Политические партии современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:44, контрольная работа

Краткое описание

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, идеологические, культурные и др).

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

Политические  партии современной России.

Введение

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная  жизнь российского общества. Все  это обуславливает пристальное  внимание к исследованию конфликтов.

Конфликт всегда связан с  субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех  или иных социальных групп. Обостренные  противоречия порождают открытые или  закрытые конфликты только тогда, когда  они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость  интересов, целей.

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, идеологические, культурные и др). Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт.

Наиболее острые конфликты  происходят между индивидами и социальными  группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов. С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку  она связана с борьбой за обладание  властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями. Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические конфликты: типы, функции и причины возникновения

 

Решающую роль в обусловленности  содержания, характера, видов и форм политических конфликтов играет вполне определенный структурный и социально-политический контекст общественной жизни, в которой они происходят, т. е. определенный тип общества. Существует несколько различных подходов к типологизации обществ и, соответственно, к типологизации происходящих в них политических конфликтов.

Наиболее конструктивным и продуктивным для понимания  сущности и особенностей политических конфликтов представляется такой методологический подход, который подразделяет существующие разновидности обществ на два  основных типа по критерию их социально-политической сущности: общества закрытого типа и общества открытого типа. Различие между ними автор данной концепции, известный английский сооциальный философ К. Поппер усматривал в том, что в закрытом обществе индивид полностью подчинен вознесенной над ним социальной общностью, строго ограничен в своих действиях многочисленными табу, запретами. В обществах «открытого типа», где утверждаются демократия, плюрализм мнений, оценок и позиций, политические конфликты приобретают легитимный, институционализированный характер. Вследствие этого в такой системе реализуются возможности разрешения конфликтных ситуаций путем парламентской борьбы, смены правительства и т. п., не доводя их до стадии социального макроконфликта.

Десятилетний период, прошедший  после вступления постсоветских  стран на путь перехода к демократическому «открытому обществу» побуждает  сделать вывод о переходном состоянии  общества как особом типе, обладающем собственной логикой исторического  развития и набором определенных отличительных особенностей. В этом обществе доминируют черты своеобразной посттоталитарной конфликтности.

Общество переходного  типа – это общество, для которого характерны нелинейные социально-политические процессы и неопределенность их возможных  результатов. Поскольку в предшествующий, тоталитарный период в таком обществе отсутствовала реальная практика выявления  и разрешения политических конфликтов, оно не обладает, еще не выработало навыков их предотвращения, регулирования  с помощью определенных правил и  процедур. В результате возникающие  в нем конфликты нередко приобретают  разрушительный характер. В переходном обществе резко расширяется зона политических конфликтов, а сами они  часто приобретают нецивилизованный характер. Поэтому политические конфликты  носят чаще разрушительный, а не конструктивный характер, приобретают  не конструктивные, а деструктивные  формы и функции.

Все это обусловливает  необходимость выявления и интерпретации  функций политических конфликтов.

Политический конфликт, как  и любой другой тип конфликтных  взаимодействий, может выполнять  как негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта  заключается в том, что он в  процессе своего развертывания и  обострения борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между  собой конкурирующие политические силы.

Политический конфликт при  неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних  условиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению.

Третья негативная функция  политического конфликта заключается  в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием  политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная  своими активными действиями повернуть  вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.

Однако в современных  конфликтологических теориях все более прочно утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят действительно разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурного развития ситуациях. В основном же, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную устойчивость и динамическое развитие политической системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные, конструктивные, созидательные.

Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта  является его способность стать  катализатором назревших социально-политических изменений. Еще одна позитивная функция  политического конфликта в том, что его развертывание позволяет  более четко определить свои позиции  конкурирующим политическим силам.

Разнообразие содержания и функций  политических конфликтов, форм их проявлений органически связано с многообразием  их детерминации. Большинство конфликтологов в качестве решающей причины политических конфликтов выделяет группу объективных социальных факторов. К ним относятся, в первую очередь, реально существующие в обществе отношения господства и подчинения, распределяющие индивидов и их группы, социальные слои по позициям, одни из которых содержат власть, дают возможность удерживающим их индивидам и слоям осуществлять властные полномочия и реализовывать тем самым свои коренные политические, экономические и иные интересы, а другие, напротив, отделены от власти, не дают возможности соответствующим индивидам и слоям реализовать свои интересы в политике, экономике культуре и т. п. Такое размежевание и противостояние позиций, интересов, потребностей в осуществлении властных отношений и т. п. чаще всего детерминирует возникновение политических конфликтов между теми, кто владеет властью и осуществляет ее господство над другими, и теми, кто лишен власти и поэтому вынужден подчиняться политическому доминированию других лиц, групп, организаций, партий и т. п.

Второй детерминантный узел в возникновении политических конфликтов составляют коренные расхождения политических идеалов и предпочтений, целостных ориентаций индивидов, их групп и общностей. Подобного рода конфликты чаще всего возникают в тех странах, где противоборствуют качественно различные представления о путях реформирования политической системы общества, его государственного устройства, выдвигаются различные, порой прямо противоположные точки зрения о путях выхода из кризиса. Причем острота полититческого конфликта определяется не только масштабами и силой противоборства конкурирующих политических групп, но и гибкостью, эластичностью либо напротив, жестокостью, тиранией существующей системы власти.

Третьим детерминантным узлов, обусловливающим возникновение конфликтных ситуаций в сфере политики, является совокупность причин, связанных с процессами идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к политическим, социальным, этнонациональным, религиозным, субкультурным общностям, чем обуславливается существенное расхождение в понимании ими своего места и роли в социальной и политической системе общества. Такого рода конфликты чаще всего происходят в обществах переходного типа, где людям приходится осозновать себя гражданами нового государства, где прежняя общественная, общестрановая идентификация разрушается, а на ее месте происходит противоречивое становление новых, преимущественно групповых идентификаций: «мы – армяне», или «мы – бедные», или «мы – православные» и т. п. Такое раздробление идентификаций приводит к расщеплению прежде объединявших людей ценностей и интересов на частные, вызывающие расхождение и противопоставление интересов одной социальной, национальной и т. п. группы интересам других групп.

Четвертый доминантный узел, стягивающий  воедино несколько факторов и  причин возникновения и развития политических конфликтов в обществе, заключен в самой политической системе  современного общества, в свойственной ей организации государственной  власти, где исполнительная власть конституционными установлениями отделяется от законодательной и судебной властей. Это по своей сущности один из широко распространенных типов конфликтов, а именно государственно-правовые конфликты. К этому типу относятся такие конфликтные разновидности:

  • между законодательной и исполнительной властью;
  • между государственно-правовой системой и политической оппозицией, стремящейся эту систему изменить;
  • между государством и отдельным политическим институтом;
  • между государством и личностью.

Такой тип конфликтов обусловлен тем, что любая политическая система  в современном мире представляет собой достигнутый в результате острой политической борьбы более или  менее устойчивый баланс противоборствующих политических сил, их интересов, целей, устремлений.

Еще одним широко распространенным в современных политических системах типом политического конфликта  являются статусно-ролевые конфликты. Присущая современным обществам социальная стратификация получает одно из самых существенных своих проявлений в политических статусах, в которых фиксируется и артикулируются политические позиции определенных социальных групп, их роль в политической системе. Политический статус социальной группы или отдельной личности включает в себя: а) место в иерархии политической власти (властвующая элита, правящие круги, оппозиция, избиратели и т. п.); б) совокупность и объем статусных политических и гражданских прав; в) совокупность и объем статусных политических обязанностей и ответственности: президент страны, премьер-министр, мэр города, лидер партии, рядовой гражданин и т. п.; г) реальную возможность тех или иных социальных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Политическая роль, представляющая собой динамический аспект статуса, в решающей степени обусловлена  сущностью последнего и реализует  его в совокупности определенных стандартов поведения, ожидаемых другими  индивидами и их группами.

