Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:22, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;
2) дать понятие функций Президента РФ;
3) рассмотреть полномочия Президента РФ;
4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.
Введение
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Построение новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.
Согласно ст. 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.
Основная
роль по обеспечению взаимодействия
властей возложена Конституцией
на Президента, который согласно ч.
2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.
Если
остальные государственные
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Появилось немало посвященных ему исследований.
Вместе
с тем, преждевременно рассматривать
институт Президента как устоявшуюся
совокупность конституционных норм
и сложившейся практики. Со времени
создания (1991г.) он постоянно развивается,
изменяется и приобретает новые
черты. Многие полномочия и функции
Президента получили необходимую конкретизацию
в текущем федеральном
Своеобразие конституционного статуса Президента РФ, наличие норм, устанавливающих его полномочия, ставят, имеющие большое политическое значение сложные юридические проблемы, связанные с компетенцией главы государства. Вопрос о пределах и содержании компетенции Президента РФ важен не только в теоретическом, юридическом и политическом отношениях, но и крайне сложен. Компетенция Президента РФ закрепляется Конституцией РФ, федеральными законами, конкретизируется указами главы государства.
Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
2) дать понятие функций Президента РФ;
3) рассмотреть полномочия Президента РФ;
4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.
Объектом исследования в данной работе являются полномочия президента Российской Федерации.
Предметом
исследования являются общественные отношения,
связанные с рассмотрением полномочий
президента РФ.
Глава
1 Президент как глава
государства
Демократические
Институт
президентской власти имеет сравнительно
короткую историю в развитии российской
государственности. Советской республике,
какой Россия была в течение трех
четвертей XX века, такого рода институт
был органически чужд. С господствовавшей
концепцией полновластия Советов, соединения
в них законодательной и
В советском государстве в теоретической литературе со слов И.В.Сталина часто называли коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР.
Однако такая трактовка сущности этого органа неправомерна. Президиум был органической частью единой системы Советов, наряду с которой не могло существовать никакого иного органа государственной власти. В соответствии с советскими конституциями все органы были производны от Советов и им подотчетны. Высказывавшиеся в то время идеи об учреждении института президентства в СССР были отвергнуты.
Даже в условиях обновляющегося общественного строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии- КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.
Вскоре аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе одной трети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента2 и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Его статус по Конституции 1978г. имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993г.
Эти отличия заключаются в том, что Президент:
а) определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (а не глава государства);
б) не обладал (как в действующей Конституции 1993г) полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики;
в) не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора, Председателя Центрального Банка;
г) не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;
д) был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении социально- экономических и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада.
Конституция
Российской Федерации 1993года внесла существенные
изменения, как в статус Президента, так
и в порядок его избрания, компетенцию,
процедуру отрешения от должности и т.д.
В
правовом государстве статус главы
государства максимально точно
определяется Конституцией и принятыми
на ее основе законами. Это необходимо
для того, чтобы лицо, занимающее
высшее положение в государстве,
имело ясные права и
Стержнем характеристики правового статуса учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются:
а) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа;
б) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.
Второй признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции концепция построения системы государственной власти.
Конституционный
статус реализуется в нормах Конституции,
определяющих функции и полномочия
главы государства. Эти два понятия
очень близки, но не тождественны. Под
функциями понимаются наиболее важные
общие обязанности главы
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия3.
Исходя
из этого, отправными правовыми установлениями
для анализа статуса Президента
Российской Федерации являются ст.
80 Конституции и место в
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.
В
прежней Конституции его
Характеризуя
конституционный статус Президента,
необходимо помнить важную особенность
его положения как главы
Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.