Политические системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 13:39, реферат

Краткое описание

Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсонсом. Впервые теория политическихсистем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50-60-хх гг. XX века. Затем она получила развитие в рудах Г.Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д.Дивайна и многих других ученых.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие политической системы как инструмента исследования……4

1.1. Тоталитарные и авторитарные политические системы…………….6

1.2. Авторитаризм………………………………………………………….9

2.Современная, демократия: понятие и возникновение……………………………………………………………………12

2.1. Понятие и измерение демократии…………………………………..12

2.2. Демократия классического либерализма…………………………...15

2.3. Плюралистическая демократия……………………………………...17

Заключение………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Сила  и слабость тоталитаризма 

     Тоталитаризм  в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах (например, в Корейской Народной Демократической Республике) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

     И все же тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество- самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно меняющегося мира. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководители являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропаганды. 

     1.2. Авторитаризм 

     Отличительные черты авторитаризма

     Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

     В целом же авторитарной политической системе присуши следующие черты:

     1. Автократизм (самовластие) или  небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх,  тиран)  или  группа  лиц  (военная  хунта, олигархическая группа и т.д.).

     2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

     3. Опора (реальная или  потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

     4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

     5. Отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

     6. Рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы

     деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).

     Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используются националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

     В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п.— для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или

     полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной  Корее, России, Казахстане и многих других государствах. Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все  кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

     В период после второй мировой войны  и, особенно, в последние десятилетия авторитарный политический строй чаще  всего носит переходный характер и ориентируется, хотя бы формально, на постепенный переход к демократии. 

     Реформаторские  возможности авторитаризма 

     В конце 80 — начале 90-х гг. значительно  возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

     В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную  эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.

     Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относятся полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

     В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

     В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

     Демократически  ориентирующиеся авторитарные недолговечны. Их реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической системы — демократия. 
 

     2. Современная демократия: понятие и возникновение

     2.1. Понятие и измерение демократии

     В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности? 

     Определения демократии 

     В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождение этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

     Производным от этимологического понимания демократии является ее более

     широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

     С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие – третье и четвертое – значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал  ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

     В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения. 

     Конституирующие признаки демократии 

     Можно выделить следующие характерные  черты демократии:

     1.Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ,  а  не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.

     2. Периодическая выборность основных  органов государства.

     3. Равенство прав граждан на  участие в управлении государством.

     4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. 

     Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например античная и современная демократии, американская и швейцарская системы и т.д. Названные общие  принципы  демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их. 

     Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии

     Народ, будучи сложной общностью людей, имеет  определенную  структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в  политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели  демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

Информация о работе Политические системы современности