Политические конфликты и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Оглавление

1. Политология как наука и учебная дисциплина (Тема 1)
1.1. Объект и предмет политической науки…………………………….……….2
1.2. Категории и законы политологии……………………………….…………..4
1.3. Приемы, подходы и методы политологических исследований……….…..8
1.4. Познавательная ценность и функции политологии…………………...….12
2. Политические конфликты и способы их разрешения ( Тема 29)
2.1. Природа социального конфликта…………………………………………..16
2.2. Типология конфликтов. Специфика политического конфликта……...….19
2.3. Условия возникновения и стадии развития политического конфликта……………………………………………………………………...…25
2.4. Предупреждение, разрешение и ослабление конфликтов…………….….29
Библиографический список…………………………………………….…

Файлы: 1 файл

к.р. по политологии.docx

— 63.72 Кб (Скачать)

       1. Политология как наука и учебная дисциплина (Тема 1)

1.1. Объект и предмет политической науки…………………………….……….2

1.2. Категории и законы политологии……………………………….…………..4

1.3. Приемы, подходы и методы политологических исследований……….…..8

1.4. Познавательная ценность и функции политологии…………………...….12 

       2. Политические конфликты и способы их разрешения ( Тема 29)

2.1. Природа социального конфликта…………………………………………..16

2.2. Типология конфликтов. Специфика политического конфликта……...….19

2.3.  Условия возникновения и стадии развития политического конфликта……………………………………………………………………...…25

2.4. Предупреждение, разрешение и ослабление конфликтов…………….….29

Библиографический список…………………………………………….……….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Объект  и предмет политической науки.
 

     Политология (от греческих слов: politika – государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos – слово, учение) – это наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества.

       Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. В теории познания в качестве объекта принимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, т. е. объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают ее стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

     Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

     Но эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, теория государства и права, другие науки. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в области политики, под специфическим углом зрения, или имеет свой предмет изучения.

   Предметом политологии является, главным образом, феномен политической власти. Данная наука призвана заниматься исследованием  сущности политической власти, ее институтов, закономерностей их возникновения.

     Наряду с тем, что политическая наука обеспечивает системный комплексный анализ феномена политической власти, она призвана так же, исследовать те стороны политических явлений, деятельности институтов и учреждений, которые остаются вне поля зрения, соответствующих научных дисциплин. Речь идет, например, об исследовании научных различных аспектов политического мировоззрения, политической культуры, практики, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни у других.

Кроме того границы политологии изменчивы  и трудноопределимы. Число специальных  тем, которые изучает политическая наука, постоянно увеличивается. Это  вызвано эволюцией политической жизни и еще в большей степени  приложением политики к очень  широкому кругу областей человеческой деятельности, а также большой  интеллектуальной активностью исследователей политической проблематики, сложностью самого изучаемого объекта.

     Политическая  система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – Политология. 
 
 
 

    1. Категории и законы политологии.
 

      В процессе формирования, утверждения, функционирования и развития политической власти действует множество различных связей и взаимоотношений. На первый взгляд они нередко воспринимаются как нечто временное, случайное, субъективное. В действительности все обстоит по-другому. Все эти связи и взаимоотношения: в конечном счете детерминированы темп или иными законами и закономерностями.

    Закон — это, как известно, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Законы политологии — это объективно существующие, существенные и необходимые связи между явлениями в процессе формирования, утверждения, функционирования и развития политической власти. Как и все законы общественного развития эти законы действуют объективно. Важнейшей особенностью этих законов является то, что в сравнении с другими законами общественного развития они в значительно большей степени реализуются через деятельность людей, их действие обнаруживается, преломляясь через сознание людей.

    Законы, изучаемые политологией, являются общими. Такими они являются потому, что  обнаруживаются не при горизонтальном, а при вертикальном срезе общества. Они имеют интегративный характер.

    Отношения между классами, нациями, народами, государствами и т. д. не ограничиваются в одной политической сфере жизнедеятельности  общества. Отношения между ними, а следовательно и политические законы (законы формирования, утверждения, функционирования и развития политической власти), охватывают, как бы пронизывают все сферы общественной жизни — и экономическую, и социальную и духовную. Так происходит потому, что политические отношения — не стоят «рядом» с экономикой, идеологией, духовной жизнью и т. д., а как бы «включаются» во все сферы жизнедеятельности общества. Для того чтобы получить достаточно ясное представление о законах политологии, как и о законах любой другой науки, их необходимо классифицировать.

    Всеобщим  принципом классификации законов, изучаемых как наукой в целом, так и отдельными теоретическими дисциплинами, как известно, является принцип субординации.

    Этот  принцип, как отмечается в научной  литературе, дает возможность не просто выделить различные группы законов, а соподчинить их, то есть свести законы пауки в стройную логически  обоснованную систему.

    Систему законов политологии образуют различные  группы объективно существующих связей, которые характеризуют отношения, действия между народами, нациями, классами, социальными слоями, группами, личностями по поводу формирования, утверждения, функционирования, удержания и развития политической власти. В систему законов  политологии включаются такие законы, которые характеризуют отражение  этих отношений, действий в различных  политических систем ах, а также в общественной психологии и идеологии.

    Основания для классификации законов и  закономерностей политологии могут  быть разные, а поэтому могут быть предложены различные их схемы.

