Понятия и виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, реферат

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве1.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремиться установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил. Но как понять какой в стране режим? Ответ прост необходимо разбираться в самом понятии «политический режим», а также знать характеристику основных его видов. Зная это мы сможем дать оценку современному состоянию российского государства, что тоже не мало важно, поскольку мы являемся гражданами этой страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…………4
1.1 Понятие государственного политического режима.………………………..5
1.2 Виды государственного политического режима.…………………………...8
Глава II. Характеристика государственно-правовых режимов……………….12
2.2 Демократический государственно-политический режим…………………12
2.2 Авторитарный государственно-политический режим….............................18
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………............33

Файлы: 1 файл

Понятия и виды политических режимов.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

     Демократический политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность  провозглашенных прав и свобод, прочную  законность и правопорядок, существование  различных форм собственности и  плюрализм мнений. Демократический  политический режим невозможен без  многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

     Отличаются  разнообразием и антидемократические  политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной»  идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения  по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический  уровень жизни основных слоев  народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике4.

     Многие  ученые противопоставляют один политический режим другому. Одно из наиболее часто  используемых противопоставлений - авторитаризм и демократия. По сути дела, речь идет о широте участия граждан в осуществлении политической власти: от плебисцитарной демократии, когда все важные решения принимаются прямым волеизъявлением народа, до монократии (власти одного).

     Демократии  нередко противопоставляют диктатуру  и тоталитаризм. Строго говоря, это  не отвечает смыслу данных понятий. Под  диктаторским режимом естественно  понимать жесткую власть, не останавливающуюся  перед применением крайних форм насилия. Но применение политического  насилия в любых его формах может осуществляться и на демократической  основе. Многие примеры урегулирования конфликтов демократическими, по всеобщему  признанию, режимами (Англии – в  Ольстере, Франции – при подавлении студенческих волнений в 60-е годы и  т.д.) свидетельствуют о том, что  демократия и диктатура – понятия  не абсолютно противоположные.

     На  самом деле, в противоположность  диктаторскому, выступает не демократический, а либеральный режим, при котором  государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».

     Тоталитарный  же режим предполагает тотальное, не имеющее разумного оправдания вмешательство  государства в частную жизнь  людей, в дела гражданского общества. И снова трудно не признать, что  чрезмерно вмешиваться в частные  интересы можно и демократически, т.е. по решению большинства. С другой стороны, еще А.Токвиль отмечал, что  свобода не связана исключительно  с какой-то одной формой политического  устройства и встречается не только в демократических государствах. Индивидуальная свобода, как противоположность  закрепощенному состоянию человека в тоталитарном государстве, не может  служить отличительным признаком  демократии. Тотальному вмешательству  политической власти в личную жизнь  человека противостоит не демократия, а анархия - отсутствие политической власти (или полный коммунизм по К.Марксу).

     Таким образом, любую политическую систему  можно представить как образ  в трехмерном пространстве политических режимов. Его проекция на одну из осей этого пространства (альтернатива «демократия « авторитаризм») покажет при этом, кому на деле принадлежит политическая власть: народу или единоличному правителю (кто властвует). Проекция на другую ось («либерализм « диктатура») покажет способ реализации государственной власти (как властвует). И по проекции на третью («анархия « тоталитаризм») мы увидим ответ на вопрос о пределах этой власти (над чем властвует).

 

     

     Глава II. Характеристика государственно-правовых режимов 

     2.1 Демократический государственно-политический  режим 

     Демократический политический режим – это такой  режим, при котором источником власти является народ5.

     Он  основывается на демократических методах  и средствах властвования и политического  участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:

     1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение. Законы  страны защищают народ от произвола  власти и власть от произвола  отдельных людей;

     2. Политическая власть носит легитимный  характер и осуществляет свои  функции в соответствии с принятыми  законами. Основной принцип политической  жизни демократического общества - "гражданам разрешено все,  что не запрещено законом, а  представителям власти - только та  деятельность, которая предусмотрена  соответствующими подзаконными  актами";

     3. Для демократического режима  характерно разделение властей  (отделение друг от друга законодательной,  исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным  правом издавать законы. Высшая  исполнительная власть (президент,  правительство) имеет право законодательной,  бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен  правом определять соответствие  издаваемых законов конституции  страны. В условиях демократии  три ветви власти уравновешивают  друг друга;

     4. Демократический режим характеризуется  правом народа влиять на выработку  политических решений (путем одобрения  или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами;

     5. Важной характеристикой демократического  политического режима является  политический плюрализм, предполагающий  возможность образования двух- или  многопартийной системы, конкуренция  политических партий и их влияние  на народ, существование на  законных основаниях политической  оппозиции как в парламенте  и вне его;

     6. Демократический политический режим  характеризуется высокой степенью  реализации прав человека. К ним  относятся нормы, правила и  принципы взаимоотношений государства  и граждан.

     Демократия  может осуществляться посредством  двух форм: прямой (непосредственной) и  представительной.

     Прямая  демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название –  непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты  прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции  граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

     Одни  из них – выборы, референдумы  – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции  государственных структур, другие имеют  консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных  институтов прямой формы демократии их влияние на механизмы принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение  воля народа.

     К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению  с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

     Недостатки  прямой демократии – это отсутствие стойкого желания у большинства  населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна  проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых  решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

     Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

     Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она  дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально  организует политическую систему и  т.п.

     К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.6

     Разумеется, и демократический режим имеет  свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых  исторических условиях этот режим ведет  к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

     Следует также иметь в виду, что демократический  режим появляется зачастую в тех  государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены  идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы  в организации и осуществлении  государственной власти.

     Кроме того, демократический режим в  устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

     «Государство  не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические  права и свободы, равный статус различных  форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.»7.

     Существуют  условия формирования и функционирования демократического политического режима такие, как:

     1) Политические, которые характеризуются  развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием  политических партий и движений  как мощных рычагов влияния  на общественно-политические и  социальные процессы, наличием политического  плюрализма;

     2) Экономические условия предполагают  наличие: высокого уровня индустриального  и экономического развития в  целом, высокой степени урбанизации,  развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной  конкурентной экономики и, наконец,  плюрализм форм собственности;

     3) Внешнеполитические условия обусловлены:  прямым военным, политическим, экономическим,  культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических  государств, а также стабильными  дружественными отношениями с  другими государствами и отсутствием  военной угрозы.

     4) Социальные условия заключаются  в относительно высоком уровне  благосостояния граждан, в сглаживание  социального неравенства, в рассредоточение  в обществе различных социальных  благ (декомпозиция социального  неравенства), в социальном плюрализме  и в наличие многочисленного  и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

     5) Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность  в целом), гражданскую политическую  культуру и демократические традиции.

Информация о работе Понятия и виды политических режимов