Политические партии России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:53, доклад

Краткое описание

Политические партии в современном понимании возникли сравнительно недавно – во второй половине XIX в. В формировании этого политического института М. Вебер выделил три этапа: 1) партии как аристократические группировки; 2) партии как политические клубы; 3) современные массовые партии. Сам термин «партия» (от греч. «part» - часть чего-либо) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определённой части населения и стремятся влиять с этой целью на власть.

Оглавление

Возникновение и сущность партий: признаки, причины возникновения
Типология партий и их функции
Партийные системы
Российская модель партийной системы: история и современность

Файлы: 1 файл

СЕМИНАР №1 ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 41.59 Кб (Скачать)

СЕМИНАР №1.

Политические  партии и партийные системы.

  1. Возникновение и сущность партий: признаки, причины возникновения
  2. Типология партий и их функции
  3. Партийные системы
  4. Российская модель партийной системы: история и современность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Возникновение и сущность партий: признаки, причины возникновения

Политические партии в  современном понимании возникли сравнительно недавно – во второй половине XIX в. В формировании этого политического института М. Вебер выделил три этапа: 1) партии как аристократические группировки; 2) партии как политические клубы; 3) современные массовые партии. Сам термин «партия» (от греч. «part» - часть чего-либо) использовался задолго до появления собственно политических партий для обозначения групп граждан, которые представляют интересы определённой части населения и стремятся влиять с этой целью на власть. 
Тот факт, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальные устремления, был замечен давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались политические группы, которые и назывались партиями. Философ упоминает о партиях жителей горы, равнины и прибрежной части города Афин. Они представляли собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Группируясь вокруг одного политического деятеля, его сторонники и последователи обеспечивали координацию действий, что позволяло достигать поставленных целей. Однако политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов, опиравшихся на свои клиентелы. 
Партии в современном понимании начали формироваться в XVII в. в Великобритании в результате споров о наследовании тронов после смерти королевы Елизаветы Тюдор, не имевшей прямых наследников. Я ков I Стюарт (1603-1625) и Карл I Стюарт (1625-1649) в своём правлении полагались на «божественный характер» монархической власти, которая, по их мнению, не может быть ограничена никем. Борьба по вопросу о границах королевской власти привела к тому, что Карл I распустил парламент. С 1628 по 1640 гг. парламент в Великобритании не существовал. Возникли две партии: одна выступала за королевскую власть, её члена назвали себя кавалерами (это были предшественники консерваторов). Вторая партия – «круглоголовые» - защищали интересы буржуазии и нового дворянства, выступала за парламентскую форму правления. Она стала предшественницей либеральной партии. 
На начальных этапах отношение к партиям было негативным. Защищая интересы определённых групп общества, они раскалывали его, были источником конфликта. По замечанию А. Токвиля, «партии есть неизбежное зло свободных правительств». Поэтому до появления первых политических партий в Великобритании – тори и вигов, с конца XVII в. английские мыслители начали готовить общественное мнение к положительному восприятию партий. Первоначально партиям было предписано выражать национальные интересы. Английский мыслитель Э. Берк (1729-1797) отмечал, что «партия представляет собой организацию людей, объединённых с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию». 
Нараставшая дифференциация интересов различных групп буржуазного общества обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила в механизм выражения групповых предпочтений. Появление партий как новой политической реальности перевело политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в сложных отношениях соперничества и союза. Все три стадии процесса формирования партий прошли прошли лишь английские партии – виги (либеральная) и тори (консервативная). История политических партий в других странах значительно короче.