    Л. А. Федун все законы и закономерности политологии подразделяет на три  группы, в зависимости от сферы  их проявления. Первую группу, считает  он, составляют политико-экономические  закономерности отражающие отношения между экономическим базисом и политической властью как элементом надстройки. Вторую группу образуют закономерности, политико-социальные, которые характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы. Третью группу закономерностей, изучаемых политологией, говорит этот автор, можно услов­но назвать политико-психологическими. Эти закономерности характеризуют взаимоотношения между личностью и властью.

    Законы  политологии различаются по времени  действия. При таком подходе выделяются три группы законов: законы формирования, функционирования и развития политической власти, которые действуют на всех этапах развития общества, на нескольких ступенях развития общества,- лишь на отдельных  этапах развития общества.

    По  масштабу проявления законы политологии  подразделяются также па три группы. Первую группу составляют законы, которые действуют во всех общественных системах, вторую — законы, которые действуют в нескольких общественных системах, третью — законы, действие которых ограничено одной общественной системой.

    Законы  политологии подразделяются также  на законы функционирования и законы развития. Законы функционирования обеспечивают сохранение той или иной политической власти. Законы развития обусловливают  переход от одного качественного  состояния политической власти к  другому, замену одних форм ее проявления другими.

    Законы  и закономерности политологии могут  быть подразделены на группы и на основе других критериев: по способу проявления, по степени общности, по форме проявления и т. д.

    Как и всякая другая наука, политология  имеет свою систему категорий. Категории  политологии — это наиболее общие  понятия, отражающие различные стороны  ее предмета, раскрывающие механизм проявления, действия изучаемых ею законов и  закономерностей.

    Центральными  категориями политологии являются понятия «политическая власть», «политическая жизнь», «политическое  бытие», «политика», «политическое  действие», «политический процесс», «субъект политики», «объект политики», «политический лидер», «свобода», «Демократия», «политическая система», «политический  режим», «политическая организация», «политический институт», «политическая  партия», «общественное движение», «авторитет», «политическое влияние», «политическая социализация», «политическое сознание», «политическая культура», «политический конфликт» и многие другие. В современных условиях среди категорий политологии особую значимость имеют такие понятия, как «политические ценности», «легитимность политической власти», «политические нормы», «политическая стабильность», «политический плюрализм», «политический экстремизм», «группа поддержки», «группа давления», «эйфория», «верховенство закона», «гражданские права», «консенсус», «деполитизация», «разделение власти», «департизация» и другие. Актуальность одних из этих понятий обуславливается тем, что в течении ряда лет в них вкладывалось негативное содержание и они использовались как ругательства; актуальность других из названных категорий связана с событиями, происходящими в нашей и ряде других стран, в мировом сообществе в целом в последние годы, в частности, с широко распространенными попытками опровергнуть известное положение о том, что политическая власть является лишь продолжением экономической власти.

    В научной литературе предприняты  попытки дать разные схемы классификации  категорий политологии. Некоторые  авторы, в частности, предлагают рассматривать  категории политологии, разделив их па три группы: 1) понятия исходные, 2) понятия основные, 3) понятия вспомогательные. 
 
 
 
 

    1. Приемы, подходы и методы политологических исследований.

           Для добывания эмпирического и теоретического знания о предмете своего исследования политология использует разнообразные приемы и методы. По вопросу о методах политологии в научной литературе высказаны разные точки зрения. Одни исследователи полагают, что в связи со спецификой своего предмета политология должна использовать специфические, отличные от методов других наук, «свои» методы, исследования. Другие ученые говорят о том, что из совокупности известных методов научного исследования политология должна отдавать предпочтение определенным методам. Третьи авторы настаивают на том, что политология может и должна использовать все известные методы получения эмпирического и теоретического знания. Из этих точек зрения более обоснованной, безусловно, является третья. Ввиду огромной социальной практики, составляющей предмет политологии, она «использует практически все методы социальных наук, причем отдать предпочтение какой-либо одной группе методов сложно...». Использование политологией конкретных методов исследования в конкретный момент, как и любой другой наукой, определяется специфическими особенностями той стороны ее предмета, которая изучается в этот момент, в данных условиях и т. д.

         Как и многие другие естественные и общественные науки, политология довольно широко использует наблюдение, то есть целенаправленное восприятие процессов утверждения, формирования, функционирования, удержания и развития политической власти, имеющее целью выявление существенных сторон и свойств этих процессов. В зависимости от особенностей политических явлений, которые изучаются, могут проводиться открытые и скрытые наблюдения. При открытом наблюдении участники политического события знают о факте наблюдения за их действиями, при скрытом они такой информацией не располагают. Наблюдение с целью получения информации о процессах формирования, функционирования и развития политической власти существенно отличается от наблюдения как метода исследования, используемого естественными науками. Это отличие обусловливается тем, что и исследователь (наблюдатель), и те люди, за которыми ведется наблюдение, обладают сознанием, имеют определенные цели, обладают способностью чувствовать, руководствуйся конкретными нравственными, идеологическими критериями и т. д. Наблюдатель может «не замечать» одни какие-то стороны изучаемого явления и, наоборот, подчеркивать другие стороны этого явления и т. д. Участники политического события, которое изучается, могут «подыгрывать» наблюдателю, сознательно скрывая один стороны своих действий, и поведения И выпячивая другие и т. д. В силу этого информация, которая получается в ходе наблюдения, может далеко не в полной мере отражать конкретный процесс. Возможности использования, наблюдения как метода изучения процессов утверждения, функционирования и развития политической власти ограничены тем, что эти процессы, быстро изменяясь, как правило, исключают проведение повторных наблюдений.

Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения