Политические конфликты и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Оглавление

Введение.
Политические конфликты и способы их разрешения.
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды.
Пути и методы разрешения политических конфликтов.
Политические конфликты в современном обществе: причины, динамика развития и особенности регулирования.
Сущность и значение, источники, типология, управление политическими конфликтами.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

1) разнообразные  формы и аспекты общественных  отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребности во власти, недостаток ресурсов и т.д.;

2) расхождения  людей (их групп и объединений)  в базовых ценностях и политических  идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других объективно значимых представлениях о политических явлениях;

3) процессы  идентификации граждан, осознания  ими своей принадлежности к  социальным, этническим, религиозным  и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

     Таким образом, источник и основа политического  конфликта: противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее  индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов.

     Типология политических конфликтов. В политической науке принято классифицировать конфликты по следующим признакам. С точки зрения зон и областей их проявления:

внешне - (международные) и внутриполитические конфликты

Среди международных конфликтов могут выделяться кризисы типа "балансирования на грани войны", "оправдания враждебности".

     Внутриполитические  конфликты подразделяются на кризисы  и противоречия, раскрывающие взаимодействие между различными субъектами власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими партиями и группами интересов, центральной и местной властью и т.д.), отражающие характер политических процессов, по которым разгорается спор групп и индивидов и т.д.

     - по степени и характеру их нормативной регуляции институциализированные и неинституциализированные конфликты, характеризующие способность или неспособность людей подчиняться действующим правилам политической игры;

     - по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.

"глубоко"  и "неглубоко укорененные"  в сознании людей конфликты;

     - конфликты "с нулевой суммой" (позиции сторон противоположны, победа одной из них оборачивается поражением другой) и "не с нулевой суммой" (существует хотя бы один способ нахождения взаимного согласия);

антагонистические и неантагонистические, разрешение которых связано с уничтожением одной из противоборствующих сторон или соответственно - сохранением противоборствующих субъектов и т.д.

     С точки зрения публичности и конкуренции сторон:

     - открытые (выраженные явно, внешне фиксируемые формы взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытые конфликты (доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий);

     - по временным характеристикам конкурентного взаимодействия сторон;

     - долговременные и кратковременные конфликты в соотнесении со строением и организацией режима правления вертикальные (характеризующие взаимодействия субъектов, принадлежащих к различным уровням власти: между центральными и местными элитами, органами федерального и местного самоуправления и т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между неправящими партиями, членами одной политической ассоциации и т.д.).

     По причинам возникновения конфликты интересов. Возникают в результате столкновения интересов по поводу перераспределения ресурсов (размеры налогов, социального обеспечения, ассигнования и т.п.). Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых станах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является "торг" по поводу дележа экономического "пирога"; этот тип конфликтов наиболее легко поддается урегулированию, т.к здесь всегда можно найти компромиссное решение.

     Конфликты ценностей связаны с существованием в обществе противоположных политических ценностей и норм и отсутствием консенсуса между ними. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем: они требуют больше усилий по урегулированию, т.к. компромисс по поводу таких ценностей, как "свобода", "равенство", "терпимость" труднодостижим, или невозможен.

     Конфликты идентификации обусловлены этнолингвистической и религиозной неоднородностью общества и идентификацией индивидов с определенными политическими силами, конкретной расой, религией, социальной общностью и т.п. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

     Управление  политическими конфликтами. В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля над протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. В большинстве случаев политические силы стремятся к контролю за конфликтами с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из сторон, так и, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например, ООН в разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

     Но  кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования  конкурентных взаимоотношений опирается  на решение ряда универсальных задач:

     - воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такое состояние, которое значительно увеличивает социальную цену за его урегулирование;

     - вывести все теневые, латентные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;

     - минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической жизни, чтобы не детонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

     Эти универсальные цели, лежащие в  основании стратегии управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой - либо на урегулирование (предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта; достигаемый компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений), либо на разрешение спорных ситуаций (предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий).

     Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, можно отнести: степень открытости политической системы; уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний.

     Для выработки технологий контроля за конфликтом особенно важен учет субъектом управления не общих факторов его протекания, а специфики целей, выбираемых в соответствии с особенностями этапа его формирования и развития. Как правило, в науке выделяются этапы возникновения, развития и окончания политических конфликтов. В то же время особенности поведения субъекта управления конфликтом могут, как определяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику каждого этапа в целом, так и зависеть от более узких, специализированных целей, которые он ставит перед собой на каждом этапе в отдельности. Поэтому в науке могут разрабатываться технологические модели поведения лидеров, правительств, государств и прочих субъектов управления конфликтами не только применительно к этапам их протекания, но и касающиеся отдельных сторон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов.

 

      Заключение

     Можно утверждать, что только отдельные  разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах  с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

     Как подчеркивал Р.Дарендроф, позитивная роль конфликтов особенно заметна в  современную эпоху, поскольку непримиримые конфликты относятся к политическому  контексту XIX века. Нынешнее же столетие не только исчерпало условия, в которых собственность превратилась бы в предмет непримиримых противоречий между людьми, но и вооружило последних могучими средствами обуздания агрессивных политических сил. И подлинными знамениями нашего времени становятся гуманизация, постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения позиций конфликтующих сторон. 

 

      Список использованной литературы:

1. Радугин А.А. «Политология. Курс лекций» 1998-224с.

2. Панарин А.С. «Политология» 1997.

  1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию» 1996.
  2. Матузов Н.И., Малько А.В. «Политология для юристов. Курс лекций» Юрист, 1999.
  3. Гаджиев К.С. «Введение в политическую науку» 2000.
  4. Пугачев В.П. «Политология. Справочник студента» АСТ-1999.
  5. Мировые процессы, политические конфликты и безопасность / Редкол.: Л.И. Никовская и др. - Ассоциация политической науки (АПН); Политическая энциклопедия (ПЭН), 2007. - 248.
  6. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. – 2000.
  7. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика, 2006. - 588с.
  8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. 1999. - 447 с.

Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения