Политическая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:31, реферат

Краткое описание

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Файлы: 1 файл

Политическая система современной России.docx

— 24.47 Кб (Скачать)
  1. Политическая система современной России

 

Политическая система  современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном  референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления.

Определение Российской Федерации  в качестве демократического государства  раскрывается прежде всего в положении  о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме  того, в положении о том, что  эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

Демократичность Российского  государства проявляется и в  том, что его граждане равноправны  и обладают широкими правами и  свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве  установлена выборность органов  законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и  т. д.

Характеристика Российского  государства в качестве федеративного  указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее  в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации  находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной  власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих  субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной  власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в  федеральном законодательстве, но и  в конституциях республик, уставах  краев, областей, округов, городов федерального значения.

Наличие единой федеральной  государственной власти отличает федерацию  от конфедерации, которая не является государством. Федеративное устройство России находит свое отражение в  структуре ее представительного  и законодательного органа — Федерального Собрания, состоящего из двух палат  – Совета Федерации и Государственной  Думы.

Для России с ее огромными  территориями, с множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга  по своим природным и экономическим  условиям, с большим разнообразием  исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней  народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической  формой сочетания главных интересов  Российской Федерации в целом  и составляющих ее субъектов.

 

 

 

 

 

