Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:50, контрольная работа
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
1. Введение_______________________________________________2
2. Структура власти_________________________________________7
2.1 Субъект и объект власти__________________________________7
2.2 Функции власти________________________________________10
2.3 Концепции власти______________________________________12
2.4 Разделение власти______________________________________14
2.5 Ресурсы власти_________________________________________16
3. Политическое господство и политическая легитимность_______18
3.1 Понятие политического господства________________________18
3.2 Традиционная легитимность______________________________20
3.3 Легитимность власти_____________________________________22
3.4 Харизматическая легитимность____________________________23
3.5 Легальная или рационально-правовая легитимность__________24
3.6 Средства легитимации власти______________________________26
4. Заключение______________________________________________27
5. Приложение_____________________________________________28
Список литературы__________________________________________29
- групповое и индивидуальное
лидерство;
- личная власть;
- отдельные личности
(граждане) в условиях выборов,
референдумов;
- толпа (охлос). Толпа
может брать власть в свои руки в условиях
кризиса, отсутствия какой-либо организованной
политической силы. Эмоции, а не рассудок,
темные инстинкты берут верх в толпе. В
результате захвата власти толпой устанавливается
режим охлократии.
От того, как взаимодействуют
субъекты политической власти, каковы
принципы и характер их взаимоотношений,
зависит состояние политической
жизни общества.
Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих (см. приложение).
Проявление власти
естественно для человека и заложено
в биологических, природных и
социальных началах его жизни. Командование
и исполнение — два универсальных
принципа власти, которые нераздельны
и взаимодействуют, как и два
типа личности — властной и подчиняющейся.
Оба эти типа общественно необходимы.
Они воспроизводятся в крупных
общественных структурах и отношениях
между ними, например, государства
и общества, правительства и масс,
партий и лидеров и т.д.
Координация этих отношений
и относится к общественным функциям
политической власти. Власть призвана
формировать политическую систему
общества, политические отношения между
государством и обществом, общественными
группами, классами, политическими
институтами, партиями, гражданами, органами
государственного управления. Власть
призвана контролировать эти отношения,
превращать их по возможности в бесконфликтные
и организованные. Власть управляет делами
общества и государства на разных уровнях:
- макроуровне высших
центральных политических институтов,
государственных учреждений, партий и
организаций;
- среднем уровне ("мезоуровне"),
который образуют учреждения регионального,
областного и районного масштабов;
- микроуровне, охватывающем
непосредственное политическое общение
людей, малых групп, самоуправление. На
этом уровне формируется политическая
культура, складываются мнения, убеждения
людей. Этот уровень не является низшим,
он составляет политическую ткань общества
в целом, включая и все другие уровни власти.
От функционирования
политической власти во многом зависит
тип политического режима в обществе,
открытость или закрытость общества,
характер политических отношений и
другие политические характеристики данного
государства, включая стабильность,
авторитет, разделение и сотрудничество
властей, роль оппозиции, демократичность.
Таким образом, к
наиболее важным, общественно значимым
функциям политической власти можно
отнести следующие:
- поддержание общественного
порядка и стабильности;
- выявление, ограничение
и разрешение конфликтов;
- достижение общественного
согласия (консенсуса);
- принуждение во
имя социально значимых целей
и сохранения стабильности;
управление делами
общества.
2.3. Концепции власти
В современной литературе
существуют различные концепции
власти. Так, системные концепции
рассматривают власть как свойство политической
системы. Т. Парсонс считает, что власть
как свойство системы связана с достижением
общих целей системы, с организацией. Крозье
считает власть вечной. "Власть нельзя
ни ликвидировать, ни национализировать.
Она, как головы гидры, появляется во все
большем количестве и становится сильнее
каждый раз, когда считают, что ее обезглавили".
Длительное время в истории политической
мысли господствовали правовые концепции
власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант
и другие мыслители считали право первичным,
а политику и власть — производными от
права. Французские философы XVIII века апеллировали
к разуму как единственному судье над
всем существующим, требовали установления
разумного общества в соответствии с естественными
правами человека. Поиск идеального права
и государства характерен для Платона
и Ф. Бэкона, для коммунистических утопий
от Т. Мора до Э. Кабэ. Философское обоснование
И. Кантом теории правового государства
также базируется на принципе согласованности
государственного устройства с правовыми
нормами.
Широкое распространение
получили поведенческие концепции
власти. Основные идеи поведенческого
(бихевио-рального) направления были выдвинуты
в 20-30-х годах нашего столетия группой
ученых Чикагского университета, которые
стали исследовать поведение людей в сфере
политики, изучать политический процесс,
реальные факты, полагая, что любые ценности
должны пройти испытание фактами.
Бихевиоралисты объясняют
политическую жизнь из присущих человеку
свойств, поведения, воли, стремления к
власти. Политический человек — это человек,
стремящийся к власти. В политике все есть
власть, и всякая власть есть политика.
Но политика — сфера социального взаимодействия,
потому индивиды вступают в отношения
по поводу власти. Лишь отталкиваясь от
воли людей, строится вся политическая
материя, приобретая со временем стабильные,
устойчивые формы, закрепляясь в политических
институтах. Власть этих институтов должна
выводиться из отношений власти, в которые
вступают люди. Отсюда можно понять, как
рождаются и функционируют партии, политические
организации, государство. Государственная
власть воспроизводится путем концентрации,
слияния, столкновения, разъединения,
борьбы политических субъектов, их воли
к власти.
Бихевиоралисты рассматривают
политические отношения как рынок власти
(рыночная модель). Субъекты власти вступают
в определенные соглашения, "сделки"
ради достижения власти и того, что она
дает. Выполнение соглашений зависит от
двух факторов: доброй воли участников
и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать
принятые обязательства. Второй фактор
предполагает наличие силы, стоящей как
бы над системой, над участниками сделок.
Если сравнивать
политическое взаимодействие с игрой,
то в игре побеждает тот, кто выигрывает
по правилам. В политической игре выигрыш
состоит в увеличении объема власти.
Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш
определяется участием или возможностью
участия в принятии решений. Бывает, что
в игре одна сторона не просто нарушает
правила, а стремится изменить их, чтобы
выиграть. Пресечь такие действия можно
только извне. Но если игра охватывает
всех, всю политическую систему, то такой
силы просто не найдется. Отсюда вывод:
политическая игра должна быть самосанкционирующейся.
Правила политической игры должны исходить
из нее самой, а не навязываться извне.
Идея саморегулирующегося
механизма заимствована бихевиоралистами
из американской социально-экономической
мысли, где считалось, что регулятором
всех экономических отношений является
рынок. Эта идея была распространена на
сферу политических отношений. Политическая
арена становится рынком власти. Власть
продается и покупается по правилам торговли:
учета спроса и предложения, стремления
к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.
Реальный политический
рынок не идеален. Есть обман, нарушение
законов, демагогия, шантаж; здесь нужны
сила, ловкость, актерство, везение, удача,
счастливый случай. Те, кто контролирует
собственность, стремятся превратить
свои доллары в голоса избирателей, свою
собственность — в политическую власть.
По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье
власти. Борьба за власть мотивируется
не только целью приобретения власти,
но и своим игровым характером. Политика
предстает как игровое пространство, где
вероятны выигрыши и проигрыши. Основа
этого мира — человеческая природа с ее
истоками всех импульсов человеческого
поведения.
Реляционистские концепции
власти характеризуют власть как межличностное
отношение, позволяющее одному индивиду
изменять поведение другого. Это отношения
субъекта и объекта власти. Они могут быть
разными: подавление сопротивления объекта,
неравное распределение ресурсов между
участниками властных отношений, раздел
зон влияния и т.д. Если в одной ситуации
властью обладает один индивид, то с изменением
сферы влияния роли могут поменяться.
Объект власти может стать ее субъектом.
2.4. Разделение власти
Разделение власти
является основным механизмом функционирования
всех видов политической и неполитической
власти. Разделение власти возникает
из свойства власти быть отношениями
между субъектом и объектом, между
которыми формируются отношения
командования и исполнения, господства
и подчинения. В политической системе
общества, где субъектами власти выступают
учреждения, организации, разделение власти
означает принятие решений и их исполнение,
распределение труда, разделение функций.
Разделение власти исторически сложилось
на самых ранних этапах формирования государства
и вылилось в специализацию власти разных
лиц и институтов.
Первое крупное
разделение власти развело политическую
и религиозную (духовную, жреческую)
власти, власть государства и церкви.
Соперничество между этими
Проекты разделения
единой государственной власти на несколько
независимых, но взаимосвязанных властей,
которые могли бы сотрудничать и
контролировать друг друга, появились
в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал
Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть
на законодательную, исполнительную (она
же и судебная) и федеративную, ведающую
международными отношениями. Впоследствии
Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию
разделения властей в ее современном виде:
на законодательную, исполнительную и
судебную.
Принцип разделения
властей закреплен в статье 6 Конституции
Республики Беларусь. В ней отмечается,
что государство основывается на
принципе разделения властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Государственные
органы в пределах своих полномочий
самостоятельны: они взаимодействуют
между собой, сдерживают и уравновешивают
друг друга.
Важное значение
в системе разделения власти имеет выделение
в сфере судебной власти конституционного
суда, играющего роль арбитра в отношениях
между властями. Отношения между разделенными
властями регулируются законами, положениями
конституции, традициями политической
культуры общества. Однако эти отношения
не всегда складываются гармонично. Особенно
это характерно для стран, которые только
начинают осваивать систему разделения
властей. К таким странам можно отнести
и Беларусь.
Опыт истории показывает,
что попытки одной из ветвей власти
доминировать ослабляют государство
и сводят разделение властей к
чисто формальной процедуре. В таком
случае реальной правящей силой может
оказаться какая-либо иная сила, стоящая
вне официальной структуры
Следует иметь в
виду, что власть разделяется не
только между легальными структурами,
хотя здесь могут быть негласные
распоряжения, приказы, закулисная борьба,
законспирированные организации типа
органов безопасности, разведки, контроля.
Могут существовать в обществе и
нелегальные политические и неполитические
структуры, реально владеющие властью,
теневые и противоправные структуры.
В периоды кризисов все формы
скрытого разделения власти могут стать
крайне опасными, ибо создают условия
для криминализации политики, давления
на общество, его дестабилизации, политических
заговоров и переворотов.
2.5. Ресурсы власти
Под ресурсами власти
принято понимать все те средства,
использование которых