Представительские полномочия президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;
2) дать понятие функций Президента РФ;
3) рассмотреть полномочия Президента РФ;
4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 68.27 Кб (Скачать)

    Введение

        Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано    преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Построение новой Конституции РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

    Согласно  ст. 10 Конституции государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РФ пределах и формах.

    Основная  роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно ч. 2 ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. При этом конституционная модель президентской республики в Российской Федерации и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек» и «противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению  института Президента в режим  личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Полномочия Президента сопрягаются  с полномочиями других федеральных  органов государственной власти, а отношения Президента и органов  законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.

    Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.

    Если  остальные государственные структуры  законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вне ее. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития.

    Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный  интерес. Появилось немало посвященных  ему исследований.

    Вместе  с тем, преждевременно рассматривать  институт Президента как устоявшуюся  совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени  создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые  черты. Многие полномочия и функции  Президента получили необходимую конкретизацию  в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и  решениях конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным  образом, о разграничении компетенции  основных органов, осуществляющих государственную  власть в России.

    Своеобразие конституционного статуса Президента РФ, наличие норм, устанавливающих его полномочия, ставят, имеющие большое политическое значение  сложные юридические проблемы, связанные с компетенцией главы государства. Вопрос о пределах и содержании компетенции Президента РФ важен не только в теоретическом, юридическом и политическом отношениях, но и крайне сложен. Компетенция Президента РФ закрепляется Конституцией РФ, федеральными законами, конкретизируется указами главы государства.

    Цель  данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.

    Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;

2) дать понятие функций Президента РФ;

3) рассмотреть полномочия Президента РФ;

4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

    Объектом исследования в данной работе являются полномочия президента Российской Федерации.

    Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий президента РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1 Президент как глава государства 

    1.   Становление института президентства
 

      Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти1.

    Институт  президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Советской республике,  какой Россия была в течение трех четвертей XX века, такого рода институт был органически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип  разделения властей, одним из выражений  которого является наличие в системе  органов власти Президента.

    В советском государстве в теоретической литературе со слов И.В.Сталина часто называли коллегиальным президентом Президиум Верховного Совета СССР.

    Однако  такая трактовка сущности этого  органа неправомерна. Президиум был  органической частью единой системы  Советов, наряду с которой не могло  существовать никакого иного органа государственной власти.  В соответствии с советскими конституциями все  органы были производны от Советов  и им подотчетны.  Высказывавшиеся  в то время идеи об учреждении института  президентства в СССР были отвергнуты.

    Даже  в условиях обновляющегося общественного  строя, в годы перестройки, когда в повестку дня был поставлен вопрос о ликвидации монополии одной партии- КПСС, предложение об учреждении поста Президента СССР встретило значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской  власти. Однако набиравшие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и в 1990 году пост  Президента СССР был учрежден, что повлекло существенные изменения в Конституции СССР.

    Вскоре  аналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где  решения об этом принимались Верховными Советами.

    В России вопрос об учреждении поста  Президента решался более  сложно. Съезд народных депутатов РСФСР  высказался против его  введения, и  по инициативе одной трети депутатов  был назначен всероссийский референдум, в соответствии с результатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978 года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава о Президенте были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборах Президента2 и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.

    Его статус по Конституции 1978г. имел существенные отличия от того, как определила правовое положение Президента Конституция 1993г.

    Эти отличия заключаются в том, что  Президент:

    а) определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти (а не глава государства);

    б) не обладал (как в действующей Конституции 1993г) полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики;

    в) не участвовал в назначении членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,  Генерального Прокурора, Председателя Центрального Банка;

    г) не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

    д) был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении социально- экономических и иных программ (кроме ежегодных посланий), причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада.

    Конституция Российской Федерации 1993года внесла существенные изменения, как в статус Президента, так и в порядок его избрания, компетенцию, процедуру отрешения от должности и т.д. 

    1.   Правовой статус Президента
 

    В правовом государстве статус главы  государства максимально точно  определяется Конституцией и принятыми  на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности  и не могло, выходя за установленные  пределы, своими действиями порождать  угрозу конституционным правам и  свободам граждан.

    Стержнем  характеристики правового статуса  учреждаемого Конституцией органа государственной  власти являются:

      а) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа;

    б) место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

    Второй  признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции  концепция построения системы государственной  власти.

    Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия  очень близки, но не тождественны. Под  функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в  системе органов государственной  власти. Полномочия же вытекают из функций  и состоят из конкретных прав и  обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства, они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства, присваивать высшие воинские звания).

    Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства  всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия3.

    Исходя  из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции  гл. 4, посвященной Президенту.

    Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства.

    В прежней Конституции его функция  была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента Российской Федерации или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Употребление термина «президентская власть» означает только особенный статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий  и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с законодательной и исполнительной властями, но в основном - с исполнительной властью.

    Характеризуя  конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность  его положения как главы федеративного  государства. Он выполняет функцию «Президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, то есть общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.

    Как и в других государствах, Президент  РФ обладает неприкосновенностью. Это  означает, что до отставки Президента против него нельзя возбудить уголовное  дело, принудительно доставить его  в суд в качестве свидетеля  и т. д.

Информация о работе Представительские полномочия президента