- Политическая система современной России
Политическая система
современной России определяется Конституцией,
которая принята на всенародном
референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии
со статьей 1 Конституции Российская
Федерация - есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления.
Определение Российской Федерации
в качестве демократического государства
раскрывается прежде всего в положении
о том, что единственным источником
власти в России является народ, кроме
того, в положении о том, что
эту власть сам народ и осуществляет
как непосредственно, так и через
органы государственной власти и
органы местного самоуправления.
Демократичность Российского
государства проявляется и в
том, что его граждане равноправны
и обладают широкими правами и
свободами, в том числе правом
участвовать в управлении делами
государства. В Российском государстве
установлена выборность органов
законодательной власти и представительных
органов местного самоуправления, ряда
руководящих должностных лиц - Президента
Российской Федерации, глав региональной
и местной администрации и
т. д.
Характеристика Российского
государства в качестве федеративного
указывает на форму его устройства.
Федерация - это государство, состоящее
в свою очередь из государств и (или)
государственно-подобных образований,
близких по статусу к государству.
В составе Российской Федерации
находятся республики, края, области,
города федерального значения, автономная
область и автономные округа.
В Российской Федерации наряду
с федеральными органами государственной
власти, осуществляющими свои полномочия
на всей ее территории, имеются органы
государственной власти соответствующих
субъектов Федерации. Они осуществляют
всю полноту государственной
власти на своей территории в пределах
своих полномочий. Субъекты Российской
Федерации имеют свое законодательство;
их статус закреплен не только в
федеральном законодательстве, но и
в конституциях республик, уставах
краев, областей, округов, городов федерального
значения.
Наличие единой федеральной
государственной власти отличает федерацию
от конфедерации, которая не является
государством. Федеративное устройство
России находит свое отражение в
структуре ее представительного
и законодательного органа — Федерального
Собрания, состоящего из двух палат
– Совета Федерации и Государственной
Думы.
Для России с ее огромными
территориями, с множеством регионов,
значительно отличающихся друг от друга
по своим природным и экономическим
условиям, с большим разнообразием
исторических и национально-культурных
особенностей проживающих в ней
народов именно последовательный федерализм
является оптимальной политико-юридической
формой сочетания главных интересов
Российской Федерации в целом
и составляющих ее субъектов.
<неи
Характеристика Российской Федерации
в качестве правового государства
означает, что в организации и
деятельности государства превалируют
принципы права, а не мотивы
политической целесообразности. Правовое
государство «связано» правом, исходит
из признания неотчуждаемых (прирожденных)
прав и свобод человека и
возложения на государство обязанности
соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина.
Власть осуществляют только те,
кто на это уполномочен Конституцией
и законами, причем в рамках
предусмотренных ими предметов
ведения и полномочий. Гарантирована
судебная защита прав и свобод
человека и гражданина. <неи
Понятие «республиканская форма
правления» характеризует государство,
в котором все высшие органы
государственной власти либо
избираются, либо формируются общенациональными
избранными представительными учреждениями.
Республиканская форма правления
предполагает также, в частности,
что соответствующие лица избираются
в коллегиальные органы на
определенный срок и что решения
в этих органах принимаются
большинством. Республика отличается
от монархии, где главой государства
является, как правило, лицо, получающее
прерогативы государственной власти
по наследству (король, царь, император
и т. д.), и где выборного представительного
органа государственной власти
может и не быть. Главой государства
в Российской Федерации является
ее Президент, избираемый гражданами
сроком на четыре года, а представительным
и законодательным органом –
Федеральное Собрание (парламент), одна
из палат которого — Совет
Федерации — составляется из
двух представителей от каждого
субъекта Российской Федерации,
а другая - Государственная Дума
- избирается населением сроком
на четыре года. <неи
Государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на
основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны.
<неи Такое
разделение единой государственной
власти выражается, прежде всего,
в осуществлении каждой из
них самостоятельными, независимыми
друг от друга структурами
государственного механизма. Целью
такого разделения является обеспечение
гражданских свобод и законности,
создание гарантий от произвола.
