Политические конфликты и способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Объектом политологии выступает политическая действительность, или политическая сфера общества. В самом широком смысле слова политическая сфера есть область общественных отношений, связанная с взаимодействием различных общностей людей – социальных групп, слоев, классов, наций, народов. Она включает в себя ряд социальных институтов и организаций, которыми опосредуется это взаимодействие. Важнейшим из таких институтов является государство. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства и есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Оглавление

1. Политология как наука и учебная дисциплина (Тема 1)
1.1. Объект и предмет политической науки…………………………….……….2
1.2. Категории и законы политологии……………………………….…………..4
1.3. Приемы, подходы и методы политологических исследований……….…..8
1.4. Познавательная ценность и функции политологии…………………...….12
2. Политические конфликты и способы их разрешения ( Тема 29)
2.1. Природа социального конфликта…………………………………………..16
2.2. Типология конфликтов. Специфика политического конфликта……...….19
2.3. Условия возникновения и стадии развития политического конфликта……………………………………………………………………...…25
2.4. Предупреждение, разрешение и ослабление конфликтов…………….….29
Библиографический список…………………………………………….…

Файлы: 1 файл

к.р. по политологии.docx

— 63.72 Кб (Скачать)

     8. Согласно другим психологическим  подходам, конфликтное поведение  следует рассматривать как реакцию  на фрустрацию. Под фрустрацией  понимается психологическое напряжение, вызванное неудачей в неудовлетворении  каких-либо потребностей и желаний.  Причем одни психологи утверждают, что любая фрустрация приводит  к разным формам насилия, другие  допускают множество реакцией  на нее, в том числе апатию, которую можно понимать как  паралич любой мотивации.

     Краткий обзор существующих подходов позволяет  сделать вывод, что в объяснении источников общественных конфликтов существуют два основных направления: ведущая  роль отводится либо социальным, либо внесоциальным факторам. Но в конечном итоге конфликты порождаются  объективно существующими социальными  противоречиями. Психологические же трактовки раскрывают субъективные аспекты формирования мотивации  на конфликт и его эмоциональную  составляющую.

     Хотя  конфликты вытекают из противоречий, эти явления не совпадают полностью. Противоречия указывают на противоположность  интересов между различными группами. Они могут существовать длительное время, но не перерастать в конфликт. Однако накопление противоречий в экономической, политической и социальной сферах общества может привести к подъему социальной напряженности. Если вовремя не принять  меры по смягчению этой ситуации, социальная напряженность может перерасти  в конфликт. 
 
 
 

2.3.  Условия возникновения и стадии развития политического конфликта.

    Специфика политического конфликта определяется его объективной и субъективной сторонами, которые в своей совокупности определяют его качественную природу. Сторонники марксистской концепции конфликта подчеркивают, например, решающее значение объективной материально-экономической основы политического конфликта. Большинство же западных социологов на первое место ставят чисто субъективные моменты. Последние специфику политических конфликтов выводят из того обстоятельства, что человек, включенный в политическую деятельность (действия) в своем сознании оперирует “символическими политическими образами”, представлениями, дающими ему знание о политической картине мира, страны, региона, о своем месте в политической жизни и о других. Политический символ выступает в форме определенных политических взглядов, установок, идеологических доктрин. Символический политический образ имеет большое значение в понимании политических конфликтов. В повседневной жизни, даже те политические конфликты, которые на первый взгляд кажутся обусловленными объективными материальными причинами, например, из-за собственности, на деле связаны с символическими элементами, вроде политического престижа, уважения личности политического лидера.

    В то же время, чтобы политический символ стал источником конфликта, должна существовать неопределенность его значения, а  также двусмысленность относительно того, что именно он собой представляет. Неустойчивость символики имеет  важное значение в политике. Она является следствием раздвоенности сознания человека на два элемента – открытый и скрытый. Открытый элемент есть ни что иное, как осознание человеком самого себя, а скрытый – это то, что человек прячет от других. Последний элемент также подразделяется на две части: ту, которую человек прячет от других, или сознательно скрывает, и ту, которая прячется им даже от себя, или бессознательно скрываемую часть сознания.

