Понятия и виды политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:28, реферат

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве1.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремиться установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил. Но как понять какой в стране режим? Ответ прост необходимо разбираться в самом понятии «политический режим», а также знать характеристику основных его видов. Зная это мы сможем дать оценку современному состоянию российского государства, что тоже не мало важно, поскольку мы являемся гражданами этой страны.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…………4
1.1 Понятие государственного политического режима.………………………..5
1.2 Виды государственного политического режима.…………………………...8
Глава II. Характеристика государственно-правовых режимов……………….12
2.2 Демократический государственно-политический режим…………………12
2.2 Авторитарный государственно-политический режим….............................18
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………….23
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………............33

Файлы: 1 файл

Понятия и виды политических режимов.docx

— 63.58 Кб (Скачать)

     6)Религиозные  условия предполагают наличие  религии с установками на индивидуальную  свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).

     При характеристике демократического режима важно дать оценку демократического типа личности. Какой же должна быть эта личность? Эта личность, которую  характеризуют:

     1) полифоничность мышления;

     2) толерантность (терпимость к инакомыслию);

     3) конструктивность и созидательность,  терпимое отношение к существующей  власти;

     4) раскрепощенность, отсутствие зацикленности;

     5) многомерность восприятия;

     6) потребность в самореализации;

     7) осознанный выбор пути;

     8) достижение целей уже сейчас  с ориентацией на будущее.

     Мы  уже знаем, что из себя представляет демократический государственно-политический режим, но мы не знаем, какие существуют гарантии функционирования этого режима. Такие гарантии, как:

     - Система контроля со стороны  гражданского общества за деятельностью  государственных органов и аппарата.

     - Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.

     - Своевременное полное политическое  информирование граждан.

     - Ограничение срока пребывания  в представительных органах власти.

     - Упрощение отзыва депутатов и  смены чиновников.

     Хотелось  бы отметить, что без демократического политического режима в государстве  невозможно полное и всестороннее соблюдение прав и свобод человека. Именно на это  в демократическом обществе направленно  функционирование всех элементов политической системы.

     Демократического  общества не может быть без законодательства, устанавливающего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия  эффективных механизмов их защиты, в том числе без нормально  функционирующей подлинно независимой  судебной системы, без равенства  всех граждан перед законом и  судом, независимо от имущественного и  социального положения. Любое по-настоящему демократическое общество стремиться построить правовое государство.

     Истинно демократическое государство ограниченно  в возможности вмешательства  в частную жизнь граждан, деятельность их объединений. Гражданам должна быть предоставлена большая степень  свободы в выборе форм и механизмов осуществления своих гражданских  прав (более того это касается экономических, культурных, а также социальных прав). Необходимым признаком демократического политического режима является развитое гражданское общество. 

 

      2.2 Авторитарный государственно-политический  режим 

     Авторитарный  режим - это система правления, при  которой власть осуществляется одним  конкретным лицом при минимальном  участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или  правящая элитарная группа. Если этим лицом является королевская семья - в этом случае авторитарный режим  называется абсолютной монархией. Многие ученые считают авторитарный режим  промежуточным между демократией  и тоталитаризмом8.

     Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат  действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

     Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить  налоги без личного участия в  их обсуждении.

     Существующие  в авторитарных государствах для  ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме "Государство - это я", высказанном  Людовиком XIV.

     Представительные  органы на всех уровнях, даже если и  сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

     Авторитарный  режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой  конкуренции политических субъектов. Монополия на власть - принцип авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны  с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно  остаются) экономика, культура, межличностные  отношения. В известных пределах допускается также независимость  личности. Короче говоря, государство  дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты  гражданского общества.

     На  основе вышеперечисленного можно выделить общие черты авторитарных режимов. К числу таких черт относятся  следующие:

     авторитарная  власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется  народом и не ограничивается правом - кодифицированным либо обычным, опирающимся  на традицию;

     для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;

     при авторитаризме власть опирается  на административный, полицейский и  военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности  его непосредственного применения;

     авторитаризм  предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках  правящей элиты или вождя;

     в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;

     во  внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

     Необходимо  знать и условия, при которых  возникает авторитарный государственно-политический режим:

     1. Социальный и политический кризис  общества, выражающий переходный  характер переживаемого времени.  Для такого кризиса характерна  ломка устоявшихся традиций, образа  жизни, исторического уклада, которая  связана с резкой модернизацией  основных сфер общественной жизни  и совершается в течение одного-двух  поколений;

     2. С ломкой исторического уклада  жизни общества связано размывание  наличной социально-классовой структуры,  происходит маргинализация основной  массы населения. Появление больших  масс людей, «выбитых» из традиционных  «гнезд» существования, лишенных  собственности и видящих в  государстве и олицетворяющей  его фигуре вождя единственный  шанс на выживание, в значительной  мере радикализирует социальное  и политическое поведение маргинальных  переходных слоев, повышает степень  их активности, заряженной отрицательной  энергией разрушительства;

     3. В сфере социальной психологии  и идеологии нарастают настроения  заброшенности и отчаяния, стремление  к «восстановлению» социальной  справедливости путем установления  поголовного равенства, потребительское  отношение к жизни берет верх  над этикой производительного  труда. Рождается образ врага  народа, персонифицируемого в лице  какого-либо общественного института,  социальной группы или нации.  Возникает культ личности вождя,  с которым связываются последние  надежды на преодоление кризиса;

     4. В большой степени возрастает  роль исполнительных органов  государственной власти и основной  военной силы - армии, обращаемой  внутрь общества. Особое значение  приобретает бюрократия, без которой  невозможно функционирование - более  или менее успешное - исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом;

     5. Наконец, решающим условием возникновения  авторитаризма является лидер,  обладающий авторитетом, признаваемый  большинством нации, что обеспечивает  возможность бескровного, мирного  захвата власти определенной  политической группировкой. В ином  случае неизбежна гражданская  война, решающая спор между  партиями и вождями.

     В мировом обществе в XX веке имели  место различные виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской  Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический  режим (характерный для некоторых  стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

     Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции  людей на кризисную ситуацию, в  стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут  решать прогрессивные задачи, связанные  с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время  кризиса в некоторых странах  Западной Европы парламентский демократический  режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом  и после второй мировой войны  под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

     Механизм  утверждения авторитарных режимов  включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних  политических институтов и правителей, так и формально - демократические  процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма - господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий.

     У авторитарного государственно-правового  режима существуют свои слабые и сильные  стороны. Слабые стороны авторитаризма  заключаются в следующем: полная зависимость политики от позиции  главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у  граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения  общественных интересов.

     Достоинствами авторитарного режима являются: высокая  способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы  на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

     Авторитарные  режимы очень разнообразны, как говорилось ранее это и монархии, и диктаторские режимы, и военные хунты, и популистские системы правления и др.

     Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о  монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где  монархи являются действительными  правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

     Военное правление выражается во взятии военными власти и осуществлении ими управления страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. В  современных условиях пост социалистических стран “чистый” авторитаризм, не опирающийся  на активную массовую поддержку и  некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. 

     2.3 Тоталитарный государственно-политический  режим 

     Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» (от лат. Totus –  весь, целый, полный) определяет политическое устройство общества, при котором  государство стремиться к тотальному контролю за всеми сферами жизнедеятельности  общества9.

Информация о работе Понятия и виды политических режимов