Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:41, реферат
Цель исследования – изучение правового статуса фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Задачи исследования:
- анализ литературных источников и нормативно-правовых актов по рассматриваемому вопросу;
- определение правового статуса фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
- изучение роли и значения фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Введение
1. Теоретические аспекты изучения фракций и депутатских объединений в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
1.1 Понятие фракций и депутатских объединений
1.2 Фракции Государственной Думы Российской Федерации
2. Конституционно-правовой статус фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
2.1 История возникновения фракций политических партии в России
2.2 Правовой статус фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Фракции не имели конституционного статуса, так как ни в одной редакции Основного закона, ни в законодательных актах об учреждении Государственной Думы о политических партиях, также как и о создании ими партийных фракций, нет ни одного упоминания. Даже несмотря на то, что правовые основы думской деятельности и правила парламентской процедуры игнорировали их, политические группы являлись неотъемлемой частью парламентской практики Государственной Думы.
2.2 Правовой статус фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации в стране установлена новая система власти, закреплен принцип разделения властей. В это же время подчеркивается особая роль, отведенная законодательной власти и органу, призванному ее осуществлять, – парламенту. Сложилось понимание того, что парламент – это орган, который выражает волю носителя суверенитета – народа.
Новый российский парламентаризм существует по международным меркам совсем недавно. Однако следует отметить, что за это время был накоплен неоценимый опыт, который заслуживает внимания исследователей и требует тщательного изучения и анализа. За время существования российского парламента, его работе было посвящено достаточно много научных трудов. Вместе с тем, вопросы формирования, компетенции и порядка деятельности одного из важнейших элементов Государственной Думы – фракций, которые играют огромную роль в деятельности палаты, рассматривались не в полной мере, исходя из поставленных авторами целей и задач и с учетом активно меняющегося законодательства[7].
Согласно Конституции Российской Федерации, Государственная Дума самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. В своей работе Государственная Дума руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, а также Регламентом Государственной Думы, принятым постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Так, в частности, деятельность нижней палаты парламента, основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Многопартийность выступает как форма политической демократии и важнейшей предпосылкой легитимного формирования органов государственной власти.
Под многопартийностью понимается «состояние общественного развития, при котором множественные политические объединения граждан имеют юридическое закрепление своего правового статуса и возможности участия в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления». Таким образом, многопартийная система – один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия[8].
Сама проблема парламентской деятельности политических партий, механизма образования и функционирования политических фракций, является одной из важнейших и дискуссионных в современной науке.
Парламент, как главный элемент представительной демократии, не может считаться демократически избранным без соперничества партий в борьбе за депутатские мандаты. Политические партии для того и создаются, чтобы посредством выборов своих сторонников в законодательные органы участвовать в управлении государством.
Объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, образуют фракцию. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.
Современное парламентское право признает фракции важнейшим структурным подразделением парламента. Фракциям предоставляется ряд прав и привилегий, реализация которых обеспечивает их активное участие в организации и деятельности палаты, так же работа фракций упорядочивает деятельность современного российского парламента[9].
Конституционно-правовой статус фракций политических партий определяется совокупностью правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах, характеризующих положение фракций в структуре парламента, а также регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления членами фракций своих законодательных и представительных функций.
В конституционно-правовом статусе фракций следующие четыре элемента:
1) место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение;
2) общая правоспособность и дееспособность, которая проявляется в юридической легитимации;
3) права и обязанности или компетенция и ответственность;
4) гарантии устойчивости и реальности правового состояния, представляющие собой систему правовых условий, средств и способов, обеспечивающих их развитие, а так же нормальное и должное функционирование по выполнению своего предназначения[10].
В качестве примера для изучения правового статуса и роли фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, может быть рассмотрена роль фракций в законодательной деятельности.
Изучив вопрос об участии парламентских фракций в законодательной деятельности Государственной Думы третьего созыва, можно придти к следующим выводам:
1) фракции и отдельные парламентарии обычно занимались подготовкой проектов Федеральных законов, которые коренным образом меняли принципы, порядок и методы регулирования отдельных сфер общественных отношений, в качестве ответного шага на внесение соответствующих документов Президентом или Правительством РФ;
2) роль центристских и примыкавшим к ним демократических объединений сводилась к практически безоговорочной поддержке проектов Федеральных законов, внесенных в Думу Президентом или Правительством Российской Федерации;
3) роль левой оппозиции в Госдуме третьего созыва заключалась в сопротивлении курсу Президента и Правительства и формулировании альтернативы ему;
4) голосование по важнейшим вопросам повесток дня пленарных заседаний Думы носило конъюнктурный характер[11].
Сам законотворческий процесс в Государственной Думе третьего созыва имел свои отличительные черты. В первую очередь, следует отметить усиление роли Совета Госдумы. От решения именно этого органа зависело рассмотрение законопроектов на пленарных заседаниях парламента. После лишения спикера права решающего заседания на Совете центристские фракции активно использовали данный орган для недопущения рассмотрения ряда проектов, подготовленных их оппонентами.
Отсутствие противопоставления депутатского корпуса в целом исполнительной ветви власти привело к снижению числа Рассмотренных и принятых законодательных инициатив популистского содержания. Все более явным становился крен в сторону конформизма[12].
