Понятия и виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, реферат

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве1.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремиться установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил. Но как понять какой в стране режим? Ответ прост необходимо разбираться в самом понятии «политический режим», а также знать характеристику основных его видов. Зная это мы сможем дать оценку современному состоянию российского государства, что тоже не мало важно, поскольку мы являемся гражданами этой страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…………4
1.1 Понятие государственного политического режима.………………………..5
1.2 Виды государственного политического режима.…………………………...8
Глава II. Характеристика государственно-правовых режимов……………….12
2.2 Демократический государственно-политический режим…………………12
2.2 Авторитарный государственно-политический режим….............................18
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………............33

Файлы: 1 файл

Понятия и виды политических режимов.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

     Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются  в среднеразвитых и развивающихся  странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

     Праворадикальные  тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над  экономикой и другими сферами  жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали  к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы  и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным  бизнесом, равно как и над профсоюзами  и над духовной сферой производства.

     Праворадикальные  тоталитарные режимы с правым уклоном  появились впервые в промышленно  развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной  основе, а германский национал-социализм - на рассово-этнической.

     Праворадикальный  тоталитаризм ставит своей целью  укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных  общественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших  на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

     Тоталитарные  политические режимы, следовательно, создаются  власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных  экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим  системам (Германия, Испания, Италия и  др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

 

      

     Заключение 

     Подводя итог работы можно сделать следующие  выводы:

     1. Политический режим включает  в себя:

     политические  структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;

     методы  осуществления государственной  власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;

     реальный  уровень свобод человека, объем его  прав;

     методы  выработки политических решений;

     способы урегулирования конфликтов;

     плюрализм, в том числе наличие или  отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

     конфигурацию  партийной системы: однопартийные  или многопартийные системы;

     идеологию и то место, которое отводится  ей в мобилизации общества;

     формы отношения населения к политическому  участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);

     тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

     структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.

     2. В условиях демократии общество  имеет рычаги влияния на власть  вплоть до замены на очередных  выборах. В недемократических  режимах государство контролирует  и регламентирует гражданское  общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство  политологов трактует тоталитаризм  как слияние государства с  гражданским обществом, что практически  ставит под сомнение саму возможность  существования последнего.

     3. Демократический государственный  режим является наиболее прогрессивной  ступенью в развитии государственно-правового  режима. Во всех развитых странах  мира при различных формах  государственного устройства, формы  правления сложилась демократия.

     Опыт  истории учит, что демократия благо  лишь тогда, когда она соответствует  политической культуре и менталитету  народа. Необходимым условием ее социальной эффективности являются наличие  в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в  государстве, признание подавляющим  большинством граждан «демократических правил игры», преобладание индивидуалистического  сознания, исходящего из ценностного  приоритета личности по отношению к  коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению  и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.

     Демократия  неприемлема в экстремальных  ситуациях в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней  требует постепенности, длительного  промежутка времени.

     Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации  личности, уважения ее достоинства, фундаментальных  прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни  в целом. И в этом смысле тем  народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие  возможности для индивидуального  и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального  творчества. 

 

      Список литературы 

  1. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2005. – С.32.
  2. Алексеев С.С. Теория государства и права – М.: Юристъ, 1998. – С. 250.
  3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.: Русич, 1993 – С. 369.
  4. Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2001 – С. 489.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Новый Юрист, 1998 – С. 329.
  6. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии // Свободная мысль, 1993, №8.
  7. Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. Введение в политологию. – М.: Юристъ, 1993 – С. 430.
  8. Денисов А.И. Сущность и форма государства – М.: Арсофт, 1960 – С. 560.
  9. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 – С.458.
  10. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: Русич, 2000 – С. 675.
  11. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России // Политическое исследование, 1993, №5;
  12. Корельский В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права. – М.: Дрофа, 1999 – С. 380.
  13. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей. // Полис, 2004, №125.
  14. Лазарев В.В. Теория государства и права. – М.: Просвещение, 1992 – С. 230.
  15. Марченко Н.М. Теория государства и права. – М.: Просвещение, 1996 – С. 457.
  16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2006 – С. 580;
  17. Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства. – Л.: Юриздат, 1971 – С.570.
  18. Петров В.С. Тип и формы государства // ЛГУ, 1967, № 13;
  19. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. – М.: Дрофа, 2004 – С. 380.
  20. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России. // Полис, 2004, №6.
  21. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. - Свердловск: Евразия, 1989 – С. 456.
  22. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис, 2004, №1.

Информация о работе Понятия и виды политических режимов