября 2001 г.), в котором названы постановления и распоряжения Правительства, требующие предварительного согласования с Администрацией Президента РФ. Распоряжением Президента РФ от 5 мая 1998 г. в целях усиления самостоятельности Правительства было запрещено такое согласование по всем другим вопросам.

    Отношения с субъектами РФ. Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента.

      Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ  Президент вместе с Правительством обеспечивает  в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

    Важное  значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов  исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов  Конституции РФ и федеральным  законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. При определенных условиях Президент вправе отрешать от должности высшее должностное  лицо, добиваться через Федеральное  Собрание роспуска законодательного собрания субъекта РФ. Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о роспуске органа местного самоуправления

    Президент и судебная власть. В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей.

    С этими полномочиями тесно связано  и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент  предлагает Совету Федерации кандидатуру  на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности  Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. N 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела. 

    2.2 Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения 

    Полномочия  Президента в этом вопросе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить  на территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной  Думе8. Однако Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом, предусмотренным Конституцией.

    Чрезвычайное  положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно  влекущий определенные ограничения  прав и свобод граждан. Именно поэтому  полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешиваются контрольным полномочием Совета Федерации.

    Условия и порядок введения чрезвычайного  положения должны быть определены Федеральным Конституционным Законом Российской Федерации от 30 мая 2001г. № 3- ФКЗ (в редакции от 30 июня 2003г.) «О чрезвычайном положении».  Основаниями для введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан. Нормальной деятельности государственных институтов, а также стихийные бедствия, эпидемии, крупные аварии, требующие проведения аварийно- спасательных и восстановительных работ.

    О введении чрезвычайного положения Президент издает Указ, в котором должны быть приведены обстоятельства, служащие основанием для такого ведения; обоснование необходимости его введения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, отвечающие за осуществление чрезвычайного положения, и точные пределы полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу Указа о чрезвычайном положении; точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

    Указ  подлежит утверждению Советом Федерации  (п. «в» части 1 ст. 102 Конституции).  Совет Федерации вправе не согласиться с внесенным указом.  Отказ Совета Федерации утвердить указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения не влечет автоматического прекращения его действия. Однако противоречие такого указа Конституции Российской Федерации в силу ч. 1, ч. 2 ст. 15 и ч. 3 ст. 90, обязывает всех участников конституционно- правовых отношений воздерживаться от соблюдения, исполнения или применения его положений, и накладывает на самого Президента Российской Федерации обязанность отменить данный акт.

    Указ  подлежит незамедлительному обнародованию  по канал радио и телевидения и официальному опубликованию не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.9

    Глава государства правомочен приостанавливать на соответствующей территории полномочия органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, устанавливать ограничения  на свободу передвижения, усиливать  охрану общественного порядка, вводить  ограничения на отдельные виды финансово- экономической деятельности, запрещать  проведение собраний, митингов и демонстраций, предусматривать иные запретительные и ограничивающие права и свободы  меры, вплоть до введения комендантского часа.

    Президент РФ назначает коменданта территории, на которой устанавливается чрезвычайное положение, может вводить особое управление, в исключительных случаях  привлекать для обеспечения режима Вооруженные Силы, другие войска.

    Конституции РФ предусматривает гарантии сохранения функционирования в период чрезвычайного  положения нижней палаты парламента: Государственная Дума не может быть распущена Президентом РФ (ч. 5 ст. 109). Совет Федерации также продолжает свою работу в течение всего периода чрезвычайного положения.

    Режим чрезвычайного положения прекращается по истечении срока, на который вводился, либо может быть продлен с согласия Совета Федерации указом Президента РФ, если не достигнуты цели его введения. Президент также наделен правом досрочно отменять чрезвычайное положение. 

    2.3 Военные полномочия Президента РФ 

    В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ (п. «з» ст.83).  Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины РФ» приняты основные положения Военной доктрины Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно- важных интересов Российской Федерации.

    Также Президент РФ самостоятельно назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской  Федерации (п. «л» ст. 83). Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые приказы Министерству обороны, министр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии.

    В случае агрессии против России или  ее непосредственной угрозы Президент  вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе10. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

    Конституцией  РФ предусмотрено, что режим военного положения определяется федеральным  конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения  Совета Федерации (п. «б» ст. 102 Конституции).

    Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.

    В Федеральном законе от 12 февраля 1998г. № 28- ФЗ (с изменениями на 27 июля 2010г.) "О гражданской обороне" закреплен ряд других военных полномочий Президента РФ:

    а) определение основных направлений военной политики РФ,

    б) осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами,

    в) введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия,

    г) принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению,

Информация о работе Представительские полномочия президента