    Источник  политических конфликтов может корениться в этой раздвоенности человеческого  сознания, в подавлении официальной  системы символов неофициальной, оппозиционной  системы символики. В связи с  этим можно заключить, что всякая политическая борьба – это проявление противоречий в сфере сознания и  бессознательного. Например, в результате революций одна система символики  уступает место другой. Можно провести сравнительный анализ символов, лозунгов и призывов буржуазно-демократической  и социалистической революций. В  обоих случаях шла борьба за привилегии того или иного класса, обладать властью, вершить политику и т.д. Роль государства сводится, в основном, к защите господствующей системы  политических символов. Отсюда следует, что любая революция устанавливает  новую государственную власть, новый  политический режим также в интересах  господства новой системы политических символов, классов, социальных сил, владеющих  экономическими рычагами общества.

    Предпосылки и условия возникновения внутриполитических конфликтов весьма разнообразны. Политическая жизнь нашего общества в настоящее время характеризуется: подъемом массовых демократических движений; усилением обратной связи между субъектом и объектом управления общественно-политическими процессами; возрастанием участия личности в политической жизни, проявляющегося в повышении ответственности политических партий, организаций; ростом активности общественных организаций страны во всех регионах, областях и краях; стремлением власти реализовать те политические требования, которые волнуют людей. Кроме того отмечаются: неэквивалентный обмен между городом и деревней; легализацией теневой экономики (как предпосылка возрождения межклассовых противоречий); возрастанием национализма, шовинизма и сепаратизма; возрастанием политических амбиций и властолюбие отдельных руководителей (как дестабилизирующий фактор); противоречиями между сторонниками реформ и защитниками отживающих социально-экономических и политических отношений и институтов; противоречиями между различными политическими партиями и движениями относительно пути развития России; использованием методов политической борьбы; нетерпимостью к политическому инакомыслию; различиями в психологии и идеологии различных социальных групп и т.д. и т.п.

    Все это может стать условиями  конфликтных ситуаций, их предпосылками.

    Политическая  жизнь представляет собой особую форму реализации политических интересов  людей (классов, партий, социальных групп). Она находит четкое выражение  во властных отношениях, направленных на защиту, закрепление и развитие достигнутых завоеваний, создание новых  предпосылок для дальнейшего  укрепления положения определенных политических сил, достижение консенсуса между ними. В обществе различные  структуры политической жизни обнаруживают свою противоречивость, что является совершенно естественным явлением.

    Противоречия  присущи политической жизни общества на любом этапе его развития. Однако, они не всегда являются причиной политического конфликта. Если притязания субъекта учитывают закономерности функционирования общества, то политические процессы будут развиваться без конфликтов и потрясений. И, напротив, противоречия перерастают в борьбу двух противоположных сил, в политический конфликт, когда одни из них или обе – не учитывают объективного хода развития общественных процессов.

    Стадии  развития политического конфликта. Для первой стадии этого конфликта  характерно сформировавшееся отношение  сторон по поводу конкретного противоречия или группы противоречий, выраженное в более или менее четкой форме их противостояния. Второй фазой конфликта является определение стратегии противоборствующими сторонами и форм их борьбы для разрешения имеющихся противоречий, с учетом потенциала и возможностей применения различных, в том числе и насильственных средств внутренней и международной ситуации. Третья стадия связана с вовлечением в борьбу других участников, через блоки, договоры. Четвертая стадия – нарастание борьбы, вплоть до кризиса, охватывающего поэтапно всех участников с обеих сторон и перерастающего в общенациональный. Пятая стадия конфликта – переход одной из сторон к практическому применению силы, в начале в демонстрационных целях или ограниченных масштабах, чтобы принудить противостоящую сторону удовлетворить интересы той стороны, которая начала демонстрацию силы. Шестая стадия – это вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения в целях, охватываемых территориях, масштабе и уровне военных действий, применяемых военных средствах) и способный, при известных обстоятельствах, развиться до более высоких уровней вооруженной борьбы (войны, как продолжения политики) всех участников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.4. Предупреждение, разрешение и ослабление конфликтов.

          Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому в зависимости от причин и характера конфликта предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной. Остановимся на некоторых ее аспектах.

      Наиболее  эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его  причин. Деятельность по предупреждению разнообразна и многоуровнева.