Анализируя роль фракций в структуре и законотворческой деятельности Госдумы третьего созыва можно сделать следующие выводы.
Во-первых, формирование пропрезидентского большинства в Думе привело к тому, что Администрация Президента Российской Федерации стала основным центром принятий решений в российском парламенте. Законодательный процесс стал практически полностью управляемым исполнительной ветвью власти.
Во-вторых, принятие нормативно-правовых актов в парламенте было обусловлено соображениями политической конъюнктуры.
В-третьих, положение регламента Госдумы о равенстве статуса депутатских объединений не реализовывалось на практике, т.к. реальное влияние фракций определялось количеством депутатов, входящих в них, солидарностью при голосовании, а также участием в коалициях.
В-четвертых, как и в прежних Думах, законотворческая деятельность фракций была детерминирована программами партий, сформировавших данные фракции[13].
Следует отметить, что в 2000-2003 гг. были заложены предпосылки для снижения роли Думы как законодательного органа. Дискуссии всё больше становились формальностью, а не обязательным условием работы. Образование центристского большинства еще более закрепляло подчиненное и приниженное положение Госдумы по отношению к исполнительной ветви власти.
Подводя итог, следует отметить, что под фракцией в РФ понимается объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.
Заключение
В первые дни работы Государственная Дума 1-го созыва приняла решение предоставить официальный статус фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Государственную Думу по общефедеральному округу (независимо от численности) и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов.
При смешанной избирательной системе, которая в настоящее время существует в России, такие депутатские объединения, как фракции являются обязательной структурной частью Государственной Думы. Что касается депутатских групп, то в принципе они могут и отсутствовать в структуре Государственной Думы. Их наличие зависит от воли парламентариев. Как отмечает В.Н. Лысенко, благодаря избранию половины депутатов Государственной Думы по избирательным спискам, все они довольно четко распределились на фракции и депутатские группы, в основном соответствующие политическим и социальным реалиям российского общества на данном этапе развития.
Будущее российского парламента самым тесным образом связано с формированием многопартийной системы в стране. Парламентские партии, отличающиеся хорошей организованностью и дисциплинированностью, имеющие четкую перспективу действий, собственные программы, способствуют укреплению престижа парламента в общественном мнении, а главное — усиливают его реальную роль в решенли важнейших вопросов внутренней и внешней политики.
Ст. 32 Конституции РФ гласит: «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих исполнителей». Это право реализуется прежде всего в период выборов с помощью политических партий, главной целью которых является интеграция интересов граждан, а не просто выдвижение кандидатов в депутаты. Нельзя превращать политические партии в инструмент добывания депутатских мандатов.
Следует особо отметить, что в условиях начального этапа формирования многопартийной системы России депутатская фракция в Государственной Думе играет чрезвычайно важную роль как непосредственно в процессе становления самой политической организации, которую она представляет, так и в дальнейшей политической судьбе этой организации в целом. От эффективности и качества законодательной работы фракции во многом зависит степень влияния политической организации на развитие социально-экономической и политической ситуации в стране, а следовательно, и ее значимость и место в политической системе.
Исходя их того, что законодательство является важнейшим средством политического управления, именно законодательная работа фракции должна определять публичное лицо политической организации парламентского типа. Только конкретные результаты законодательной работы реально отражают истинную политическую идеологию и способность организации действенно и конструктивно представлять и отстаивать общезначимые интересы определенных слоев гражданского общества.
В заключении работы хотелось бы отметить, что конституционно-правовой статус депутатских объединений представляет собой совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции РФ и других законодательных актах, характеризующих их положение в структуре парламента, а также регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления членами депутатских объединений.
Необходимо отметить, что в отношении депутатских объединений и партий конституционное регулирование в России в настоящее время сведено лишь к объявлению принципа политического плюрализма, признания политического многообразия и многопартийности, а также двух из важнейших политических прав граждан — права участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, права избирать и быть избранными, а также права на объединение (ст. 13 ч.З; ст. 32, ст. 30 Конституции РФ), а развивающее Конституцию РФ конституционно-правовое законодательство представлено в основном нормами Федеральных законов РФ «О политических партиях» от 14.07.2001 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.11.2002 г., «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.07.1999 г.
В настоящее время в Российской Федерации более подробно круг общественных интересов, возникающих в связи с созданием, деятельностью и ликвидацией депутатских объединений, регулируется Регламентом Государственной Думы, который является базовым нормативным актом, формулирующим основные понятия в данной сфере. И именно на базе этого нормативного акта в диссертации анализируются основные понятия и термины, необходимые для изучения особенностей конституционно-правового статуса депутатских объединений в современных условиях.
Вместе с тем, в Регламенте урегулированы самые общие вопросы, касающиеся условий образования фракций, организации их деятельности в парламенте, права по формированию руководящих органов парламента и его постоянных комиссий, по составлению повестки дня, участию в дебатах, а также вопросы создания вспомогательного аппарата фракций и их финансирование. При этом, внутренняя организационная структура фракций, проведение заседаний и принятие решений, фракционная дисциплина и другие вопросы Регламент не затрагивает.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 48 с.
2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 14.04.95 г. №90- ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2398.