Политические партии России 1990-х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:23, доклад

Краткое описание

В результате отмены 6-й статьи Конституции в 1990-м гг. и возникновения многопартийной системы, в России появилось несколько либеральных организаций. Но не все организации и партии, которые имели в начале 1990-х гг. в своем названии слова «демократический», «либеральный» являлись таковыми. Например, известный исследователь В.В. Согрин отмечает: «Н. Травкин, С. Глазьев, С. Говорухин, Т. Карягина, Ю. Власов — вообще совершили поворот на 180° от прежней своей позиции, перейдя в ряды жестких «государственников»

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1: Становление «полипартизма»…………………………5
Глава 2: «Партии власти»………………………………………..7
Глава 3: Партии 90-х и их программы…………………………12
Заключение………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………..32

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Уральская государственная юридическая академия

Институт прокуратуры

Кафедра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине политология на тему:

«Политические партии России 1990-х гг.»

 

 

 

 


 

 

Екатеринбург

2012

 

 

 

 

 

               Выполнила: студентка 201гр. ИП,

Шадрина В.Э.

                                                                          Проверил:  доцент Саенко П. А.

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………..3

Глава 1: Становление «полипартизма»…………………………5

Глава 2: «Партии власти»………………………………………..7

Глава 3: Партии 90-х и их программы…………………………12

Заключение………………………………………………………25

Список используемой литературы……………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

После распада СССР перед Россией встал вопрос, какую политику проводить в жизнь? Ответ на него незамедлительно поступил: политику демократизации всех государственных институтов, но, известно, что формально ещё, начиная со Сталинской Конституции 1936г. – страна вполне демократическое государство:  согласно  статье 134 этой Конституции:

Выборы  депутатов  во  все   Советы   депутатов

трудящихся:   Верховный  Совет  СССР,  Верховные  Советы  союзных

республик,  краевые  и  областные  Советы  депутатов  трудящихся,

Верховные   Советы   автономных   республик,   Советы   депутатов

трудящихся автономных областей,  окружные,  районные, городские и

сельские   (станицы,   деревни,  хутора,  кишлака,  аула)  Советы

депутатов  трудящихся  —  производятся  избирателями  на   основе

всеобщего,  равного  и  прямого  избирательного  права при тайном

голосовании.

Так что же делало данную норму лишь формальной? То, что приходя на выборы, граждане всех республик СССР в избирательном бюллетене могли ставить «крестик» лишь за одну предложенную партию: с 1925г. ВКП(б), а с 1952г.-КПСС. Для истинной демократизации  политической системы необходимо было ввести такой признак, как МНОГОПАРТИЙНОСТЬ.

В результате отмены 6-й статьи Конституции в 1990-м гг. и возникновения многопартийной системы, в России появилось несколько либеральных организаций. Но не все организации и партии, которые имели в начале 1990-х гг. в своем названии слова «демократический», «либеральный» являлись таковыми. Например, известный исследователь В.В. Согрин отмечает: «Н. Травкин, С. Глазьев, С. Говорухин, Т. Карягина, Ю. Власов — вообще совершили поворот на 180° от прежней своей позиции, перейдя в ряды жестких «государственников».[1]

Целью данной работы является изучение партий 90-х гг., «колыбели»

многопартийности Современной России и выявление влияния этого периода на настоящий период.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи

      Ознакомиться с разнообразными партиями соответствующего периода

      Изучить программы этих партий и их историю

      Раскрыть понятие «партии власти» и их влияние

      Сравнить прошлое и настоящее многопартийности

      Попытаться спрогнозировать будущую обстановку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Становление «полипартизма»

 

Многопартийность появилась, оформилась и сохранилась до настоящего момента в России лишь в 1992г. Коренные социально-экономические преобразования, демократизация общества дали импульс и послужили основой возникновения множества политических партий. При этом некоторые из них взяли на себя роль преемников той партии, которая существовала в СССР (КПСС). Другие стали выступать как преемники партий, функционировавших до Октябрьской революции. Третьи стали ориентироваться на программы современных партий в западных государствах.

