Политические партии современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:44, контрольная работа

Краткое описание

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, идеологические, культурные и др).

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать  эти особенности, чтобы правильно  ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную  политическую позицию.

  1. Политические конфликты и способы их разрешения

 

Проблема политического  конфликта – наверное, одна из самых  актуальных проблем современного политического  пространства. Сейчас также остро  стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем, и о способах их регулирования в частности.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает  сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания  субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается  в атмосфере напряженности в  отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии  предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения  конфликта. На данном этапе важно  выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила  взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта  в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Этап развития конфликта характеризуется проявлением  сил, поддерживающих конфликтующие  стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его  интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и  достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта  определяется их способностью законными  методами обеспечить снижение напряженности  в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта  – наиболее сложная фаза, так  как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил  в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться  сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.

Применение права в  регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в  политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока  правовых актов, направленных на его  урегулирование, что всегда будет  в двойне возмещаться правом при  его непосредственном применении. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избегания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.

Основными принципами международного права при разрешении конфликта, которые применимы и во внутригосударственной  практике и имели место в деятельности Федерального Собрания России, являются поддержанием мирных и добрососедских отношений между государствами  и субъектами Федерации, а также  недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту  или кризису.

В случае если спор, конфликт или кризис всё же возникает, в  силу вступает два других взаимосвязанных  принципа поведения: воздерживаться от использования силы или угрозы силы для навязывания другой стороне  своего способа разрешения конфликта  и предпринять попытки к урегулированию споров, конфликтов или кризисов мирным путём.

Мирное разрешение конфликта  включает такие пути и методы:

- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

- соглашение, основанное на взаимных уступках; - истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

- обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

В то же время предпринимаются  в расчёт и дополнительные международные  правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса  не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования международных  споров согласно статье 33 Устава ООН:

- переговоры,

- обследование,

- посредничество,

- примирение,

- арбитраж,

- судебное разбирательство,

- обращение к региональным  органам или мирные средства  по своему выбору.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров  стороны обмениваются мнениями, что  снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более  точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Международный арбитраж –  одно из старейших средств мирного  разрешения международных споров, представляющее собой согласованную сторонами  передачу их спора для разбирательства  третьей стороне, решение которой  является окончательным и носит  обязательный характер для сторон в  споре.

Юридическая обязательность – это, то главное, что отличает арбитраж от упомянутых ранее средств мирного урегулирования споров и конфликтов.

Судебное разбирательство  в основе своей сходно с третейским. Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях. Главное сходство между арбитражем и международным судом – это окончательность выносимого решения и его обязательность для спорящих сторон. Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.

Региональные органы (такие, как Межпарламентская ассамблея  СНГ, Лига арабских государств, Организация  африканского общества, Организация  американских государств) также являются важными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов. Их возможности также были использованы при содействии Государственной  Думы и Совета Федерации России для  урегулирования отдельных конфликтов, например, Грузии, Таджикистане и т. д.

В таких мероприятиях, в  качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращения его  осложнения, государство уведомляло другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может  нарушить существовавшие между ними дружественные отношения, и предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.

Если договоренность не достигалась, стороны вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.

При невозможности достичь  соглашения о последующей процедуре  каждая сторона в споре имеет  право искать урегулирование в одностороннем  порядке в соответствии с какой-либо одной процедурой урегулирования, рассмотренной  в одном из предыдущих соглашений между сторонами. При отсутствии таких соглашений и в случае, если данный спор может представлять собой  угрозу для международного мира и  безопасности, стороны в споре  должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Этот орган  полномочен, давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры  и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.

Как показал опыт межгосударственного  сотрудничества в рамках СНГ, в котором  значительную роль играло Федеральное  Собрание России, стороны в споре могут согласиться на принятие общих, региональных или двусторонних соглашений о процедурах урегулирования, основанных на предоставлении добрых услуг, посредничестве, примирении, арбитраже либо судебных процедур.

 

Заключение

Как стало уже известно, что политические конфликты являются неотъемлемой частью современного общества, важно правильно их разрешать  с наименьшими потерями для самого общества, в которых они протекают  и индивидов в целом. Согласно тезису: «В споре рождается истина»  конфликты в различных сферах, в том числе и политике помогают решить множество проблем, возникающих в процессе существования и развития общества. Противоборство политических партий между своими взглядами, порождают множество компромиссов, на которые идут противоборствующие силы с целью разрешения конфликта.

В современных условиях конфликты  в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования.

Сложная политическая и социально-психологическая  ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых  средств регулирования. Не разработаны  конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного  и легитимного управления конфликтами  чаще всего используются силовые  методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные  по сути методы реформирования российского  общества продолжают создавать условия  для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает  нестабильность функционирования политической системы в целом.

 

Литература

 

  1. Мухаев Р.Т. Политология. – М.,2000
  2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 2004
  3. Панарин А.С. Введение в политологию. – М., 1994
  4. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж., 1997
  5. Г.А. Белов. «Политология»: Уч. пособие. М.: Наука, 1994
  6. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – Екатеринбург, 2001
  7. К.С. Гаджиев. «Политическая наука», М.: Международные отношения, 1994
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995

Информация о работе Политические партии современной России