Политика и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:22, реферат

Краткое описание

Политика - деятельность органов власти, объединений граждан и „отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей направленных на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти.

Оглавление

Как соотносятся политика и политическая
деятельность ……………………………….....…………………………3
Как соотносятся политика и экономика ………………………………3
Как соотносятся политика и власть ………………………….…..........4
Как соотносятся правовое государство и гражданское
общество ………………………………………………………….……..4
Как соотносятся политика и социальное обеспечение……………….5
Каковы направления современной политической мысли……………6
Как связаны политическая и социальная структура общества………7
Что представляет политическая система общества. России…………9
Что представляет политическая культура……………………………10
Как связана политика и национальные отношения………………….11
Каковы глобальные проблемы современного общества…………….13
Каково направление перспективного, прогрессивного развития России…………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………..…..........15

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

9. Ответственные работники аппарата  политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов;

10. Политические руководители общества;

11. Пенсионеры;

12. Учащиеся молодежь;

13. Военнослужащие.

После смены власти и  изменения политического курса  произошли существенные изменения  в уже существовавших элементах, социальной структуры и исчезновения некоторых вообще.

Появились новые элементы социальной структуры общества характерные  для всех развитых стран мира:

14. Мелкие, средние предприниматели  и фермеры;

15. Крупные предприниматели  (руководители банков, финансовых  компаний, промышленных негосударственных  предприятий);

16. Клан организованной  преступности.

8. Что представляет  политическая система общества. России.

Политическая система - часть политической сферы, интегрированная  совокупность государственных и  негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование взаимоотношений  между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок. Структуру политической системы общества можно представить:

- политическая власть;

- субъекты политики;

- политическая организация;

- политические отношения;

- политическая культура.

Сущность политической системы проявляется также через  ее функции. Основными из них являются:

- определение перспективных  и ближайших целей, задач, путей  развития общества, его социальных  общностей, слоев, групп, граждан на выполнение определенных целей задач, программ;

- проведение политики  практической деятельности в  гармонизации интересов и деятельности  государственных образований: штатов, кантонов, республик, т.п., классов,  наций, демографических групп  и других социальных общностей;

- духовно-идеологическая  деятельность.

Характер, структура, функции  политической системы общества обусловлены  его социально-экономической основой.

Декларировано, что Россия - правовое, федеративное государство  с республиканской формой правления. Высший орган власти - президент, парламент России - федеральное собрание, состоит из верхней палаты - совет федерации и нижней палаты - государственная дума.

Допускается оппозиция, гарантируются права и свободы, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Принципы разделения властей:

- законодательная, исполнительная, судебная.

9. Что представляет  политическая культура.

Культура - это качественная характеристика жизни общества (распределение, потребление материальных и духовных ценностей). Политкультура - это уровень и характер политических знании, оценок; содержание и качество традиций, ценностей, норм, регулирующих политические отношения.

В общей культуре можно  выделить ее итог (совокупность материальных и духовных ценностей) и процесс - сохранения, освоения, усвоения потребления: передачи, распространения ценностей, отобранных человечеством в ходе его развития как необходимых, истинно человеческих. Культура - процесс - это создание новых ценностей на базе исторически определенного уровня развития творчества, сил и способностей личности, общества.

В политкультуре выделяют ее историю, теорию, практику разных формаций, цивилизаций, эпох, периодов развития регионов, стран, народов.

Политическая культура - это совокупность стереотипов сознания и поведения социальной общности, т.е. укоренившихся представлений о политической жизни общества:

- о его политической  системе;

- о политическом режиме;

- о механизме власти  и управлении;

- о принятии решений и их реализации;

- о носителях властных  полномочий;

- о собственном месте  в политической жизни; компетентности, эффективности участия в политической  деятельности.

Составными элементами политической культуры являются:

- мировоззрение;

- убеждения и установки;

- поведение при решении  политических вопросов и т.д.

 

 

10. Как связана  политика и национальные отношения.

Национальные отношения - сложная социально-политическая категория, одна из специфических форм социальных отношений. В национальных отношениях проявляется вся совокупность общественных отношений. Поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по существу, вое аспекты взаимоотношений наций и народностей, регулируемых государственной властью, носят политический характер. Это обусловлено значением государства как важного фактора формирования и развития наций и народностей.

Национальная политика - это целостная система, представляющая собой концентрированное выражение  социально-экономической, языковой, демографической, правовой, культурной политики в отношениях между нациями и народностями.

Иными словами, национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию отношений между  нациями и народностями в основных сферах общественной жизни, как правило, закрепленная в соответствующих документах и юридических актах государства.

Основные концептуальные положения национальной политики: - признание права национального  самоопределения, равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к национализму и расизму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа за счет ущемления интересов других: народов, учет интересов малочисленных национальных групп.

При выработке и осуществлении  национальной политики следует учитывать  всю сложность и специфичность  национальных отношений как объекте  социального управления.

