Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:27, реферат
Деятельность человека имеет осмысленный, целенаправленный характер, а тем более политическая деятельность. Она имеет конкретную ориентацию, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах.
1.Возникновение идеологии и ее функции
2. Типы идеологий
3.Коммунизм
4. Фашизм
5.Религиозный фундаментализм
6.Список литературы
План.
1.Возникновение идеологии и ее функции
2. Типы идеологий
3.Коммунизм
4. Фашизм
5.Религиозный фундаментализм
6.Список
литературы
Радикальные
политические идеологии
1.Возникновение идеологии и ее функции
Содержание понятия «идеология»
Деятельность человека имеет осмысленный, целенаправленный характер, а тем более политическая деятельность. Она имеет конкретную ориентацию, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах. Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков. Утверждения относительно ценностей и фактов, актуальные для конкретной социальной группы, индивида и выражающие их интересы, называются идеологией. Система утверждений и предпочтений социальной группы (класса, нации и т. д.) или отдельной личности представляет собой способ понимания и интерпретации действительности, идеальной формой выражения их притязаний на социальные блага, статусы и роли. Наделяя определенным смыслом и значениями политическую деятельность индивидов, групп, партий в пределах актуально значимых для них идеалов и ценностей, политические идеологии выступают в качестве рационально-ценностной формы мотивации политического поведения и составляют мировоззренческую основу политики.
Термин «идеология» («наука об идеях») ввел в научный обиход французский исследователь А. Дестют Де Траси в конце XVIII в. Он (термин) выражал предпочтения определенных социальных групп в конкретно-исторических условиях. Однако впоследствии значение термина заметно изменилось. В результате его содержание оказалось размытым, а востребованность идеологии практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий, показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал, идеологически подготовив буржуазные революции.
Однако в середине XX в. Д. Белл заявил о «конце идеологий», бессмысленности их существования. Тезис о «конце идеологии» был пущен в оборот как реакция на развернувшееся в 60-х годах студенческое движение. На первый взгляд кажется, что идеологизация общественных отношении вызвана к жизни усиливавшимся прагматизмом, заметным многообразием социальных интересов, существующим без значительных элементов их идеологического оформления, обоснования.
Когда-то идеологии были созданы для выражения и защиты интересов социальных групп и классов, претендовавших на власть или отстаивавших властные привилегии. Правящие классы использовали идеологии для манипулирования массовым сознанием. Сегодня уровень информированности населения заметно вырос и потребность в идеологии вроде бы отпала. Однако, как показывает практика, именно отсутствие политической идеологии, способной разумно обосновать общенациональные, объединительные цели и идеалы, не позволяет достаточно прочно интегрировать все слои российского общества вокруг идеи реформы.
Свойства идеологии и ее функции
Политические идеологии появились в эпоху Просвещения, выдвинувшей идею прогресса и возможности создания разумного общественного порядка на основе сознательно сформулированных самими людьми целей преобразования и ожиданий предполагаемых результатов. Обоснование возможности целеполагающей деятельности людей востребовало науку об идеях, в которой выражались идеалистические представления о желаемом обществе.
Роль идеологий в жизни общества обусловлена теми функциями, которые они выполняют. Исходя из того, что политические идеологии включают такие ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры, можно выделить следующие их функции:
Ориентировочная. Она выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.
Мобилизационная. Предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию.
Интегративная. Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политические идеологии противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором.
Амортизационная. Будучи способом интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации.
Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Поскольку политические идеологий возникают на базе интересов какой-либо социальной группы, постольку они призваны сформулировать и предъявить их другим группам.
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, которые отличают их от других форм политического сознания (например, политической психологии): 1) претензии на тотальную значимость (или глобальность) и 2) нормативности. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом призвании изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация фактов окружающей действительности требует приверженности со стороны ее сторонников ценностям и нормам, которые она культивирует.
Идеологию не следует путать с пропагандой. Если идеология представляет собой форму существования политических представлений, то политическая пропаганда является основным средством их распространения.
2. Типы идеологий
Критерии классификации идеологий
Политические идеологии различаются по двум основаниям:
1) по социально-политической парадигме, т. е. по предлагаемой модели желаемого общества;
2) по отношению
к прогрессу и технологии его
осуществления. Если первое
Политические идеологии, возникавшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса и предлагали различные модели обществ и способы их реализации. (Эта их особенность сохраняется и в современную эпоху.)
Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либеральных демократов.
Левые идеологии видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, в создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые представляют себе по-разному.
Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижение равенства и справедливости в условиях планово организованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа «по труду».
Социалисты и
социал-демократы негативно
3.Коммунизм
Коммунизм (от лат. communis — общий) — это общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.)- В марксистской концепции исторического процесса лежит общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) — низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом. Социализм представлен множеством учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин «социализм» появился во второй половине XIX в., хотя представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о «золотом веке». Современный социализм как политическая философия построен на идеях утопического социализма, высшей формой которого служит теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые рассматривали социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата.
Утопический социализм — это учение об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. После Октябрьской революции 1917 г., провозгласившей своей целью воплощение на практике идей научного социализма, социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, — коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма.
Примитивный коммунизм
Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества охотников-собирателей, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Примитивный, или первобытный, коммунизм характерен для всех народов, находящихся на ранних ступенях развития (т. н. первобытнообщинный строй, по археологической периодизации совпадающий в основном с каменным веком). Для примитивного коммунизма характерно одинаковое отношение всех членов общества к средствам производства, и соответственно единый для всех способ получения доли общественного продукта. Отсутствуют частная собственность, классы и государство. В таких обществах добытая пища распределяется между членами общества в соответствии с необходимостью выживания общества, то есть по потребностям членов в индивидуальном выживании. Вещи, производимые каждым человеком для себя самостоятельно, находились в общем доступе — общественной собственности. На ранних этапах не существовало индивидуального брака: групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. Развитие орудий труда привело к разделению труда, что стало причиной появления индивидуальной собственности, возникновения некоторого имущественного неравенства между людьми.
Утопический коммунизм
Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К XVII веку формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, выраженные во взглядах Мелье, Морелли, Бабёфа, Уинстенли. Своего апогея утопический коммунизм достиг в XIX веке в концепциях Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Чернышевского.
Военный коммунизм
Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918—1921 гг. Элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн. Основной целью являлось обеспечение населения промышленных городов и РККА оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразвёрстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП.