Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:21, контрольная работа
Потребность в стабилизации общественной жизни и в обретении устойчивого порядка в государстве как никогда отличает современное состояние российского общества. Несовершенные процессы государственного управления, отсутствие эффективной судебноправовой системы, падение жизненного уровня населения, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий самым непосредственным образом угрожают российской государственности.
Содержание
Введение......................................................3
История идеологии.......................................5
Содержание консервативной идеологии.........7
Заключение.................................................15
Список литературы......................................17
Идея нации не входила в идеологический арсенал традиционного консерватизма. Напротив, она была востребована прежде всего либеральной идеологией в эпоху становления буржуазной государственности. Апелляция консерватизма к национальной идее была спровоцирована угрозой разрушения исторически сложившегося общественно организма в условиях начала ускоренной модернизации.
В системе консервативных ценностей важное место занимает постулат о ненадёжности прогресса. И это не случайно. Именно в конце 20-го века как никогда остро стал вопрос о «цене прогресса», прежде всего научно-технического. Усложнилось его взаимодействие с социальным прогрессом. Возникла проблема сохранения человеческого рода. Глубинные сдвиги во всех сферах заставили задуматься над тем, оправдан ли прогресс, ведущий к отчуждению, разрушению традиционных связей. Отсюда тяга людей к вечным моральным и религиозным ценностям, традициям. Соответственно возник благоприятный климат для расширения консервативных идей.
Разновидности и ответвления.
Консерватизм имеет множество разновидностей и ответвлений. Первое из них, которое следует назвать, - традиционализм.
Традиционализм как разновидность консерватизма делает упор на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдении моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в некоторых случаях и феодализму.
Другой разновидностью консерватизма, как считают многие политологи, является неоконсерватизм. По своему подходу к решению важнейших политических и социальных вопросов очень близок к неолиберализму. Исследование различных форм неоконсерватизма в Западной Европе и США позволил ряду политологов сделать вывод о том, что существует три его разновидности. Первая - либерально-консервативная, которая ярко выражена в Великобритании и США, где слияние либерализма и консерватизма полностью завершилось, и либерализм представляет единая партия, находящаяся на правом фланге политического спектра, обладающая однородной идеологией и устойчивой социальной базой. Эта форма неоконсерватизма утверждает максимально тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.
Следующая разновидность - христианская демократия. Здесь главный акцент ставится на ценности христианского морального порядка.
Христианская демократия одобряет в отличие от либерального консерватизма государственное регулирование поведения людей, а концепция органичного общества сохраняет большое влияние. Наблюдается растущее сближение этих двух разновидностей современного консерватизма.
К третьей разновидности относится авторитарный консерватизм или консервативный национализм, который отстаивает сильное государство, необходимой для защиты консервативных ценностей. За государством признается право вмешиваться как в экономику, так и в деятельность
отдельных институтов, поскольку рынок и личность считаются выражением анархистских начал. Национализм и популизм в значительно
большей степени присущи именно данной разновидности. Консервативный национализм придает первенствующее значение национальным традициям, национальному единству и национальной гордости, что работает на укрепление государства.
Все названные разновидности консерватизма, несмотря на различия в своих идеологических нюансах и акцентах, должны рассматриваться как составные части целостной консервативной плеяды, имеющей ряд основных принципов, которые разделяются всеми его подразделениями. К ним относятся следующие:
- существует универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией;
- природа человека несовершенна, в ней скрывается неразумие и греховность;
- естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;
- попытки социального уравнительства с помощью силы закона бесперспективны;
- важнейшая роль частной собственности для достижения личной свободы и защиты социального порядка;
- ненадежность прогресса; традиционные нормы являются главной движущей силой прогресса;
- сфера человеческого разума ограничена, отсюда вытекает важность традиций, институтов, символов, ритуалов и даже предрассудков;
- рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, которая способна предотвратить возможную тиранию правления большинства.
Следующее ответвление консерватизма или его разновидность – либеральный консерватизм, являющийся умеренно-реформистской концепцией. Он не подвергает сомнению общую целесообразность
модернизации, однако ограничивает ее рядом оговорок. С точки зрения
либерально-консервативного этатизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым, конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых реформ зависела, прежде всего, от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей.
Признавая важность достаточно радикального общественного переустройства, либерально-консервативная реформаторская идеология не противопоставляет прошлое и будущее. Она опиралась на идею поступательного развития конкретного социума, а не на универсальные категории общечеловеческого прогресса. Это позволило либеральному консерватизму превратиться в уникальную мобилизующую концепцию, сочетающую реформизм с охранительными функциями. Порядок оказывается превыше свободы. В отличие от либерализма, в том числе и социального, для которого ограничение свободы индивидуума определяется в конечном счете приоритетом прав других людей и ответственностью общества перед ним, либеральный консерватизм ориентировался на развитие самого общества как единого организма. Подобная специфика либерального консерватизма предопределила его тесное сближение с националистической идеологией.
Заключение
Современные государства демонстрируют нам, что «век идеологий» не закончился. И сейчас каждая страна в целях своей безопасности и поддержания суверенитета и конкурентоспособности неизменно обеспечивает соответствующее её интересам информационно-политическое поле. Несмотря на то, что в ХХI веке традиционные политические идеологии века ХХI уже не встречаются в «чистом» виде, их элементы всегда присутствуют в повестке дня каждой страны: в деятельности политических партий и общественных организаций, в решениях политических деятелей, в освещении событий СМИ, в убеждениях представителей интеллигенции.
Сегодня наша страна — свободное и конкурентоспособное государство, уровень жизни в котором ниже чем в Евро-атлантическом регионе, но выше, чем в странах «третьего мира». Существующее положение дел критикуется за отсутствие чёткого плана действий на будущее; программы, которая позволила бы реально посмотреть на вещи и оценить перспективы мобилизации населения для развития страны. Отечественные политики из всего партийного спектра сходятся в том, что России и сейчас нужна государственная идеология. Не такая, какой был догматический марксизм, — а гибкая, мобильная, современная и своевременная.
Наиболее жизнеспособными из предлагаемых доктрин можно считать те, которые предлагают реализовать тот или иной консервативный проект. И дело здесь даже не столько в патриархально-этатистском менталитете россиян, сколько в истории нашей страны, традициях централизованного государства, в разных формах существовавшего именно как единое унитарное государство ещё со времён Московии ХIV века.
Результаты социологических опросов говорят о том, что граждане страны устали от различных форм экстремизма (как левого, так и правого) и радикализма; россияне хотят стабильности, порядка и соблюдения законов — а это составляющие классической идеологии консерватизма, наряду с общепризнанными семейными ценностями.
Однако отметим, что в условиях построения демократии ни одна доктрина не может функционировать, если ею пользуется лишь исполнительная власть. Отсюда закономерно следует вывод, что если правый консерватизм действительно необходим России, то по сей день актуален вопрос создания крупной консервативной политической партии. Исторический опыт показывает, что европейские модели консерватизма неприемлимы для России. На отечественной почве консерватизм должен сочетать в себе положительные черты просвещённого национализма (государственничество, патриотизм, традиционализм, уважение к национальным традициям и культуре) и умеренного либерализма (законность, рыночную экономику, свободу личности, институт частной собственности и гражданского общества).
Список литературы:
Белов Г.А. Политология: Курс лекций. М., 1999. – 303с.
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учеб. пособие. М., 1995. – 400с.
Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для студ. юридич. и гуманит. факультетов. - М.: ПРИОР, 1997. - 400с.
Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие для студентов вузов / сост. Т. И. Адуло [и др.] ; под ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. -- Мн. : Академия управления при Президенте РБ, 2004. – 491 с.
Панарин А.С. Введение в политологию: Учеб. пособие. М., 1994.
Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И.Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 559 с.
Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. - 384 с.