Представительские полномочия президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении полномочий президента РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть место президента в системе органов Государственной власти России;
2) дать понятие функций Президента РФ;
3) рассмотреть полномочия Президента РФ;
4) рассмотреть взаимодействие Президента со всеми ветвями власти.

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 68.27 Кб (Скачать)

      В статус Президента РФ также  входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится  в его служебном кабинете, а  дубликат поднимается над резиденцией  Президента как в столице, так  и над другими резиденциями  Президента во время его пребывания  в них.

    Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняя Конституция  РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентских республиках  этот пост иногда существует, например, в США, а иногда его нет как во Франции. В Российской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилось следствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФ многие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняет вице-президент.

    Указом  Президента РФ от 5 августа 1996 г. в качестве символов президентской власти установлены  также Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр  официального текста Конституции РФ. Установлен порядок применения этих символов при вступлении в должность  вновь избранного Президента РФ.

    В Конституции Российской Федерации  содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности и др.

    Закрепляя статус Президента Российской Федерации  как главы государства, Конституция  в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества. 

    1.3 Основные функции Президента Российской Федерации 

    Основные  функции Президента РФ как главы  государства определены в ст. 80 Конституции  РФ, согласно которой он:

    а) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

    б) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

    в) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

    г) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

    Первая  из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране4.

      Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации5.

      Как гарант прав и свобод  граждан Президент обязан разрабатывать  и предлагать законы, а в случае  их отсутствия и впредь до  принятия федеральных законов  принимать указы в защиту прав  и свобод отдельных категорий  граждан (пенсионеров, военнослужащих  и др.), по борьбе с организованной  преступностью и т. д.

    Столь же широко сформулирована в Конституции  РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной  целостности. Ясно, что и здесь  Президент должен действовать в  пределах своих полномочий, установленных  Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции  не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны,

    Конституция РФ указывает, что осуществление  этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).

    Весьма  сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению  согласованного функционирования и  взаимодействия органов государственной  власти. В отличие от ряда стран Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

    Конституция РФ возлагает на Президента функцию  определения основных направлений  внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция  должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами.  
 
 
 

    Глава 2 Представительские полномочия Президента Российской Федерации 

    2.1 Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти 

    Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства  и обеспечивающих ему возможность  выполнять закрепленные за ним функции.

    В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной  власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских  полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной  власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях  недопущения односторонних авторитарных решений6.

    Президент имеет полномочия, связанные с  формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.

    Значительный  объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами:

    а) поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего Президентом, поддержана большинством избирателей, он, естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов государственной власти;

    б) составляющий одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории России, себя не оправдал;

    в) в соответствии со ст. 80 Конституции на Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина возложено обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

    По  специфике предметов компетенции  и взаимоотношений с другими  органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

    Президент и Федеральное  Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое, различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока.

    Президент имеет право законодательной  инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном  принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети  голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон  в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в  действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после  чего закон должен быть или отклонен или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» подтвердил такое право Президента, исходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

    Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

    Порядок взаимодействия Президента с палатами  Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549  «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» (с изменениями на 7 ноября 2005 года).

    Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным  законом, другие органы принимать решение  о проведении общероссийских референдумов не вправе.

    Президент вправе распускать Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ, но не предусмотрено  его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству  в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии  Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции  РФ). В случае роспуска Государственной  Думы Президент назначает новые  выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через  четыре месяца после роспуска.

    Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

    а) в течение года после ее избрания;

    б) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

    в) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

    г) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

    Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.

    Конституционно  значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются  в том, что с момента роспуска Государственная Дума не полностью  прекращает свою работу и депутаты теряют свой статус, а лишь не может  принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия. Конституционный Суд РФ в постановлении  от 11 ноября 1999 г. установил, что «роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты»7. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

Информация о работе Представительские полномочия президента