Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:28, лекция

Краткое описание

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определ. класса, иной большой соц. группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осущ-ть общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми.

Файлы: 1 файл

3 - Политическая власть.doc

— 55.50 Кб (Скачать)


4

 

1. Понятие политической власти

Политическая власть – понятие, обозначающее реальную способность определ. класса, иной большой соц. группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осущ-ть общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Власть можно определить как способ реализации общих интересов и достижения общих целей. Это всегда власть над людьми.

Субъекты власти – это соц. группы, прежде всего господствующие классы, политич. элиты, отдельн. лидеры, носители власти – гос. и обществ. орг-ции, органы и учреждения, созданные для реализации интересов политически доминирующих соц. групп.

Объекты власти – явления и пр-сы политич. среды, на к-е направлены действия субъектов политики.

Политич. власть хар-ся рядом признаков:

1) она закономерно зарождается и утвержд-ся в обществе как необх-я форма выражения обществен. отнош-й прежде всего между большими соц. группами и сообществами, гос. и обществен. организациями: отстаивающими их интересы. Власть – компонент обществен. системы в целом. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определ. соц. групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоев народа.

2) политич. власть как общ-ное отн-ние в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвования. Ведь речь идет о подчинении воле одних воле других, о навязывании одними своей воли и ценностей другими, что вызывает сопротивление последних. Противоречие  вытекает также из асимметричности властного отнош-я. А именно: из определ. преимуществ, каковыми облад. властвующ. субъект (статус, влияние, авторитет).

3) власть – это потенциал, возможность, осущ-мая в действии, во взаимоотношении субъектов, причем зависящих от условий. В этом смысле ее нельзя присвоить. Захватив власть, передать ее из одних рук в другие не означ. ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определ. совок-ть ср-в или право.

4) политич. власть производна от обществен. системы, а более конкретно – от соц. стр-ры и, в конеч. итоге, от обществен. экон. отн-ний. Отсюда вытек. принципиальное отрицание сведения власти к сфере субъективно-волевого действия людей. За волевыми действиями людей всегда стоят объективные отн-ния, к-е обусловливают непоср-но наблюд-мые взаимод-вия индивидов и групп, за субъективно-волевыми отн-ями скрыв-ся объектив. взаимосвязи, потр-ти и интересы.

5) полит. власть связана с принуждением. Тем не менее ее нельзя отождествлять только с принуждением и, тем более, с физич. насилием. В широком понимании принуждение не исчерпывает сущность васти.

6) полит. власть сущ-ет и функц-ет в разл. видах: гос-ная, партийная, региональная, международная. Наиб. развитая из них – гос. власть – это такая форма власти, к-я имеет преимущественно классовый хар-р, опирается на спец. аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать законы и утверждать др. норматив. акты, обязательные для всех.

Полит. власть облад. след. функциями:

1) обеспечение господства определ. соц. групп в общ-ве;

2) управление общественной жизнью людей, влючая поддержание обществен. порядка с позиций интересов тех или иных больших соц. групп;

3) поддержание целостности и единства общ-ва;

4) управление соц-ми, экономическими и политич. конфликтами.

Политологич. наука отмечает 4 структурных ур-ня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий (т. е. свободы принимать решения), средствами, хар-ром, и св-ми субъектов власти:

1) макроуровень (высш. ур-нь) – центральные институты власти;

2) мезоуровень (средн.) – органы и аппараты власти, подчиненные политич. институты;

3) микроуровень (низший) – связ-й с малыми группами, вз-вия между ними;

4) мегауровень – власть междунар. сообщества.

Кажд. из уровней может подразделяться на 2 формы: легально-официальная, представленная в виде формализованных стркутр, и нелегальная (неформальная, неофициальная) – это власть влиятельных лиц, гркппировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров.

2. Осн. концепции политич. власти

Современные концепции власти можно проклассифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти. С известной долей условности и относительности, их можно разделить при самом общем анализе на два больших класса:

1. Трактующие власть как атрибут, собственное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

2. Трактующие власть как атрибут социальных отношений или взаимодействий на элементарном или сложном коммуникативном уровнях.

Атрибутивно-субстанциональные подходы к осмыслению власти, в свою очередь можно подразделить на 1) инструментально-силовые; 2) потенциально-волевые и, с известной оговоркой; 3) структурно-функциональные концепции.

Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектам. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой политической мысли.

Нормативно-формалистическая концепция. В соотв. с конц-ей источником и содержанием власти явл. система норм прежде всего правовых.

Органистическая. Содержанием к-ции явл. разл. версии функционализма, структурализма определяющие всеобщие ф-ции власти. По структурно-функционалистской теории власть – это особый вид отн-ний между управляющими и подчиненными.

Элитная. Возн-ние власти, согласно к-ции, обоснов-ся сущ-ем в общ-ве элиты, призванной управлять массами людей не элитного происхождения, всеми соц-ми процессами в общ-ве.

Субъективно-психол. конц. объясняет власть как инстинктивное стремление чел-ка к власти, господству.

