Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Оглавление

1. Введение_______________________________________________2
2. Структура власти_________________________________________7
2.1 Субъект и объект власти__________________________________7
2.2 Функции власти________________________________________10
2.3 Концепции власти______________________________________12
2.4 Разделение власти______________________________________14
2.5 Ресурсы власти_________________________________________16
3. Политическое господство и политическая легитимность_______18
3.1 Понятие политического господства________________________18
3.2 Традиционная легитимность______________________________20
3.3 Легитимность власти_____________________________________22
3.4 Харизматическая легитимность____________________________23
3.5 Легальная или рационально-правовая легитимность__________24
3.6 Средства легитимации власти______________________________26
4. Заключение______________________________________________27
5. Приложение_____________________________________________28
Список литературы__________________________________________29

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.06 Кб (Скачать)

- групповое и индивидуальное  лидерство; 

- личная власть; 

- отдельные личности (граждане) в условиях выборов,  референдумов; 

- толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии. 

От того, как взаимодействуют  субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. 

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и  объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно  присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество. Качества объекта политической власти зависят  от политической культуры населения. Например, патриархальный и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих (см. приложение).

                                      2.2. Функции власти

Проявление власти естественно для человека и заложено в биологических, природных и  социальных началах его жизни. Командование и исполнение — два универсальных  принципа власти, которые нераздельны  и взаимодействуют, как и два  типа личности — властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных  общественных структурах и отношениях между ними, например, государства  и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д. 

Координация этих отношений  и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему  общества, политические отношения между  государством и обществом, общественными  группами, классами, политическими  институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и го­сударства на разных уровнях: 

- макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; 

- среднем уровне ("мезоуровне"), который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; 

- микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. На этом уровне формируется политическая культура, складываются мнения, убеждения людей. Этот уровень не является низшим, он составляет политическую ткань общества в целом, включая и все другие уровни власти. 

От функционирования политической власти во многом зависит  тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и  другие политические характеристики данного  государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность. 

Таким образом, к  наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно  отнести следующие: 

- поддержание общественного  порядка и стабильности; 

- выявление, ограничение  и разрешение конфликтов; 

- достижение общественного  согласия (консенсуса); 

- принуждение во  имя социально значимых целей  и сохранения стабильности; 

управление делами общества. 
 

                      

                                 

                               2.3. Концепции власти

В современной литературе существуют различные концепции  власти. Так, системные концепции  рас­сматривают власть как свойство политической системы. Т. Парсонс считает, что власть как свойство системы связана с достижением общих целей системы, с организацией. Крозье считает власть вечной. "Власть нельзя ни ликвидировать, ни национализировать. Она, как головы гидры, появляется во все большем количестве и становится сильнее каждый раз, когда считают, что ее обезглавили". Длительное время в истории политической мысли господствовали правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант и другие мыслители считали право первичным, а политику и власть — производными от права. Французские философы XVIII века апеллировали к разуму как единственному судье над всем существующим, требовали установления разумного общества в соответствии с естественными правами человека. Поиск идеального права и государства характерен для Платона и Ф. Бэкона, для коммунистических утопий от Т. Мора до Э. Кабэ. Фи­лософское обоснование И. Кантом теории правового государства также базируется на принципе согласованности государственного устройства с правовыми нормами. 

Широкое распространение  получили поведенческие концепции  власти. Основные идеи поведенческого (бихевио-рального) направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета, которые стали исследовать поведение людей в сфере политики, изучать политический процесс, реальные факты, полагая, что любые ценности должны пройти испытание фактами. 

Бихевиоралисты объясняют политическую жизнь из присущих человеку свойств, поведения, воли, стремления к власти. Политический человек — это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Но политика — сфера социального взаимодействия, потому индивиды вступают в отношения по поводу власти. Лишь отталкиваясь от воли людей, строится вся политическая материя, приобретая со временем стабильные, устойчивые формы, закрепляясь в политических институтах. Власть этих институтов должна выводиться из отношений власти, в которые вступают люди. Отсюда можно понять, как рождаются и функционируют партии, политические организации, государство. Государственная власть воспроизводится путем концентра­ции, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти. 

Бихевиоралисты рассматривают политические отношения как рынок власти (рыночная модель). Субъекты власти вступают в определенные соглашения, "сделки" ради достижения власти и того, что она дает. Выполнение соглашений зависит от двух факторов: доброй воли участников и наличия внешней силы, вынуждающей соблюдать принятые обязательства. Второй фактор предполагает наличие силы, стоящей как бы над системой, над участниками сделок. 

Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш  состоит в увеличении объема власти. Г. Лассуэлл считает, что этот выигрыш определяется участием или возможностью участия в принятии решений. Бывает, что в игре одна сторона не просто нарушает правила, а стремится изменить их, чтобы выиграть. Пресечь такие действия можно только извне. Но если игра охватывает всех, всю политическую систему, то такой силы просто не найдется. Отсюда вывод: политическая игра должна быть самосанкционирующейся. Правила политической игры должны исходить из нее самой, а не навязы­ваться извне. 

Идея саморегулирующегося  механизма заимствована бихевиоралистами из американской социально-экономической мысли, где считалось, что регулятором всех экономических отношений является рынок. Эта идея была распространена на сферу политических отношений. Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей. 

Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Те, кто контролирует собственность, стремятся превратить свои доллары в голоса избирателей, свою собственность — в политическую власть. По Мерриаму, бизнес — диктатор в семье власти. Борьба за власть мотиви­руется не только целью приобретения власти, но и своим игровым характером. Политика предстает как игровое пространство, где вероятны выигрыши и проигрыши. Основа этого мира — человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения. 

Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д. Если в одной ситуации властью обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом. 
 

                                  2.4. Разделение власти

Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и не­политической  власти. Разделение власти возникает  из свойства власти быть отношениями  между субъектом и объектом, между  которыми формируются отношения  командования и исполнения, господства и подчинения. В политической системе  общества, где субъектами власти выступают  учреждения, организации, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распреде­ление труда, разделение функций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. 

Первое крупное  разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. Соперничество между этими властями продолжалось многие столетия. Для  многих государств оно не завершено  и ныне, при этом исход его далеко не однозначен для многих регионов мира. В самом светском государстве  рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным  управлением (самоуправлением), формировалась  власть разных уровней с разными  функциями. Разделение власти на государственном  уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами  между королевской властью и  парламентами ("Славная революция" 1688 г. в Англии, переросшая в войну  короля и парламента, смену династий; Французская революция). Велась также  многовековая борьба за право участия  народа в правлении — избирательные  права, иначе говоря, за разделение власти между государством и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено лишь в XX веке и то не повсеместно. 

Проекты разделения единой государственной власти на несколько  независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и  контролировать друг друга, появились  в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал  Дж. Локку (сер, XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную. 

Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции  Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные  органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют  между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. 

Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это харак­терно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь. 

Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство  и сводят разделение властей к  чисто формальной процедуре. В таком  случае реальной правящей силой может  оказаться какая-либо иная сила, стоящая  вне официальной структуры власти. 

Следует иметь в  виду, что власть разделяется не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные  распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и  нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы  скрытого разделения власти могут стать  крайне опасными, ибо создают условия  для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов. 
 

                                        2.5. Ресурсы власти

Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом) (Основы политической науки. Учебное пособие. Часть 1. — 1993. — С. 110). 

Информация о работе Политическая власть