Понятия и виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, реферат

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве1.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремиться установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил. Но как понять какой в стране режим? Ответ прост необходимо разбираться в самом понятии «политический режим», а также знать характеристику основных его видов. Зная это мы сможем дать оценку современному состоянию российского государства, что тоже не мало важно, поскольку мы являемся гражданами этой страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…………4
1.1 Понятие государственного политического режима.………………………..5
1.2 Виды государственного политического режима.…………………………...8
Глава II. Характеристика государственно-правовых режимов……………….12
2.2 Демократический государственно-политический режим…………………12
2.2 Авторитарный государственно-политический режим….............................18
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………............33

Файлы: 1 файл

Понятия и виды политических режимов.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

     Формирование  политических тоталитарных режимов  стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда  технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических  кризисов.

     Не  следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это  научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально  понятие "тотальное государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется  разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия впервые предложена для  характеристики фашизма. Затем она  была распространена на советскую и  родственные ей модели государства.

     Первые  тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко "второму  эшелону индустриального развития" (Италия, Германия, Россия).

     Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма  уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип  построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

     Близким к легистам Китая тип тоталитарного  государственного режима предложил  Платон. В его более поздних  диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая  характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое втрое по достоинству государство  Платон наделил такими чертами: безусловное  подчинение всех граждан и каждого  индивидума в отдельности государству; государственная собственность  на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной  собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование  законами воспитания детей; единая для  всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с  мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

     Платоновский  закон запрещал лицам до 40 лет  выезжать по частным вопросам за пределы  государства и ограничивал въезд  иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью  смертной казни или изгнания из страны.

     Платоновская  модель государственного режима для  большинства современных стран  неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

     Понятие тоталитарного режима было разработано  в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера  и некоторых других авторов. И  тем не менее как законченное, оформленное политическое явление  тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

     Политическое  значение ему впервые придали  руководители идеологи фашистского  движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского  режима. В конце 20-х годов английская газета "Таймс" также высказалась  о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем  не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

     Западная  концепция тоталитаризма, в том  числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и  обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании  и в СССР в годы сталинизма. После  первой мировой войны предметом  дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной  и Юго-Восточной Европы некоторых  государств "третьего мира".

     Это далеко не полный перечень свидетельствует  о том, что тоталитарные режимы могут  возникать на различной социально-экономической  базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными  извне.

     Западные  политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура  и автократия" первыми выделили шесть признаков, отличающих все  тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма: -всеобщая государственная идеология;

     - одна массовая партия, возглавляемая  харизматическим лидером, то есть  исключительно одаренным и наделенным  особым даром;

     - монополия государства на средства  массовой информации;

     - монополия государства на все  средства вооружения;

     - особо организованная система  насилия, террора как специфического  средства контроля в обществе;

     - жестко централизованный контроль  над экономикой.

     Отдельные из приведенных признаков того или  другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство  их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего  характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в  Германии и Советском Союзе 30-х  годов превращать политические режимы власти (но не "общество" и не "мышление") в тоталитарные.

     Существенные  признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным  критерием однопартийность, поскольку  она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего - в отношениях государства с обществом. Если при  авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению  к государству, то в условиях тоталитаризма  она игнорируется, отвергается. Государство  стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно  демонстрируются социально-классовые  барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес" населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

     Следовательно, тоталитаризм принудительным образом  снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих  социальных функций саморегуляции  и саморазвития. Отсюда особенности  организации тоталитарной системы  государственной власти:

     - глобальная централизация публичной  власти во главе с диктатором;

     - господство репрессивных аппаратов;

     - управление представительных органов  власти;

     - монополия правящей партии и  интеграция ее и всех других  общественно-политических организаций  непосредственно в систему государственной  власти и превращение последних  в своеобразные "приводные ремни" (средства) тоталитарной диктатуры.

     Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и  личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма  является его социальная база и обусловленная  ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних  классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее  олигархии.

     Рассмотрим  подробнее сущностные черты и  принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

     Прежде  всего, об "идейном абсолютизме" тоталитарной власти. С ним связано  во первых, распространение в таких  странах мессианской моноидеологии - социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени  режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к  определенным жертвам во имя решения "возвышенных героических задач", идеологическое прикрытие корыстных  интересов правящей номенклатуры.

     В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной  государственной идеологии, тратить  время на ее изучение. Инакомыслие  и выход научной мысли официальной  идеологии преследовались.

     Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения  гитлеровского и сталинского  политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку  с народами этих стран.

     Особую  роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено  режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в  его установлении - тем, что однажды  приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно  насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались  у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера  на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной  партией, партийные и государственные  структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

     Специфическими  чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный  контроль, применяемые для обеспечения  приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб  безопасности с помощью крайних  методов воздействия вынуждает  общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные  гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под  стражей без предъявления обвинения  и применения пыток.

     На  гитлеровское гестапо и советские  органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.

     Массовое  истребление целых групп населения  во время Гитлера и Сталина  показывает огромную власть государства  и беспомощность рядовых граждан. Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С  помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная  поддержка правящего режима.

     Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться  производительными силами общества создает необходимую политическому  режиму материальную базу и опору, без  которой тоталитарный контроль в  остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика  служит в качестве средства политического  управления. Например, люди насильно могут  быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где  не хватает рабочей силы.

     Леворадикальные политические режимы для повышения  производительности труда в экономике  использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и  экономические преобразования в  Китае являются примерами мобилизации  трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

     Задача  историков и политологов объяснить, не фальсифицируя действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две мировые  державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом ракетно-ядерной катастрофы.

Информация о работе Понятия и виды политических режимов