Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 13:39, реферат
Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т.Парсонсом. Впервые теория политическихсистем была детально разработана крупным американским политологом Д.Истоном в 50-60-хх гг. XX века. Затем она получила развитие в рудах Г.Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д.Дивайна и многих других ученых.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие политической системы как инструмента исследования……4
1.1. Тоталитарные и авторитарные политические системы…………….6
1.2. Авторитаризм………………………………………………………….9
2.Современная, демократия: понятие и возникновение……………………………………………………………………12
2.1. Понятие и измерение демократии…………………………………..12
2.2. Демократия классического либерализма…………………………...15
2.3. Плюралистическая демократия……………………………………...17
Заключение………………………………………………………………..
Сила
и слабость тоталитаризма
Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее живуч. В отдельных странах (например, в Корейской Народной Демократической Республике) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
И
все же тоталитаризм – исторически
обреченный строй. Это общество- самоед,
не способное к эффективному созиданию,
рачительному, инициативному хозяйствованию
и существующее главным образом за счет
богатых природных ресурсов, эксплуатации,
ограничения потребления большинства
населения. Тоталитаризм – закрытое общество,
не приспособленное к своевременному
качественному обновлению, учету новых
требований непрерывно меняющегося мира.
Его адаптивные возможности ограничены
идеологическими догмами. Сами тоталитарные
руководители являются пленниками утопической
по своей сути идеологии и пропаганды.
1.2.
Авторитаризм
Отличительные черты авторитаризма
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
В
целом же авторитарной политической
системе присуши следующие
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5.
Отказ от тотального контроля
над обществом,
6. Рекрутирование политической элиты путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы
деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.).
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используются националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
В
последние десятилетия
полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах. Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
В
период после второй мировой войны
и, особенно, в последние десятилетия
авторитарный политический строй чаще
всего носит переходный характер и ориентируется,
хотя бы формально, на постепенный переход
к демократии.
Реформаторские
возможности авторитаризма
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том числе России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относятся полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
В современных условиях постсоциалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.
Демократически
ориентирующиеся авторитарные недолговечны.
Их реальной перспективой является более
устойчивый в современных условиях тип
политической системы — демократия.
2. Современная демократия: понятие и возникновение
2.1. Понятие и измерение демократии
В
XX веке слово «демократия» стало, пожалуй,
самым популярным у народов и политиков
всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного
политического движения, которое не претендовало
бы на осуществление демократии, не использовало
этот термин в своих, часто далеких от
подлинной демократии целей. Что же представляет
собой демократия и в чем причины ее популярности?
Определения
демократии
В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождение этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».
Производным от этимологического понимания демократии является ее более
широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.
С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие – третье и четвертое – значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.
В
четвертом значении демократия рассматривается
как социальное и политическое движение
за народовластие, осуществление демократических
целей и идеалов. Это движение возникло
в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом
за освобождение и равноправие третьего
сословия и в ходе истории постепенно
расширяет диапазон своих целей и участников.
Современные демократические движения
чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы,
христианские демократы, либералы, новые
социальные и другие движения.
Конституирующие
признаки демократии
Можно выделить следующие характерные черты демократии:
1.Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.
2.
Периодическая выборность
3.
Равенство прав граждан на
участие в управлении
4.
Принятие решений по большинству и подчинение
меньшинства большинству при их осуществлении.
Эти
требования являются минимальными условиями,
позволяющими говорить о наличии демократической
формы правления в той или иной стране.
Однако реальные политические системы,
основанные на общих принципах демократии,
весьма существенно отличаются друг от
друга, например античная и современная
демократии, американская и швейцарская
системы и т.д. Названные общие принципы
демократии дают возможность выделить
основные критерии, позволяющие различать
и классифицировать многочисленные теории
и практические демократические модели
и как бы измерять их.
Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое целое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.