Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:44, контрольная работа
Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, идеологические, культурные и др).
Каждый из типов и видов конфликта,
обладая определенными
Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем, и о способах их регулирования в частности.
В процессе управления конфликтом
важно учитывать этап его формирования
и развития. Конфликт не возникает
сразу. Причины его накапливаются,
зреют очень длительное время. Объективно
существующие противоречия могут привести
к конфликту лишь в случае их осознания
субъектами (лидерами, партиями, группами
и т.п.). Будущий конфликт зарождается
в атмосфере напряженности в
отношениях между оппозиционными сторонами,
что свидетельствует о наличии
предмета спора и конкуренции, несовпадении
позиций. Это этап возникновения
конфликта. На данном этапе важно
выявить подлинные причины
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п.
Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избегания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.
Основными принципами международного
права при разрешении конфликта,
которые применимы и во внутригосударственной
практике и имели место в деятельности
Федерального Собрания России, являются
поддержанием мирных и добрососедских
отношений между государствами
и субъектами Федерации, а также
недопущение возникновения
В случае если спор, конфликт
или кризис всё же возникает, в
силу вступает два других взаимосвязанных
принципа поведения: воздерживаться от
использования силы или угрозы силы
для навязывания другой стороне
своего способа разрешения конфликта
и предпринять попытки к
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
- достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
- соглашение, основанное на взаимных уступках; - истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
- обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
В то же время предпринимаются в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.
Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН:
- переговоры,
- обследование,
- посредничество,
- примирение,
- арбитраж,
- судебное разбирательство,
- обращение к региональным органам или мирные средства по своему выбору.
Наиболее распространенным
методом достижения примирения сторон
являются переговоры. В процессе переговоров
стороны обмениваются мнениями, что
снимает остроту
Международный арбитраж – одно из старейших средств мирного разрешения международных споров, представляющее собой согласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторон в споре.
Юридическая обязательность – это, то главное, что отличает арбитраж от упомянутых ранее средств мирного урегулирования споров и конфликтов.
Судебное разбирательство в основе своей сходно с третейским. Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях. Главное сходство между арбитражем и международным судом – это окончательность выносимого решения и его обязательность для спорящих сторон. Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.
Региональные органы (такие,
как Межпарламентская ассамблея
СНГ, Лига арабских государств, Организация
африканского общества, Организация
американских государств) также являются
важными инструментами
В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращения его осложнения, государство уведомляло другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существовавшие между ними дружественные отношения, и предлагало другой стране обменяться мнениями по данному вопросу.
Если договоренность не достигалась, стороны вынуждены были искать урегулирования спора путем прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удавалось прийти к урегулированию спора, они приступали к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.
При невозможности достичь
соглашения о последующей процедуре
каждая сторона в споре имеет
право искать урегулирование в одностороннем
порядке в соответствии с какой-либо
одной процедурой урегулирования, рассмотренной
в одном из предыдущих соглашений
между сторонами. При отсутствии
таких соглашений и в случае, если
данный спор может представлять собой
угрозу для международного мира и
безопасности, стороны в споре
должны передать его на рассмотрение
Совета Безопасности ООН. Этот орган
полномочен, давать сторонам рекомендации
относительно надлежащей процедуры
и методов урегулирования спора,
а также рекомендовать
Как показал опыт межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ, в котором значительную роль играло Федеральное Собрание России, стороны в споре могут согласиться на принятие общих, региональных или двусторонних соглашений о процедурах урегулирования, основанных на предоставлении добрых услуг, посредничестве, примирении, арбитраже либо судебных процедур.
Как стало уже известно, что политические конфликты являются неотъемлемой частью современного общества, важно правильно их разрешать с наименьшими потерями для самого общества, в которых они протекают и индивидов в целом. Согласно тезису: «В споре рождается истина» конфликты в различных сферах, в том числе и политике помогают решить множество проблем, возникающих в процессе существования и развития общества. Противоборство политических партий между своими взглядами, порождают множество компромиссов, на которые идут противоборствующие силы с целью разрешения конфликта.
В современных условиях конфликты
в России – единственный реальный
способ выявления объективных
Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.
По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.