      На  общесоциальном уровне речь идет о выявлении и устранении крупных экономических, социальных и политических факторов, дезорганизующих общественную и политическую жизнь. Перекосы в экономике, резкий разрыв в уровне и качестве жизни больших групп и слоев населения, политическая неустроенность, неорганизованность и неэффективность системы управления — все это служит постоянным источником крупных и мелких, внутренних и внешних конфликтов. Предупреждение их предполагает последовательное проведение социальной, экономической, культурной политики в интересах всего общества, укрепление правопорядка и законности, повышение духовной культуры людей. Условно назовем его «общим», или «общенациональным», предупреждением любых негативных явлений в обществе, в том числе и конфликтных ситуаций. Для его планомерного осуществления нужна продуманная государственная стратегия развития, пользующаяся массовой поддержкой населения.

      Однако  было бы иллюзией считать, что на таком  уровне существуют вполне эффективные  способы полного устранения конфликтов, связанных с неравенством больших  социальных групп. А как показывает история человечества, социальное неравенство постоянно воспроизводится. Периодически повторяющиеся революции значительно меняют типы, формы и методы осуществления неравенства, однако устранить его в принципе не в состоянии. В любом обществе всегда существовал и, видимо, будет существовать конфликт интересов между различными социальными группами, хотя бы из-за права обладать и (или) распоряжаться жизненно важными ресурсами, которые ограничены. Представляется постоянным и стремление изменить формы и виды собственности.

      Динамика  политического, как и любого другого, конфликта имеет некоторые универсальные  стадии (скрытое назревание противоречий, напряженность, эскалация и разрешение). Однако центральным моментом противостояния в политике всегда является борьба элит за власть.

          Борьба за власть между политическими элитами и внутри них явление, в общем-то, ординарное. В демократических условиях она имеет интегрирующую функцию, поскольку способствуют рациональному урегулированию интересов отдельных общественных групп. Она приводит к упадку и даже кризису общества и государства, если ведется некомпетентными в управлении, коррумпированными группами без соблюдения «правил игры» и без какого-либо влияния общественных групп на характер этой борьбы. Когда в подобные политические конфликты вовлекаются политические партии, другие политические субъекты, политические системы общества оказываются под угрозой распада.

      Последствия конфликтов между правящими и  неправящими группами и внутри них зависят от степени развития демократических институтов. В тех странах, где существует разделение власти и где парламентаризм имеет богатую традицию, где политическая культура высока и где не существует острых национальных и религиозных (или конфессиональных) противоречий, эти конфликты решаются главным образом путем рационального компромисса. В них и переход власти от одной политической группы к другой происходит без серьезных общественных потрясений. В странах, где подобная практика отсутствует, конфликты между различными фракциями напоминают военные действия. Парламентские столкновения переносятся на «улицу». Власти прибегают к насилию. Такая форма политических конфликтов чревата гражданской войной. Особая опасность состоит в том, что отдельные крупные партии в некоторых из этих стран имеют (или имели) свои военизированные или вооруженные отряды1. Само собой разумеется, что конфликты между сторонниками этих партий и властью, перенесенные на «улицу», за которыми стоят соответствующие политические элиты (или псевдоэлиты), не могут быть мирными.

      Известно, что главным легитимным средством  разрешения политических конфликтов является конституция. Иногда, особенно в условиях перехода к качественно новому состоянию  общества, возникает необходимость  ее пересмотра.

      Существуют, однако, обстоятельства, которые затрудняют проведение конституционной реформы. Не рекомендуется, в частности, проводить  ее в ходе коренной трансформации  экономической системы. Деловая  активность с самого начала нуждается  в большой правовой уверенности, так что конституция должна быть принята до начала трансформации.

      Что касается конкретных способов разрешение политических конфликтов, то их предостаточно. Выбор зависит от субъектов конфликта, от его места и времени. В одних  случаях для достижения согласия используется механизм референдумов и  выборов, в других оно обеспечивается с помощью указов, декретов, приказов исполнительной власти или принятия необходимых законов (парламент). Формы  разрешения конфликтов могут быть как  силовыми (подавление, принуждение), так  и ненасильственными (поиск консенсуса и компромисса). Осознание этого факта должно было бы сопровождаться и пониманием того, что для многих людей история зачастую не является учительницей жизни и что новые поколения не всегда делают необходимые выводы из ее самых мрачных годов. В современных условиях акцент на мирное разрешение внутренних политических конфликтов в России является крайне необходимым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политические конфликты и способы их разрешения