Так, демократическая партия США оформилась в 1828 г. В первой половине XIX в. она представляла интересы плантаторов Юга и части торгово-банковских кругов. У истоков партии стоял Т. Джефферсон, третий президент США. По своей сущности демократическая партия была классической либеральной партией, которая придерживалась той точки зрения, что правительство должно как можно меньше вмешиваться в жизнь граждан. Однако к середине XX в. философия партии заметно изменилась. Уже при президентах Ф. Рузвельте (1933-1945) и Л. Джонсоне (1963-1969) демократы на практике расширили границы вмешательства государства, усилили его регулятивные функции, способность предотвращать социальные конфликты и поддерживать баланс интересов в обществе. 
Вторая партия США, республиканская, была основана в 1854 г. при непосредственном участии президента А. Линкольна (1861-1865). В период создания партии объединяла сторонников капиталистического развития страны и выражала интересы промышленной буржуазии Севера. Доктрина партии основана на требованиях минимального вмешательства государства в дела гражданского общества, уменьшения налогов, наращивания военной мощи. 
Становление американских партий происходило в определённых исторических, культурных, политических, географических условиях. Это отразилось на их характере. Американские партии формировались как «комитет избирателей», действующие в основном лишь в период  предвыборных кампаний. Относительно однородная культурная среда, в которой преобладали ценности индивидуализма, свободы, прагматизма, личного успеха, рационализма, востребовала партийную систему с наличием двух партий, создающих механизм политической конкуренции. Поэтому, по мнению, например, Т. Джефферсона, различия между партиями не являются принципиальными: «Любое расхождение во мнениях не есть расхождение в принципах. Различаясь по названию, мы являемся приверженцами одного и того же принципа. Все мы республиканцы, все мы – федералисты». Однако следует заметить, что не все разделяли мнение о конструктивной роли партий. Так, один из основателей американского государства Дж. Вашингтон (1732-1799) выступал против партий, считая, что «они только будоражат общественное мнение». 
В современной Америке обе партии стремятся выражать интересы как можно более широкого круга лиц. Но если демократы (либералы) активно сотрудничают с профсоюзами, отражают интересы интеллигенции, среднего класса, национальных и религиозных меньшинств, то республиканская партия выражает интересы предпринимателей, фермеров, военных, интеллектуалов. Политическая идеология республиканцев – неоконсерватизм. 
Не всякую группу людей, организованных для выражения их интересов, можно назвать партией. Признаки. отличающие партию от других политических сил, сформулировали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие». Они выделили четыре признака партии. 
Первый признак: партия – это организация, то есть достаточно долгое время действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать её от клиентелы, фракции, клик, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами. 
Второй признак: существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством. 
Третий признак: цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличать партии от групп давления. Цель партии – завоевание власти на выборах, осуществление её посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, тогда как группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне её сферы. 
Четвёртый признак: обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Определение Дж. Лапаломбары и М. Вейнера оказалось достаточно практичным, чтобы объяснить логику политических изменений на основе тех ролей и функций, которые выполняют различные политические силы, и прежде всего партии. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определённой идеологии, мировосприятия. 
Характерные признаки партий, сформулированные Дж. Лапаломбарой и М. Вейнером, и отличающие их от других форм политической организации, не привели к однозначному определению партии в современной политической науке. Наиболее концентрированным и удачным, на наш взгляд, является определение, данное французским политологом Р.- Ж. Шварценбергером: «Политическая партия – это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отравление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке». 
Возникновение партий в современном понимании было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX в. Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление парламентских и демократических режимов, привело к необходимости формирования органов, представляющих в структурах власти те или иные устойчивые интересы. Таким органом институциализации интересов становились парламентские группы. По мере усиления роли представительных ассамблей возрастало стремление депутатов, имевших одинаковые цели, к объединению для совместных действий. Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение его на новые группы населения расширили возможности граждан влиять на выборы. Теперь политика перерастает быть делом только узкого слоя лиц (элиты), а касается каждого человека. Появились избирательные комитеты разных уровней, задачей которых является поддержка кандидата и его избирательной кампании, а после победы на выборах – осуществление постоянной связи депутата с его электоратом (избирателями). Координация и установление регулярных связей между парламентскими группами и избирательными комитетами стали основным способом формирования партий. Таки партии (а их большинство) М. Дюверже назвал партиями электорального и парламентского происхождения. 
Кроме них, М. Дюверже в работе «Политические партии» особо выделил партии «внешнего происхождения», природа которых не связана ни с избирательными, ни с парламентскими механизмами. Эти партии стали преемниками тех организаций и институтов, которые существовали ранее и действовали на политической сцене, однако не участвовали в выборах. Так, большинство либеральных партий в Европе произошли из философских обществ; промышленные и финансовые группировки способствовали созданию широкого спектра новых партий; из революционных групп, действовавших в нелегальных условиях, формировались коммунистические парии; союзы бывших фронтовиков составили основу фашистских партий в Италии и Германии и т.д.

2.     Типология партий и их функции

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому  попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности. 
Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. По этому признаку он выделил кадровые и массовые партии. 
Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право ещё было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементов кадровых партий являются комитеты. Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путём кооптации и не стремящий к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение – проведение и организация предвыборных кампаний. Члены комитетов подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после её окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми. Большинство европейских либеральных и консервативных партий являются кадровыми. 
Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права. Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит, вышедших из народа. Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и по производственному принципу, но, в отличие от комитетов, являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий заинтересованы  в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что сама партия существует за счёт членских взносов. Увеличение численного состава таких партий, необходимость заниматься финансовыми вопросами к формированию в их структуре соответствующих органов, ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств, стремящихся к распространению своего влияния. Партиям этого типа свойственна сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский. 
Произошедшие изменения в экономической, социальной и культурной сферах западных обществ послужили основанием для Дж. Сарторри дополнить классификацию М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей. Эти партии стремятся выражать общенациональные интересы, не связанные с какой то идеологией, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США и т.д.