Не имея соответствующего опыта, многие партии после своего возникновения прекращали своё существование, а иные дробились и в таком виде объединялись в новые блоки.

Политолог Барабанов М.В. отмечал, что в Отечественной политологии 90—х годов XX века было предпринято рад попыток классификации политических партий нашего общества. Авторы одних из этих классификаций предлагали делить политические партии России на следующие виды партий:

1.      Партии коммунистической ориентации. Они выступали за приоритет общественной собственности на средства производства, повышение роли государства, повышение роли государства в экономике, за возврат к Советскому Союзу.

2.      Партии социал-демократической ориентации. Они признавали равенство всех форм собственности, необходимость государственного регулирования в экономике, усиление ее социальной направленности, допускают политический плюрализм, являются сторонниками социального партнерства.

3.      Партии либерально-демократической ориентации ставили своей целью создание общества с конкурентной рыночной экономикой, формирование правового государства и полноценного гражданского общества.

4.      Партии национально-патриотической и националистической ориентации. Они ставили своей задачей возвышение какой-либо одной нации, усиление ее государственного суверенитета, создание собственного государства с выходом его из состава Российской Федерации.
5. Конфессиональные, или религиозные партии. Их деятельность была основана на религиозных принципах. Социальной базой этих партий являлись верующие.

1.      Монархические партии; выступали за возрождение в России монархии.

7. Экологические партии. Главная цель их деятельности - защита природной среды, предотвращение экологической катастрофы.

8. Маргинальные, или внесистемные партии. Они не имели четкой идейно-политической направленности. Их целями являются некоторые абстрактные, но привлекательные ценности[2].

По мнению немецкого политолога Клауса фон Бейме, среди функций партий приоритетными являются определение цели, разработка идеологии и программы, стратегии действий. Российский политолог З.М. Зотова в своей работе «Политические партии России. Организация и деятельность» пишет так: «Эффективно влиять на развитие общества партии могут лишь в случае, если они в состоянии самостоятельно разрабатывать стратегию социального развития, предлагать привлекательные для общественного мнения решения проблем, представлены в органах власти, имеют рычаги для влияния на своих представителей в них»[3]. Несомненно, что для изучения истории партий принципиальное значение имеет анализ их программных документов.

После опубликования Указа «О запрещении на территории республики коммунистической партии» от 6 ноября 1991 г., подписанного президентом РСФСР Б. Ельциным, в России окончательно завершилась эпоха политического господства КПСС. Россия вступила в посткоммунистический период.

В программных документах, в первую очередь, содержались такие положения как:

      защита прав человека и свобода личности

      ненасилие

      построение гражданского общества и правового, политически стабильного демократического государства

      реформа системы государственного управления

      отрицание тоталитаризма

      разделение властей

      полная реализация прав личности в сфере экономики

      свободная конкуренция в экономике

      борьба с преступностью и коррупцией

      реформирование пенсионной системы

      реорганизация системы медицинского обслуживания

      формирование эффективной системы образования

      поддержка отечественной науки и культуры и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: «Партии власти»

Естественно, что в этот период политической активности, само государство не могло оставаться «в тени». Государственная власть после некоторых «раздумий» включилась в процесс создания своих партийных структур. Создание партий исполнительной властью имело целью участие в парламентских выборах; в их состав вошло много представителей властных структур. В исследовательской литературе такие партии традиционно называются «партиями власти».

Создание первой «партии власти» произошло в первой половине 1993 г., когда политическая ситуация в России характеризовалась нарастанием напряженности между президентом Б. Ельциным и оппозиционно настроенным Съездом народных депутатов России.

В связи с этим, 16 октября 1993 г. был создан избирательный блок «Выбор России» (ВР), с целью поддержки Президента и политики радикальных реформ, проводимой экс-премьером России Е. Гайдаром и главой Госкомимущества А. Чубайсом.