Индивидуалистически-социологическая. Сторонники конц. рассм. власть как игру интересов – личных противоречий между свободой одних и ее ограничением относительно других.

Марксистская конц-я трактует власть как власть определ. класса.

3. Формы и механизмы осуществления полит. власти в истории политологии

Совокупность разл. форм внешнего материализованного выражения полит. власти – учреждений, орг-ций, устной и печатной пр-ции – образует ее механизм. В свою очередь механизм полит. власти явл. органической частью более общего механизма, посредством кот-го осущ-ся политико-властные отн-ния. Такой более общий механизм наз. политической системой общества.

Развитый механизм полит. власти предст. собой чрезвычайно слож. структуру, к-я имеет пирамидальное строение. В ее основании нах-ся общество в целом, ближе к основанию – господствующие политич. силы и их организации, а на ее вершине – собственно структуры власти: парламент, правит-во, глава гос-ва, суды, контрольные органы.

Механизм властных отн-ний имеет след. стр-ру:

1) наличие у властн. отн-ний не менее 2-х партнеров;

2) волеизъявление властителя осущ-ся в виде определ. акта предусматривающего санкции за неподчинение его воли;

3) обязат-е подчинение тому, кто осущ-т власть;

4) соц-е нормы, закрепляющие право одних издавать акты, других – им подчиняться (правовое обеспечение).

Ф-ции механизма властн. отн-й:

1) Интегративная – закл. в объединении соц-политич. сил общ-ва.

2) Регулятивная – направляет политич. волю масс на регулир-е жизнед-ти общ-ва;

3) Мотивационна – формир-е мотивов политич. д-ти прежде всего общезначимых мотивов;

4) Стабилизирующая – нацеленность на устойч. развитие политич. системы общ-ва.

В качестве основных форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются господство, руководство, управление. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

1) Господство – это абсолютное или относительное подчинение одних людей (соц. групп) другим.

2) Руководство – заключается в выработке и принятии правящей группой принципиально важных для общества решений, в определении его целей, задач, перспектив. Такие решения составляют содержательную сторону воли господствующих соц. сил. Она фиксир-ся в док-тах, одобренных высш. органами. В последующем эти решения получ. законодательное оформление в гос.-правовых актах, после чего они стан-ся обязательными для всех членов общ-ва;

3) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах;

А также формами осущ-я власти можно выделить координацию, организацию и контроль:

4) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);

5) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным правилам поведения;

6) Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

Все эти формы сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления. [1]

Формы полит. власти согласно критерию главного субъекта правления:

1) монархия (единовластная и с конституционными ограничениями) - наследственное правление одного лица (монарха);

2) тирания – единоличное деспотическое правление вследств. насильственного захвата власти;

3) аристократия – власть лучших, т.е. верхушечной знатной привилегированной группы;

4) олигархия – власть немногих богатых;

5) тимократия – особая форма олигархии, при кот-й власть власть принадлежит привилегированному большинству, владеющему высоким имущественным цензом, часто военной силой;

6) теократия – власть церкви;

7) охлократия – власть толпы, опирающаяся не на законы, а на мгновен. настроения

8) демократия – власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие легитимности и принцип разделения власти.

 

Легитимность полит. власти, ее институтов – базовый элемент их закрепления и функционир-я в общ-ве. Понятие легитимности означ. признание общ-вом, массами обоснованности и необходимости данной полит. власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимность хар-ет законность власти. В широком смысле – соответствие власти законно устан-ным нормам, а также основополагающим целям гос-ва и общепринятым принципам и ценностям. Чаще всего легитимность – это предмет борьбы (политической, идеологической) за господство определ. политич. сил, предмет поиска спец. методов оправдания перед обществом власти этих сил.

Типы легитимности власти:

- Легальный: власть узаконена устан-ми нормами права, основана на признанных обществом конституц-х принципах гос-ва и подкрепляется д-тью соотв-щих институтов, а также санкциями. Источник легальной легит-ти – общее понимание норм, устан-х законом.

- Идеологическая: власть признается обоснованной в силу внутр. убежденности или веры в правильности тех идеологич. ценностей, к-е ею провозглашены. Источник лег-ти – идеологические ценности.

- Традиционная: власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам и соотв-ет традиционным ценностям масс. Источник лег-ти – традиционное сознание.

- Структурная: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных стр-р и норм, регулирующих политич. отн-ния. Источник лег-ти – специфические политич. стр-ры.

- Харизматическая (персональная): признание власти основывается на вере масс в особые способности политич. лидера. Источник легитимации – личный авторитет правителя.

- лег-ть основанная на соглашении или навязанная общ-ву по мотивам политич. целесообразности.

Описанные типы лег-ти власти, как правило, в реальной политич. практике переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Проблема лег-ти – это в значительной мере проблема участия масс в управлении гос-вом.

 

 

 



[1] Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-политический журнал, 1994, №6. с. 34.

 


Информация о работе Политическая власть