Существует ещё одна классификация партий, построенная  по другому принципу, а именно –  по отношению к правящему режиму: партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящими являются партии, победившие на выборах и сформировавшие правительство. Это может быть одна партия или коалиция партий. Через своих представителей – премьера и министров правительства – партия осуществляет собственный политический курс. К оппозиционным партиям относятся те партии, которые по результатам выборов лишены возможности осуществлять правительственные функции. Такие партии не стремятся изменить конституционный строй, разрушить политическую систему. Функциями оппозиции являются, по определению английского политического деятеля лорда Болинброка, следующие: 1) систематическая критика деятельности правительства с указанием его ошибок и недостатков; 2) предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем; 3) контроль за действиями властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям; 4) смена существующего правительства на следующих выборах. 
Оппозиционные партии не следует путать с авангардными, стремящимися к революционному изменению существующего общественного строя. Авангардные партии отличаю наличие строгой партийной дисциплины, демократический централизм, беспрекословное подчинение нижестоящих органов руководству партии, отождествление партий с её лидером (вождём). Примерами такого типа партий являются коммунистические, а также фашистские партии.

Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин. В них формируется облик желаемого общества, принципы его функционирования, способы изменения в нём. Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе. Реформистские партии предпочитаю осуществлять общественные изменения эволюционным путём. Консервативные партии стремятся сохранить существующие порядки, оградить общество от преобразований, полагаясь на естественный ход событий. 
Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий. 
Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программа, лозунгах и доводят до властных структур. Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти. 
Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функция коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определённые ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объём властных функций. 

 

3. Партийные системы

Политические партии возникают  для представительства и выражения  разнообразных интересов социальных слоёв и классов. Количество партий в обществе отражает степень социальной, экономической, культурной, религиозной  неоднородности. Чем он выше, тем  больше число партий, поскольку каждая партия стремится выражать интересы определённой социальной группы. Некоторые  партии, как например, КПСС, претендовали на то, чтобы выражать интересы своего общества. 
Совокупность политических партий и взаимосвязь между ними составляют партийную систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. 
По количеству партий, существующих в обществе, выделяют: 
 
1)                            монопартийную систему, где единственная партия монополизирует государственную власть. Обычно подобная партийная система характерна для тоталитарных или авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств. Среди них наиболее важными являются способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где монопольно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс; 
 
2)                            двухпартийную систему, состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Классическими примерами двухпартийной системы являются: Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий; США – республиканской и демократической. Правда, в Великобритании, например, существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и национальные партии Шотландии, Уэльса, однако их влияние на общество очень ограниченно. Лейбористская и консервативная партии различаются идеологическими установками, социальной базой. Консервативная партия представляет интересы наиболее состоятельных слоёв общества, тех, кто привержен традиционным ценностям, относя к их числу порядок, стабильность, сильное государство, собственность, неравенство. Лейбористская партия, напротив, акцентирует внимание на осуществлении принципа социальной справедливости, обеспечение социальной защищённости трудящихся, интересы которых она представляет. В решении этих вопросов важная роль отводится государству, его налоговой политике, через которую происходит перераспределение доходов богатых в пользу бедных. Социальная ориентация государства проявляется в проведении политики национализации ряда отраслей (транспорта, сталелитейной, угледобывающей промышленности и т.д.), строительстве бесплатного жилья, системы медицинского обслуживания и т.п. 
Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающего на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Однако двухпартийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии; 
 
3)                            многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвлённой системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции. Дании, Норвегии – более пяти и т.д. 
Партийные системы различаются по политическому весу партий. Роль политических партий. Их влияние на общественную и государственную жизнь неодинаковы. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трёх переменных: а) числа членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за него; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. 
В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений. 
По политическому «весу» выделяются четыре типа партий: 
 
1)     мажоритарные партии, то есть получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; 2) партии с мажоритарным признанием. То есть в ситуации чередования партий у власти способные победить на следующих выборах; 3) доминирующие партии, то есть получившие относительное большинство депутатских мест; 4) миноритарные партии, то есть имеющие минимальное число мандатов. 
Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, то есть стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Я пони, консервативная партия Великобритании в 1970-1980-х гг.). Кроме того, можно выделить партийные системы с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970-1990-х гг.), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

Информация о работе Политические партии России