Во-первых, - степень решения  национального вопроса, национальных проблем. Национальный вопрос - это, прежде всего, отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, это неравенство уровней экономического и политического развития, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций великодержавных, привилегированных, это, и атмосфера национальной розни, вражды и распрей на национальной почве, закономерно возникающих в условиях дискриминации и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям, режима национальных привилегий.

Во-вторых, сложность  и специфичность национальных отношений  заключается в существовании  национальных интересов, которые в  определенной мере и определенных условиях могут выражать устремления к  самоопределению, самоуправлению, самоутверждению  очень широких слоев населения, можно сказать всех социальных групп.

В-третьих, - в заметном влиянии на межнациональные отношения национальных традиций, национальной психологии, национального самосознания. Это особенно проявляется на этапе национальных движений государственной независимости.

В-четвертых, - в огромном значении в жизни общества исторической памяти, традиций, особенностей национальной культуры, в которых запечатлены  единство судеб и своеобразие  духовного облика народа, его национальный характер.

В-пятых, - национальные процессы подвержены активному влиянию религии, в нашей стране особенно христианской и исламской, поэтому национальные чувства переплетаются с религиозными.

Основными стадиями управления современными национальными процессами выступают: прогнозирование, предвидение будущих демографических ситуаций и перспектив развития, политических последствий принимаемых решений, выработка и принятие управленческих задач; организационная и культурно-массовая, воспитательная работа для создания благоприятных условий реализации поставленных целей и задач; применительно к каждому этапу развития общества разрабатывается концепция национальной политики, в которой выделяется ведущий, приоритетный вопрос, требующий первоочередного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Каковы глобальные проблемы современного общества.

Современное высокоразвитое гражданское общество становится основой  стабильности политических режимов, и  если государство начинает шататься, его надежно подпирает прочная  структура гражданского общества. Гражданское общество становится как бы фундаментом, на который опирается государственная власть. Это особенно характерно для Скандинавских стран.

В основе благоденствия  государства и каждого его  гражданина лежит гражданское общество со всеми его атрибутами и, прежде всего личная ответственность каждого гражданина за результаты своего труда, в какую бы организацию или ассоциацию он не входил. В этом, пожалуй, основная, главная особенность современного этапа развития гражданского общества.

В ряде стран современный  этап развития гражданского общества характеризуется все большей актуализацией его национальных аспектов.

Как объективная реальность, гражданское общество является системой самоорганизующейся и саморазвивающейся. Вместе с тем практика, опыт высокоразвитых стран свидетельствуют, что гражданское общество функционирует и развивается гораздо успешнее и эффективнее, когда для этого не только складываются, но и создаются определенные благоприятные условия. Условия эти в значительной мере создает само общество, причем, с одной стороны, это делается через государство, с которым оно находится в единстве, с другой стороны - вопреки государству, так как это единство диалектическое, противоречивое.

Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью или участие опять же конкретное в обладании этой собственностью, право использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие собственности является базисным, фундаментальным условием свободы личности в гражданском, как и в любом другом, обществе, об этом неопровержимо свидетельствует практика жизнедеятельности общества.

Важным условием функционирования гражданского общества является наличие  в обществе развитой, многообразной  социальной структуры, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим и в количественном и в качественном отношении. При "размытой" социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Следящим условием жизнедеятельности  гражданского общества является достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности членов общества, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества.

12. Каково направление  перспективного, прогрессивного развития  России.

Направление перспективного развития России - дальнейшее развитие по пути демократических реформ.

Путь реформ можно  разделить на два взаимосвязанных  блока:

1) Дальнейшее совершенствование  политической системы обществ; 

2) Экономические реформы.

Под совершенствованием политической системы понимается: реформа законодательства - принятие законов в соответствии о международным правом и обеспечивающих соблюдение прав человека, исполнительной власти - неукоснительное соблюдение принимаемых законов, строгое следование им на местах, а также реорганизация органов исполнительной власти до уровня дееспособных и оперативных полномочных представительств на местах, обеспечение соблюдения прав человека, развитие структуры социального обеспечения; возрастание роли России в международных отношениях. Экономические реформы подразумевают:

- стабилизация финансовой  системы;

- выход экономики страны  из кризиса, стабилизация экономической  системы и прогрессивное развитие;

- возрастание роли  промышленного капитала;

- повышение общего  благосостояния граждан и т.д.  Постепенное вхождение России в мировую экономику и закрепление за собой статуса развитой промышленной державы.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Голосов Г. В., Лифанов А. В. Введение в политологию. - Учеб. пособие. Новосибирск, 1991

2. Краткий политический словарь. - 6-е изд. Москва, 1989.

3. Основы политологии: Курс лекций для высших учебных заведений. 'Киев, 1991.

4. Политология. Текст лекций. Часть 2, Учебное пособие /Колл. авторов./ - Москва, Изд-во РЭА им. Плеханова, 1992.

5. Политическая система  и политическая жизнь общества: Лекции по курсу "Политология "/под ред. Калины В. Ф./ - Москва, 1991.

 




Информация о работе Политика и власть