В условиях разделения властей
одна ветвь государственной власти
ограничивается другой, различные
ее ветви взаимно уравновешивают
друг друга, действуя как система
сдержек и противовесов, предотвращая
монополизацию власти каким-либо
одним институтом государства. <неи
Согласно Конституции, на общефедеральном
уровне законодательную власть
осуществляет Федеральное Собрание,
исполнительную — Правительство,
а судебную — федеральные суды
(Конституционный Суд, Верховный
Суд, Высший Арбитражный Суд
и иные федеральные суды). Президент
Российской Федерации не является
органом какой-либо из трех властей,
а, как сказано в части второй статьи 80,
«обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти». <неи
Принцип разделения властей, закрепленный
в общей форме статьей 10, реализуется и
конкретизируется в нормах Конституции,
определяющих статус Президента, Федерального
Собрания, Правительства и судов Российской
Федерации. Содержание этих норм показывает,
что принцип разделения властей предполагает
их конструктивное взаимодействие. <неи
Так, обособление функции принятия законов
и наделение соответствующими полномочиями
Федерального Собрания (федеральные законы
принимаются Государственной Думой и
одобряются Советом Федерации) сочетается
с правом Президента отклонять законы,
что влечет их возврат в парламент для
вторичного обсуждения, а также издавать
указы (в том числе нормативного характера),
которые не должны противоречить законам,
и правом Правительства издавать постановления
и распоряжения на основании и во исполнение
Конституции, федеральных законов и нормативных
указов Президента. Такой статус Президента
произведен от его титула главы государства
и гаранта Конституции. <неи
Акты исполнительного характера, издаваемые
Правительством, связаны с необходимостью
повседневного осуществления организующей
деятельности и неизбежным наделением
исполнительной власти дискреционными
полномочиями (дискреция—право усмотрения
в рамках, определенных законом). <неи
Лишь закон, а не какие бы то ни было иные
соображения, а также посторонние влияния,
требования и указания, — основа правосудия,
судебной деятельности. Независимость
является важнейшей характеристикой,
отличающей судебную власть. При решении
конкретных дел суды независимы даже от
вышестоящих судов. <неи
Особую роль в обеспечении принципа разделения
властей играет Конституционный Суд Российской
Федерации, правомочный решать дела о
соответствии Конституции Российской
Федерации, в частности, федеральных законов,
нормативных актов Президента, Федерального
Собрания, Правительства Российской Федерации.
<неи Понимая
самостоятельность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти как
их известную независимость (в границах
собственных полномочий) друг от друга,
ее нельзя трактовать как независимость
этих органов от Конституции и законов,
как их свободу от контроля со стороны
общества. <неи
В Российской Федерации признается идеологическое
и политическое многообразие, предполагающее
многопартийность. Общественные объединения
равны перед законом, что предполагает
пресечение попыток восстановления монополии
какой бы то ни было партии. <неи
Многопартийность стала неотъемлемой
частью общественной жизни. Конституционное
закрепление этого положения означает
необратимость процесса становления гражданского
общества, в котором партии играют роль
посредника между гражданским обществом
и государством. <неи
Следует отметить, что политическая система
России находится в стадии становления,
так как не все конституционные нормы
являются реализованными в политической
практике.<неи <неи
2. Оценка современной политической системы
России и принципы ее развития.<неи
<неи 1. Общая оценка развития
политической системы страны с конца 90-х
годов и характеристика - в сравнительном
аспекте – современного состояния политических
институтов: <неи • краткая
сравнительная характеристика современной
политической системы России;<неи<неи
• оценка эволюции и состояния законодательного
обеспечения деятельности политических
институтов страны.<неи
Главная характеристика современной российской
политики – господство авторитарной коррумпировано-бюрократической
системы. В этой политической системе,
вопреки формально существующей Конституции,
отсутствует реальная, полноценная политическая
дискуссия, политические партии лишены
возможности эффективно работать, из некоммерческого
сектора последовательно выдавливается
правозащитная составляющая, разделение
властей превращено в фикцию, суды не являются
независимыми, выборы дискредитированы.<неи
2. Тенденции развития политической системы
и политических институтов.<неи
Существующая в России политическая система
при относительно благоприятной экономической
ситуации и международной конъюнктуре,
способна определенное время обеспечивать
поддержание стабильности власти, но не
решает ни одну из стратегических проблем
страны.<неи Наиболее
актуальную угрозу мы видим в сознательном
и последовательном ограничении возможностей
для общественной дискуссии, снижении
культурного и политического уровня, быстрой
провинциализации страны в сочетании
с криминализацией населения и государственных
структур. «Управляемая» дискуссия в рамках,
заранее определенных чиновниками, с неприкосновенными
лицами и табуированным темами, – это
разговор, далекий от реальный жизни и
потому неэффективный. Он неспособен выполнять
основную функцию общественной дискуссии
– генерировать идеи, предлагать решения.<неи
Абсолютное недоверие к государству и
его институтам, к властям и правоохранительным
органам критически значимой части населения
страны - наиболее существенная черта
современной политической системы России.