<неи        Характеристика Российской Федерации  в качестве правового государства  означает, что в организации и  деятельности государства превалируют  принципы права, а не мотивы  политической целесообразности. Правовое  государство «связано» правом, исходит  из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и  возложения на государство обязанности  соблюдать и защищать права  и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией  и законами, причем в рамках  предусмотренных ими предметов  ведения и полномочий. Гарантирована  судебная защита прав и свобод  человека и гражданина. <неи        Понятие «республиканская форма  правления» характеризует государство,  в котором все высшие органы  государственной власти либо  избираются, либо формируются общенациональными  избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления  предполагает также, в частности,  что соответствующие лица избираются  в коллегиальные органы на  определенный срок и что решения  в этих органах принимаются  большинством. Республика отличается  от монархии, где главой государства  является, как правило, лицо, получающее  прерогативы государственной власти  по наследству (король, царь, император  и т. д.), и где выборного представительного  органа государственной власти  может и не быть. Главой государства  в Российской Федерации является  ее Президент, избираемый гражданами  сроком на четыре года, а представительным  и законодательным органом –  Федеральное Собрание (парламент), одна  из палат которого — Совет  Федерации — составляется из  двух представителей от каждого  субъекта Российской Федерации,  а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком  на четыре года. <неи        Государственная власть в Российской  Федерации осуществляется на  основе разделения на законодательную,  исполнительную и судебную. Органы  законодательной, исполнительной  и судебной власти самостоятельны. <неи        Такое  разделение единой государственной  власти выражается, прежде всего,  в осуществлении каждой из  них самостоятельными, независимыми  друг от друга структурами  государственного механизма. Целью  такого разделения является обеспечение  гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.  В условиях разделения властей  одна ветвь государственной власти  ограничивается другой, различные  ее ветви взаимно уравновешивают  друг друга, действуя как система  сдержек и противовесов, предотвращая  монополизацию власти каким-либо  одним институтом государства. <неи        Согласно Конституции, на общефедеральном  уровне законодательную власть  осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство,  а судебную — федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд  и иные федеральные суды). Президент  Российской Федерации не является  органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». <неи        Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие. <неи        Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции. <неи        Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция—право усмотрения в рамках, определенных законом). <неи        Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, — основа правосудия, судебной деятельности. Независимость является важнейшей характеристикой, отличающей судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов. <неи        Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. <неи        Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества. <неи        В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии. <неи        Многопартийность стала неотъемлемой частью общественной жизни. Конституционное закрепление этого положения означает необратимость процесса становления гражданского общества, в котором партии играют роль посредника между гражданским обществом и государством. <неи        Следует отметить, что политическая система России находится в стадии становления, так как не все конституционные нормы являются реализованными в политической практике.<неи    <неи    2. Оценка современной политической системы России и принципы ее развития.<неи        <неи    1. Общая оценка развития политической системы страны с конца 90-х годов и характеристика - в сравнительном аспекте – современного состояния политических институтов: <неи    •  краткая сравнительная характеристика современной политической системы России;<неи<неи    •  оценка эволюции и состояния законодательного обеспечения деятельности политических институтов страны.<неи        Главная характеристика современной российской политики – господство авторитарной коррумпировано-бюрократической системы. В этой политической системе, вопреки формально существующей Конституции, отсутствует реальная, полноценная политическая дискуссия, политические партии лишены возможности эффективно работать, из некоммерческого сектора последовательно выдавливается правозащитная составляющая, разделение властей превращено в фикцию, суды не являются независимыми, выборы дискредитированы.<неи        2. Тенденции развития политической системы и политических институтов.<неи        Существующая в России политическая система при относительно благоприятной экономической ситуации и международной конъюнктуре, способна определенное время обеспечивать поддержание стабильности власти, но не решает ни одну из стратегических проблем страны.<неи        Наиболее актуальную угрозу мы видим в сознательном и последовательном ограничении возможностей для общественной дискуссии, снижении культурного и политического уровня, быстрой провинциализации страны в сочетании с криминализацией населения и государственных структур. «Управляемая» дискуссия в рамках, заранее определенных чиновниками, с неприкосновенными лицами и табуированным темами, – это разговор, далекий от реальный жизни и потому неэффективный. Он неспособен выполнять основную функцию общественной дискуссии – генерировать идеи, предлагать решения.<неи        Абсолютное недоверие к государству и его институтам, к властям и правоохранительным органам критически значимой части населения страны - наиболее существенная черта современной политической системы России. Исчезает ключевое условие движения страны вперед, реальных реформ, успешной модернизации – доверие населения к институтам государства и авторитет закона.<неи        Сегодняшние высокие рейтинги популярности первых лиц государства в сочетании с крайне низкими показателями доверия ко всем без исключения государственным и общественным институтам свидетельствуют о чрезвычайной непрочности созданной политической системы и хрупкости так называемой "политической стабильности".<неи        В действительности, внутри общества идет глубокий процесс делегитимации власти в результате продолжающегося подрыва (а как показывает реальная явка на октябрьских выборах 2009 г. и окончательной утраты) доверия к институту выборов.<неи        Естественная перспектива этой системы в случае сохранения благоприятной конъюнктуры – стагнация, продолжение и углубление стратегического отставания в развитии не только от ведущих держав мира, но и от интенсивно развивающихся стран.<неи        Нерешенными останутся демографическая проблема, проблема освоения и развития восточных территорий страны, создания современной инфраструктуры, не говоря уже о модернизации в широком, стратегическом понимании.<неи        Неизбежно научно-техническое отставание и «бегство мозгов». В современном постиндустриальном глобальном мире "мозги" невозможно спрятать за «железным занавесом» и принудить создавать инновации. Талантливые люди будут уезжать туда, где есть свобода. Потому, что "свобода лучше, чем не свобода". И это ключевое условие реализации творческого потенциала личности в современном мире.<неи        Уже в среднесрочной перспективе может быть пройдена «точка невозврата» в деле совершенствования политической системы, когда процессы разложения (как, например, сейчас это происходит в системе МВД), станут необратимыми, и речь будет идти только об их замедлении тем или иным способом.<неи        Кроме того, перспективой является уменьшение существовавших все последнее время возможностей влияния России на мировую политику. Следствия этого - сужение реального участия в решении глобальных проблем за счет усиления неформальной изоляции в ответ на фактическое отсутствие и сознательное нежелание культивировать в стране политическую систему, основанную на общепринятой европейской системе принципов и ценностей, и систематическое выдвижение заведомо неприемлемых для абсолютного большинства мировых держав условий и требований в сочетании с экономическим и политическим ослаблением.<неи        В случае существенного сокращения государственных доходов резко возрастает опасность развития дезинтеграционных процессов – инфраструктурных, социально-политических, региональных, экономических. Созданная в России политическая система рассчитана на ситуацию обильного притока ресурсов. Она полагается на силовые авторитарные, в том числе и неформальные, рычаги управления ситуацией. Однако в условиях резкого сокращения ресурсов, сопровождающегося тотальной криминализацией, российская политическая система будет стремительно терять свое влияние. В роли арбитра и регулятора она просто не будет нужна. Реальный контроль над ситуацией будет переходить к теневым, криминальным структурам, которые будут сосуществовать с чиновниками по принципу "вседозволенность в обмен на "отсутствие" проблем".<неи        Ослабление власти будет сопровождаться актуализацией дезинтеграционных процессов всех типов. В территориальном плане они, прежде всего, коснутся Северного Кавказа и Дальнего Востока. На Северном Кавказе факторы дезинтеграции - коррупция, подполье идейное и подполье коррупционное, выстраивающие между собой различные конфигурации взаимоотношений. На Дальнем Востоке ведущие дезинтеграционные факторы – отсутствие инфраструктуры и депопуляция.<неи        Особую опасность при любом варианте развития событий представляет деградация общественного сознания в результате подмены общественной дискуссии по ключевым проблемам жизни страны имитацией и осуществления медиа-политики, ориентированной на отвлечение населения от серьезных тем, «балаганизацию» информационного пространства.<неи        3. Основные направления дальнейшей эволюции политической системы страны: <неи    • проблемы повышения уровня политической культуры;<неи    • направления оптимизации избирательной системы на федеральном и региональном уровнях;<неи    • проблемы совершенствования информационного обеспечения политической деятельности в регионах.<неи        Очевидно, что совершенствование российской политической системы отнюдь не сводится к вопросу об улучшении организации проведения выборов. Для преодоления политической стагнации не достаточно внесения изменений в избирательное законодательство и борьбы с фальсификациями. Дело далеко не только в технической процедуре выборов. Как известно, в условиях гигантской коррупции, отсутствия свободы слова, реальной общественной дискуссии и прозрачного финансирования политической деятельности даже идеально организованные выборы превращаются в соревнование опасных социальных популистов, становятся инструментом для прихода к власти, например, нацистских или фашистских сил.<неи        Без серьезнейшего внимания к повышению политической культуры и свобода слова, и выборы в нашей стране станут праздником демагогов и популистов, которые ее окончательно и похоронят.<неи        Главные, первоочередные задачи общества и государства в сфере создания современной политической системы и политической реформы – не коррекция частностей, а привнесение в российскую политику жизни и смысла.<неи        Только в таком случае она будет интересна людям и достойна их доверия. Чтобы этого добиться, прежде всего, нужно поднимать уровень общественного сознания и открывать возможности для участия людей во власти и в политике. <неи       <неи    <неи    Заключение<неи    <неи    <неи     Я считаю, что для предотвращения развала российской политической системы, (как это было с советской) в 2010 - 2012 г.г. необходимы следующие первоочередные постепенные, но решительные шаги:<неи    1. В контролируемых государством СМИ проводится политика отмены политической и идеологической цензуры и запрета на критику высших чиновников, включая президента и председателя правительства. Попытки административного воздействия на СМИ и журналистов со стороны властей расцениваются как нарушение статьи 29 Конституции РФ и преследуются по закону. В течение ближайших двух лет создается Общественное телевидение, открытое для всех точек зрения и свободное от политической цензуры и государственной пропаганды.<неи    2. Руководство страны четко и недвусмысленно определяет стратегическую перспективу России как современного европейского государства, основанного на разделении властей, приоритете человеческой жизни и прав человека; принимаются государственные решения, принципиально и однозначно оценивающие сталинизм, политический произвол и лицемерную идеологию советского периода.<неи    3. Полностью восстанавливаются в правах некоммерческие гражданские объединения (НКО). Отменяются все необоснованные и противоречащие международной практике запреты на получение ими финансовой помощи.<неи    4. Осуществляется комплекс мер по обеспечению независимости суда, исправлению судебных ошибок и пересмотру неправосудных приговоров. Вводится система административных судов с отдельным производством по злоупотреблениям чиновников.<неи    5. Под общественный контроль ставятся все правоохранительные структуры государственной исполнительной власти, в первую очередь МВД.<неи    6. Чиновники переводятся на контрактный метод работы и с ними заключается государственный контракт. Все блага, получаемые ими по контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его расторжения за коррупцию, произвол и безделье. Все это полностью и в первую очередь относится к судьям, милиции, прокуратуре и спецслужбам. Резко ужесточается ответственность работников правоохранительной системы за отступления от буквы закона, которые в их случае должны рассматриваться как тяжкие уголовные преступления.<неи    7. Законодательно ограничивается возможность исполнительной власти вмешиваться в партийное строительство и избирательный процесс.<неи    8. Принимаются меры против избыточного влияния и вмешательства бизнеса в политику: законы о прозрачности финансирования политических партий, о лоббировании в парламенте, о запрете представителям крупного бизнеса занимать государственные должности. Вводится запрет для работников законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием, а тем более возглавлять эти советы.<неи    9. Признается незыблемость частной собственности и права собственников, в т.ч. и их политическое право открыто и прозрачно финансировать в рамках закона политические партии и движения.<неи    10. Местное самоуправление освобождается от всех видов избыточного государственного контроля и наделяется минимально достаточными и закрепленными на постоянной основе финансовыми источниками.<неи    11. Вводится система действительно альтернативных, конкурентных выборов всех уровней, снижается проходной барьер для партий на выборах всех уровней, принимаются меры, предотвращающие помещение во главе партийных списков «паровозов» - известных лиц, заведомо не собирающихся работать в представительных органах, вводится запрет на занятие выборных должностей одним человеком более двух сроков, существенно снижается доля чиновников и лиц, зависимых по службе от администрации, в составе избирательных комиссий. Восстанавливается выборность Совета Федерации.<неи     <неи    <неи    <неи


Информация о работе Политическая система современной России