Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:50, контрольная работа
Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.
Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).
Введение.
Политические конфликты и способы их разрешения.
Политические конфликты: понятие, причины, функции, виды.
Пути и методы разрешения политических конфликтов.
Политические конфликты в современном обществе: причины, динамика развития и особенности регулирования.
Сущность и значение, источники, типология, управление политическими конфликтами.
Заключение.
Список использованной литературы.
- В-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам.
- В-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.
Инструментом
разрешения конфликтов являются переговоры
(прямой диалог сторон или с использованием
посредников), арбитраж (в этой роли
может выступать институт власти,
Конституционный суд, международные
организации), посредничество (конфликтные
или согласительные комиссии, известные
политики), разъединение сторон, использование
силы (принудительных санкций, закона,
в том числе норм международного права)
и традиций.
2.2. Пути и методы разрешения политических конфликтов.
Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций, управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.
Решение
указанных задач
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
- достижение
компромисса на основе
- соглашение,
основанное на взаимных
- истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
- обретение
в процессе противоборства
Примирение на основе принуждения, в основе которого:
- явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
- изоляция
одной из сторон, понижение ее
статуса, а также другие
- уничтожении
противника, в результате чего
мир устанавливается в
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника.
Таким образом, переговорный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил.
Наиболее
эффективным методом их проведения
является соглашение на основе компромисса.
Это особо актуально в тех
случаях, когда срыв переговоров
будет иметь для конфликтующих сторон
неблагоприятные последствия.
2.3. Политические конфликты в современном обществе: причины, динамика развития и особенности регулирования.
Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-экономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.
Главная причина политических конфликтов в современном обществе связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация – смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.
Политические конфликты в сегодняшней стране имеют такие особенности:
- во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти;
- во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые, так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти;
- в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.
Определим основные виды политических конфликтов в стране:
- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;
- между элитами финансово-промышленных групп;
- внутри парламентский;
- между партиями;
- внутри
государственно-
В
современных условиях конфликты
в стране – единственный реальный способ
выявления объективных противоречий,
возникающих в процессе реформирования.
Сложная политическая и социально-психологическая
ситуация в стране не только определяет
в значительной степени содержание конфликтов
и формы их проявления, но и влияет на их
восприятие населением, элитами, действенность
применяемых средств регулирования. Не
разработаны конституционные основы и
правовые нормы разрешения конфликтов.
По этой причине и из-за отсутствия опыта
цивилизованного и легитимного управления
конфликтами чаще всего используются
силовые методы: не переговоры и компромисс,
а подавление противника. Конфликтные
по сути методы реформирования современного
общества продолжают создавать условия
для сохранения конфронтации. Отчуждение
населения от власти и политики не только
ведет к снижению легитимности господствующих
политических сил, но обусловливает нестабильность
функционирования политической системы
в целом.
политическими конфликтами.
Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Непрерывное выявление и урегулирование конфликтов - условие стабильного и поступательного развития общества.
Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения