Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 13:22, реферат
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
Введение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал еще в V в. до н.э. величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.
В
научной литературе общепризнанным
считается то, что особым ключевым
элементом политической системы
Российской Федерации выступает
само государство, его органы, что
соответствует
Изменилась и роль граждан в политической системе. Она не сводится к пассивному восприятию готовых и заданных государством стереотипов, а предполагает значительную свободу выбора вариантов, поведения в политических и иных сферах жизнедеятельности. Граждане не порицаются за независимость суждений, оппозиционность по отношению к органам власти, что имело место в дореформенный период.
Следовательно,
рассмотрение и осмысление названной
проблемы представляет научный интерес.
Это подтверждается содержанием
исследования, включающего не только
детальную характеристику политической
системы современной России, но и
анализ ее правовых предпосылок, определение
роли личности в сфере политики и
права, иных факторов, оказывающих влияние
на деятельность партий, общественных
движений, СМИ в политической сфере
жизнедеятельности Российского
общества.
Термин
«политическая система» был введен
в политологию, теорию государства
и права в 60-70-х годах ХХ века.
Его использование было обусловлено
нарастающим пониманием системного
характера политики, политической деятельности.
Процессы развития общества предопределили
то, что власть перестала быть монополией
государства, иметь сложный характер,
поскольку в них стали
К тому же, прежде используемая «политическая организация общества», понимаемая как совокупность специальных государственных и общественно-политических учреждений и институтов, непосредственно осуществляющих политические функции в обществе, не охватывала всего многообразия политической жизни общества.
Соответственно, в связи с новыми подходами к осмыслению динамики политических процессов появилось понятие «политическая система». Однако это была не простая замена слова «организация» на слово «система».
Примечательно то, что в исследованиях того периода элементы политической организации общества (государство, партии, общественные организации) рассматривались расчленено, не системно и функционально. Усилия ученых были ориентированы на познание специфики политических организаций, в то время как поведению людей - участников политических отношений не уделялось должного внимания.
Разработка понятия «политическая система» должна была способствовать интегрированию и дифференциации всех основных понятий и категорий политических отношений, осознано значение и роли субъектов политической системы, их взаимодействия, что, в конечном счете, и было достигнуто.
Эта проблема актуальна и в настоящее время, в связи с преобразованиями, производимыми в современной России. Сегодня в этой области отношений необходим иной уровень теоретического знания, который обобщил бы новые данные о государственно-правовых институтах и иных элементах политической системы, тенденциях ее развития. Новые процессы в государственно-правовой, политической жизни нашего общества – существенный фактор, влияющий на необходимость пересмотра многих привычных представлений о существующих социальных институтах, формах их деятельности, значимости роли личности в политической жизни общества.
Политическая
система – одна из частей общественной
системы, в которую входят экономическая,
социальная, идеологическая, этическая,
правовая, культурная и иные подсистемы.
Каждая из названных подсистем, если
ее рассматривать отдельно, состоит
из определенных институтов и отношений,
которые образуют относительно самостоятельную
систему. Экономическая система, как
видно, состоит из различного рода органов,
организаций, предприятий, по-видимому,
включает индивидуальных предпринимателей
и других субъектов, осуществляющих
хозяйственно-экономическую
Политическая
система в структуре названных
социальных образований занимает своеобразное
место, взаимодействует с
Известный российский политолог И.М. Чудинова считает, что определяющим в понятии политической системы выступает возможность граждан принимать участие в управлении обществом. Она же, исходя из особенностей политической системы, определяет ее как интегрированное выражение власти и политики в социально-политических институтах, политических отношениях, обеспечивающих управление и регулирование социально-политической жизнью общества. Д. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются ценности, которые признаются всем обществом. Основным ее назначением является как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти функции политической системы характеризуют ее специфику среди других окружающих ее подсистем общества.
Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства слияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а так же отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.
Какие же практические задачи призвана решать теория политической системы в политологии и в чем усматривается ее практический аспект?
Во-первых, теория политической системы, по мнению ее создателей, призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по выработке мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности.
Во-вторых, теория политической системы призвана способствовать, по замыслу ее создателей, дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей социальной средой.
Политическая
система общества всегда предстает
как специфическая, но все же относительно
замкнутая система, анализ которой
показывает, что: 1) каждый из субъектов
политической системы общества как ее
системный элемент органически обусловлен
всеми другими ее элементами и функционированием
системы в целом. 2) Политическая система
общества не просто сумма любых субъектов,
а система внутренне организованных ее
элементов. 3) Только системное изучение
элементов политической системы общества
может дать объективную информацию обо
всей политической системе общества. 4)
Существенные свойства государства, как
и других элементов политической системы,
определяются суммарным воздействием
на него всех элементов политической системы
в целом.
Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений.
Политическая
система сформирована по принципу пирамидальной
иерархии: с массовой социальной базой
в основе, вершиной государственной
власти в высшем ее эшелоне. Таким
же образом построены и ее подсистемы,
имеющие вертикальные структуры (от
массовой базы – к руководящим
учреждениям): партии, крупные общественные
организации, союзы и т.п. На каждом
из уровней, на которые разделена
политическая система, образуются специфические
структуры и отношения между
ними. Исследование столь сложно организованной
системы составляет одну из центральных
задач политической науки и определяется
несколькими руководящими принципами.
В литературе последнего времени в рамках политической системы выделяют шесть укрупненных подсистем, каждая из которых характеризует ее специфические стороны: институционную (организационную), нормативно-регулятивную, функциональную, идеологическую, информационную, коммуникативную. Обратим внимание на их особенности.
1.Институционная (организационная) подсистема – основанная в политической системе. Она включает государство, политические партии, общественно-политические движения и т.д. эту подсистему можно определить как совокупность политических учреждений, участвующих в политической жизни страны на легитимной основе. Значимость организационного фактора в функционировании российской политической системы определяется также и тем, что партийные, государственные и иные образования формируют, структурируют интересы членов общества, придают им определенную целенаправленность, обеспечивают связи с элементами власти.
2.Регулятивная подсистема – система нормативных регуляторов (нормы права, политические нормы, нормы морали, политические традиции и др.), упорядочивающие политические отношения между людьми, организующие их поведение, деятельность в политической жизни общества. Эта подсистема отражает всю многогранность, сложность политической жизни. Она выступает формой объективно существующих связей и способов взаимодействия в сфере политики.
3.Функциональная подсистема раскрывает содержание действий и функционирования на практике тех или иных элементов политической системы, представляет собой приемы и методы осуществления политической власти. Поскольку центральное место среди носителей политической власти принадлежит государству, то и данная подсистема в большей мере зависит от него. Основными методами осуществления политической власти являются демократический и антидемократический.