Исчезает ключевое условие движения страны
вперед, реальных реформ, успешной модернизации
– доверие населения к институтам государства
и авторитет закона.<неи
Сегодняшние высокие рейтинги популярности
первых лиц государства в сочетании с
крайне низкими показателями доверия
ко всем без исключения государственным
и общественным институтам свидетельствуют
о чрезвычайной непрочности созданной
политической системы и хрупкости так
называемой "политической стабильности".<неи
В действительности, внутри общества идет
глубокий процесс делегитимации власти
в результате продолжающегося подрыва
(а как показывает реальная явка на октябрьских
выборах 2009 г. и окончательной утраты)
доверия к институту выборов.<неи
Естественная перспектива этой системы
в случае сохранения благоприятной конъюнктуры
– стагнация, продолжение и углубление
стратегического отставания в развитии
не только от ведущих держав мира, но и
от интенсивно развивающихся стран.<неи
Нерешенными останутся демографическая
проблема, проблема освоения и развития
восточных территорий страны, создания
современной инфраструктуры, не говоря
уже о модернизации в широком, стратегическом
понимании.<неи
Неизбежно научно-техническое отставание
и «бегство мозгов». В современном постиндустриальном
глобальном мире "мозги" невозможно
спрятать за «железным занавесом» и принудить
создавать инновации. Талантливые люди
будут уезжать туда, где есть свобода.
Потому, что "свобода лучше, чем не свобода".
И это ключевое условие реализации творческого
потенциала личности в современном мире.<неи
Уже в среднесрочной перспективе может
быть пройдена «точка невозврата» в деле
совершенствования политической системы,
когда процессы разложения (как, например,
сейчас это происходит в системе МВД),
станут необратимыми, и речь будет идти
только об их замедлении тем или иным способом.<неи
Кроме того, перспективой является уменьшение
существовавших все последнее время возможностей
влияния России на мировую политику. Следствия
этого - сужение реального участия в решении
глобальных проблем за счет усиления неформальной
изоляции в ответ на фактическое отсутствие
и сознательное нежелание культивировать
в стране политическую систему, основанную
на общепринятой европейской системе
принципов и ценностей, и систематическое
выдвижение заведомо неприемлемых для
абсолютного большинства мировых держав
условий и требований в сочетании с экономическим
и политическим ослаблением.<неи
В случае существенного сокращения государственных
доходов резко возрастает опасность развития
дезинтеграционных процессов – инфраструктурных,
социально-политических, региональных,
экономических. Созданная в России политическая
система рассчитана на ситуацию обильного
притока ресурсов. Она полагается на силовые
авторитарные, в том числе и неформальные,
рычаги управления ситуацией. Однако в
условиях резкого сокращения ресурсов,
сопровождающегося тотальной криминализацией,
российская политическая система будет
стремительно терять свое влияние. В роли
арбитра и регулятора она просто не будет
нужна. Реальный контроль над ситуацией
будет переходить к теневым, криминальным
структурам, которые будут сосуществовать
с чиновниками по принципу "вседозволенность
в обмен на "отсутствие" проблем".<неи
Ослабление власти будет сопровождаться
актуализацией дезинтеграционных процессов
всех типов. В территориальном плане они,
прежде всего, коснутся Северного Кавказа
и Дальнего Востока. На Северном Кавказе
факторы дезинтеграции - коррупция, подполье
идейное и подполье коррупционное, выстраивающие
между собой различные конфигурации взаимоотношений.
На Дальнем Востоке ведущие дезинтеграционные
факторы – отсутствие инфраструктуры
и депопуляция.<неи
Особую опасность при любом варианте развития
событий представляет деградация общественного
сознания в результате подмены общественной
дискуссии по ключевым проблемам жизни
страны имитацией и осуществления медиа-политики,
ориентированной на отвлечение населения
от серьезных тем, «балаганизацию» информационного
пространства.<неи
3. Основные направления дальнейшей эволюции
политической системы страны: <неи
• проблемы повышения уровня политической
культуры;<неи • направления
оптимизации избирательной системы на
федеральном и региональном уровнях;<неи
• проблемы совершенствования информационного
обеспечения политической деятельности
в регионах.<неи
Очевидно, что совершенствование российской
политической системы отнюдь не сводится
к вопросу об улучшении организации проведения
выборов. Для преодоления политической
стагнации не достаточно внесения изменений
в избирательное законодательство и борьбы
с фальсификациями. Дело далеко не только
в технической процедуре выборов. Как
известно, в условиях гигантской коррупции,
отсутствия свободы слова, реальной общественной
дискуссии и прозрачного финансирования
политической деятельности даже идеально
организованные выборы превращаются в
соревнование опасных социальных популистов,
становятся инструментом для прихода
к власти, например, нацистских или фашистских
сил.<неи Без серьезнейшего
внимания к повышению политической культуры
и свобода слова, и выборы в нашей стране
станут праздником демагогов и популистов,
которые ее окончательно и похоронят.<неи
Главные, первоочередные задачи общества
и государства в сфере создания современной
политической системы и политической
реформы – не коррекция частностей, а
привнесение в российскую политику жизни
и смысла.<неи
Только в таком случае она будет интересна
людям и достойна их доверия. Чтобы этого
добиться, прежде всего, нужно поднимать
уровень общественного сознания и открывать
возможности для участия людей во власти
и в политике. <неи
<неи <неи Заключение<неи
<неи <неи Я считаю,
что для предотвращения развала российской
политической системы, (как это было с
советской) в 2010 - 2012 г.г. необходимы следующие
первоочередные постепенные, но решительные
шаги:<неи 1. В контролируемых
государством СМИ проводится политика
отмены политической и идеологической
цензуры и запрета на критику высших чиновников,
включая президента и председателя правительства.
Попытки административного воздействия
на СМИ и журналистов со стороны властей
расцениваются как нарушение статьи 29
Конституции РФ и преследуются по закону.
В течение ближайших двух лет создается
Общественное телевидение, открытое для
всех точек зрения и свободное от политической
цензуры и государственной пропаганды.<неи
2. Руководство страны четко и недвусмысленно
определяет стратегическую перспективу
России как современного европейского
государства, основанного на разделении
властей, приоритете человеческой жизни
и прав человека; принимаются государственные
решения, принципиально и однозначно оценивающие
сталинизм, политический произвол и лицемерную
идеологию советского периода.<неи
3. Полностью восстанавливаются в правах
некоммерческие гражданские объединения
(НКО). Отменяются все необоснованные и
противоречащие международной практике
запреты на получение ими финансовой помощи.<неи
4. Осуществляется комплекс мер по обеспечению
независимости суда, исправлению судебных
ошибок и пересмотру неправосудных приговоров.
Вводится система административных судов
с отдельным производством по злоупотреблениям
чиновников.<неи 5. Под общественный
контроль ставятся все правоохранительные
структуры государственной исполнительной
власти, в первую очередь МВД.<неи
6. Чиновники переводятся на контрактный
метод работы и с ними заключается государственный
контракт. Все блага, получаемые ими по
контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат
изъятию в случае его расторжения за коррупцию,
произвол и безделье. Все это полностью
и в первую очередь относится к судьям,
милиции, прокуратуре и спецслужбам. Резко
ужесточается ответственность работников
правоохранительной системы за отступления
от буквы закона, которые в их случае должны
рассматриваться как тяжкие уголовные
преступления.<неи 7. Законодательно
ограничивается возможность исполнительной
власти вмешиваться в партийное строительство
и избирательный процесс.<неи
8. Принимаются меры против избыточного
влияния и вмешательства бизнеса в политику:
законы о прозрачности финансирования
политических партий, о лоббировании в
парламенте, о запрете представителям
крупного бизнеса занимать государственные
должности. Вводится запрет для работников
законодательной, исполнительной и судебной
власти входить в советы директоров государственных
компаний и компаний с государственным
участием, а тем более возглавлять эти
советы.<неи 9. Признается незыблемость
частной собственности и права собственников,
в т.ч. и их политическое право открыто
и прозрачно финансировать в рамках закона
политические партии и движения.<неи
10. Местное самоуправление освобождается
от всех видов избыточного государственного
контроля и наделяется минимально достаточными
и закрепленными на постоянной основе
финансовыми источниками.<неи
11. Вводится система действительно альтернативных,
конкурентных выборов всех уровней, снижается
проходной барьер для партий на выборах
всех уровней, принимаются меры, предотвращающие
помещение во главе партийных списков
«паровозов» - известных лиц, заведомо
не собирающихся работать в представительных
органах, вводится запрет на занятие выборных
должностей одним человеком более двух
сроков, существенно снижается доля чиновников
и лиц, зависимых по службе от администрации,
в составе избирательных комиссий. Восстанавливается
выборность Совета Федерации.<неи
<неи <неи <неи