В начале и середине 1990-х годов определенная часть влиятельных либеральных партий, таких как «Яблоко», ДВР, сумев стать частью политической элиты, достаточно серьезно подошли к вопросу развития собственных структур. Они сумели опереться, в экономическом плане, на спонсорские финансовые ресурсы, создать разветвленную сеть региональных организаций, приобрести партийную собственность, наладить связь: фракция в парламенте - партийные структуры в регионах, постоянно и устойчиво участвовать в федеральных, региональных выборах в исполнительные и законодательные органы власти, а также участвовать в предвыборных кампаниях в органы местного самоуправления, достаточно устойчиво позиционировать на политическом поле, что позволило им быть узнаваемыми в лице электоральных групп. Но политическая конъюнктура постоянно менялась, и это отражалось на судьбе самых влиятельных либеральных партий.[4]

Интересна закономерность, что когда лидер либеральной партии занимал определенный высший государственный пост, тогда его партия имела успех, как только лидер терял свой статус, или же его позиции ослабевали, партия резко теряла свое влияние. Персонификация власти всегда была исторически присуща России. Эта черта проявилась и в постсоветской России. Наверное, с большой долей вероятности можно предположить, что партия «Яблоко» без ее лидера Г. Явлинского вряд ли бы получила такую же поддержку электората, которую она получала при ее бессменном лидере. Это говорит о том, что российское общество не интересуется политическими программами партий, их идеологическими установками. Общество в лучшем случае оценивает позиционирование тех политиков, которых оно привыкло видеть и слышать через средства массовой информации. Электоральное поведение базируется на ассоциациях, а не на обдуманном рациональном выборе, который связан с той или иной идеологической доктриной.[5]

В 1990-е гг. в России сложилась система власти, при которой либеральная идеология носила специфичную форму, т.е. проявлялась во властных отношениях, но практически никогда не имела широкой поддержки в обществе. В постсоветской России доминировал «правительственный либерализм», реформаторский либерализм, осуществляемый сверху. Эта специфика отразилась и на партийно-политической системе. Именно российская политическая среда детерминировала такое понятие как «партия власти». Такой политической практики не было в Западной Европе. Российский политический феномен «партии власти» выражался в доминировании, как правило, партии либеральной идеологической направленности на политическом пространстве страны. «Партия власти» всегда имела опору среди государственно-чиновничьего аппарата. В нее сразу же вступали главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные чиновники, представители законодательной власти различного уровня.[6]

В 1991 г. роль «партии власти» играла Демократическая Россия. Тогда эта партия носила характер политической структуры, главной целью которой было свержение советской власти. Либералы в максимально быстрые сроки стремились установить новый либерально-демократический порядок в стране. В этот исторически переходный период еще не сложилась какая-то устойчивая политическая система в России, которая позволила бы новому правящему классу проводить реформы. Поэтому с 1991 по 1993 годы, до момента институционального закрепления либерально-демократического режима Демократическая Россия играла, главным образом, роль партии-трибуны для Б.Н. Ельцина и его команды.

«Партии власти» практически не были зависимы от общества, но зависели от политической и экономической элиты страны. Фактор массового манипулирования общественным сознанием, электоратом позволял правящему классу скоротечно создавать новую «партию власти» и с помощью механизма выборов в парламент добиваться того, что она получала солидное количество голосов. Постепенно формировалась «партия российской бюрократии», ею и стала небезызвестная в настоящее время партия «Единая Россия». Особенность партии «Единая Россия», по отношению ко всем другим «партиям власти», заключается в том, что она создавалась как партийно-идеологическая структура, безоговорочно поддерживающая президента России В.В. Путина. В 1990-е годы «партии власти» однозначно не олицетворяли себя с фигурой президента Б.Н. Ельцина, пытаясь удовлетворить потребности всех фракций правящих элит в стране. К тому же, безоговорочно поддерживать непопулярного президента России, с точки зрения имиджа партии, было невыгодно[7].

Информация о работе Политические партии России 1990-х гг