Нередко с двумя основными типами политических конфликтов, характерных  для «переходных» обществ, к которым  относятся, во-первых, государственно-правовые конфликты, во-вторых, статусно-ролевые конфликты, сосуществует еще несколько типов политических конфликтов. Их можно классифицировать по нескольким основаниям.

  • По областям развертывания существующие в политическом социальном пространстве конфликты подразделяются на внутри- и внешнеполитические. Во внутриполитических конфликтах реализуются конкурентные взаимодействия в борьбе за сохранение, удержание, упрочнение или ниспровержение власти – борьба между правящей элитой и оппозицией, между политическими партиями, между законодательной и исполнительной, между центральной и между властью.
  • По качественным характеристикам противостояний они разделяются на «конфликты с нулевой суммой» и «конфликты с ненулевой суммой». Те конфликты, в которых позиции враждующих сторон абсолютно противоположны и несовместимы, вследствие чего победа одной из них оборачивается поражением другой, могут характеризоваться в качестве «конфликтов с нулевой суммой». Примером здесь может служить победа одного из претендентов на президентских выборах, исключающая занятие президентской должности другим претендентом. Те же конфликты, в которых существует хотя бы один способ достижения взаимного согласия путем компромисса, характеризуются как конфликты «не с нулевой суммой».
  • По соотношению со структурой и организацией системы власти и ее реализации выделяются вертикальные и горизонтальные политические конфликты. К первому из этих классов относятся конфликты, возникающие между индивидами и группами, обладающими властью, политически господствующими, и индивидами и группами, лишенными доступа к власти, политически подчиненными первым, а также конфликты между центральными и местными властными структурами. К горизонтальным относятся конфликты, реализующие конкурентные взаимодействия между однопорядковыми субъектами и носителями властных полномочий: между законодательной и исполнительной структурами власти, между неправящими партиями и т. п.
  • По содержанию и характеру нормативной регуляции или ее отсутствию политические конфронтации подразделяются на институционализированные и неинституционализированные конфликты. Первые из них развертываются в рамках деятельности существующих в обществе социальных институтов – развитая демократия, правовое государство, гарантированная конституционными установлениями свобода собраний, митингов, уличных шествий, деятельность политических партий, ассоциаций, объединений и т. п. Такие конфликты воплощают в себе способность индивидов, социальных групп и слоев в своих политических притязаниях и взаимодействиях с другими подчиняться действующим в обществе правилам политической игры. В отличие от них неинституциональные политические конфликты не вписываются в рамки функционирующих в обществе социальных институтов, направлены на подрыв, ослабление или ниспровержение существующей в обществе политической системы, действующих в нем социальных институтов.
  • По степени открытости и публичности конфликтного взаимодействия конкурирующих сторон конфликты подразделяются на открытые и скрытые (латентные). Открытые политические конфликты воплощаются в явных, внешне фиксируемых формах политического действия – участие в выборах, политические забастовки и манифестации, акты политического протеста, объявление импичмента и т. п. В отличие от них латентные конфликты в сфере политики воплощаются в скрытых от широкой публики видов политической конфронтации, таких, в частности, как заговор, подкуп высших должностных лиц, фальсификация результатов выборов, политический шантаж и т. п.
  • По длительности (темпоральным характеристикам) политические конфликты подразделяются на кратковременные и долговременные. Примерами первых из них могут служить отставка правительства или отставка министра, вызванная протестами общественности в связи с его взяточничеством или другими неблаговидными поступками. Примером второго является длящийся несколько десятилетий, то обостряющийся, то затухающий военно-политический конфликт между Израилем и группой арабских стран.
  • По формам проявлений конфликтных политических противостояний они разделяются на а) политическое пикетирование правительственных зданий или посольств; б) политические митинги и манифестации; в) политические забастовки с требованиями отставки президента, правительства и т. п.; г) движение политического протеста; д) политическое неповиновение; е) политический путч; ж) политический переворот, завершившийся свержением существовавшей до этого власти; з) политическая революция – массовое политическое действие, приведшее к слому прежней государственной машины и коренной трансформации политической системы; и) политический шантаж, т. е. угроза разглашения компрометирующих сведений о политических деталях.

Информация о работе Политические партии современной России