Политические идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Краткое описание

Деятельность человека имеет осмысленный, целенаправленный характер, а тем более политическая деятельность. Она имеет конкретную ориентацию, будь то голосование на выборах, участие в политических акциях или работа в представительных или административных органах.

Оглавление

1.Возникновение идеологии и ее функции
2. Типы идеологий
3.Коммунизм
4. Фашизм
5.Религиозный фундаментализм
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

Политология. Идеологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

фашистские организации  в качестве удобного  временного  орудия  в  борьбе  с

соперниками и  врагами; кризис общественного сознания, разочарование  масс  в

либеральных   и   демократических   ценностях;   нестабильность,    питающая

националистические, милитаристические и завоевательные настроения.

Одновременное наличие всех этих факторов позволило  фашизму приобрести  такой

размах в Европе в 20-30-х годах, вовлечь  большинство  стран  мира  в  самую

масштабную и  кровопролитную  войну.Тек  же  следует  обратить  внимание  на

сложность  международной  ситуации  в  этот  период.  Она  характеризовалась

недооценкой ведущими  державами  мира  фашистской  угрозы,  попустительством

агрессору,  противоречиями.  Франция  была   заинтересована   в   сохранении

Версальской системы  и стремилась для  этой  цели  создать блок  европейских

государств. Англия и США склонялись  к  восстановлению  германского  военно-

экономического  потенциала, рассчитывая не  допустить  французскую  гегемонию

на континенте и,  главное,  направить  агрессивные  устремления  германского

фашизма на восток с перспективой войны между Германией  и СССР.

Советский Союз предпочел план создания  системы  коллективной  безопасности.

Противоречия  стран-участниц  дипломатического  процесса   и   их   взаимная

подозрительность  в  конечном   счете   способствовали   безнаказанности   и

разжиганию    аппетитов     фашистских     режимов.     Захват     Германией

демилитаризованной  Рейнской зоны и поддержка третьим  рейхом войск  Франко  в

Италии  убедили  Гитлера  в  безопасности  проведения  политики  агрессивных

захватов.

5.Религиозный фундаментализм

Фундаментализм  религиозный — тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и  общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция — модернизм. Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций — "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между фундаменталистами и модернистами.

В настоящее  время термин приобрел более широкое  значение: под религиозным фундаментализмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном фундаментализме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского фундаментализма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями, с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный фундаментализм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному  авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный фундаментализм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный фундаментализм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции.

Следствием такой  религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного фундаментализма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного фундаментализма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). В этой ситуации религиозные фундаменталисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).

Особенность религиозного фундаментализма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные фундаменталисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный фундаментализм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Список литературы:

1. Василик М.А. Политология: Учебник. – М.. 2001.

2. Замковой В.И.   Германскиц фашизм - одна из главных форм тоталитаризма/

   Ин-т междунар. права и экономики. – М.:ХГЦ  “Велес”,1994. – 39 с.

3. Новая философская энциклопедия. Т.4. М.: Мысль. 2001. С. 280-281.

4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: Учебник. – М., 2000.

5. Научный коммунизм: Словарь (1983) / Коммунизм

6. Волкогонов Д.А. Психологическая война. – М.: Воениздат, 1983. С. 21-22; Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. С. 488. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ильин И.А. Путь к очевидности. Часть вторая.

13. О политическом  успехе 

Самые опасные  предрассудки - это те, которые замалчиваются и не выговариваются. Так обстоит особенно в политике, где предрассудки цветут буйно и неискоренимо. И вот первый политический предрассудок должен быть формулирован так:

"Что такое  политика - известно каждому; тут  не о чем разговаривать"...

Установим прежде всего, что в неопределенной и  легко вырождающейся сфере "политики" отдельные люди и целые партии могут иметь кажущийся успех, который в действительности будет  фатальным политическим провалом. Люди слишком часто, говоря о политике, разумеют всякие дела, хлопоты и интриги, которые помогают им захватить государственную власть, не останавливаясь ни перед какими подходящими средствами, фокусами, подлостями и преступлениями- Люди думают, что все, что делается ради государственной власти, из-за нее, вокруг нее и от ее лица, - что все это "политика", совершенно независимо от того, каково содержание, какова цель и какова ценность этих деяний. Самая коварная интрига, самое отвратительное преступление, самое гнусное правление - является с этой точки зрения "политикой", если только тут замешана государственная власть. .

 Тот путь, которым они шли, казался им, а может быть, и народной массе, "политическим"; но то, что они  делали, и способ их деятельности, и создаваемое ими - все это  было на самом деле противогосударственно, противообщественно, праворазрушительно, антиполитично и гибельно: источник несправедливостей, бесчисленных страданий, ненависти, убийств, развала и разложений.

Все это означает, что Политику нельзя рассматривать  формально и расценивать по внешней видимости. Она не есть дикая скачка авантюристов; она не есть погоня преступников за властью. Политика есть сразу: и содержание и форма. И поэтому истинный политический успех состоит не в том, чтобы завладеть государственной властью, но в том, чтобы верно ее построить и направить ее к верной и высокой цели.

Политика есть прежде всего служение, - не "карьера", не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия. Кто этого не понимает или не приемлет, тот не способен к истинной политике: он может только извратить ее, опошлить и сделать из нее карикатуру или преступление.Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном "успехе-неуспехе" перед лицом Дела.

Истинное Политическое служение имеет в виду не отдельные  группы и не самостоятельные классы, но весь народ в целом. И поэтому  истинный политический успех доступен только тому, кто живет органическим созерцанием и мышлением.

Но если настоящий  политик встретит сочувствие у своих современников, тогда он должен повести борьбу и попытаться увлечь на верный путь широкие круги народа. Ибо политика есть искусство объединять людей, - приводит к одному знаменателю многоголовые и разнообразные желания. Нужно политическое единение, политическое и по форме, и по содержанию: лояльное, правовое, свободное по форме и общенародное, справедливое, органическое по содержанию. И в этом состоит задача истинной политики.

Поэтому политика есть волевое искусство: - искусство социального воления. Надо организовать и верно выразить единую всенародную волю, и притом так, чтобы это единение не растратило по дороге силу совокупного решения. Вот почему политика есть искусство совместного и решительного воления: безвольная политика есть недоразумение или предательство, всегда источник разочарования и бедствий.

Отсюда вытекает, что политика нуждается в свободной  и необманной (искренней) воле. Истинное единение покоится на добровольном согласии: люди должны объединяться не по принуждению, не из страха, не по лукавству и не для взаимного обмана. Чем меньше интриги в политике, тем она здоровее, глубже и продуктивнее. Комплот обманщиков, провокаторов, диверсантов, словом, людей бесчестных и безответственных никогда не создаст ни здорового государства, ни верной политики.

Это значит, что  политика требует отбора лучших людей - прозорливых, ответственных, несущих  служение, талантливых организаторов, опытных объединителей.

Это означает сразу; политика невозможна без идеала; политика должна быть трезво-реальной. Нельзя без идеала: он должен осмысливать всякое мероприятие, пронизывать своими лучами и облагораживать всякое решение, звать издали, согревать сердца вблизи... Политика не должна брести от случая к случаю, штопать наличные дыры, осуществлять безыдейное и беспринципное торгашество, предаваться легкомысленной близорукости. Истинная политика видит ясно свой "идеал" и всегда сохраняет "идеалистический" характер. Вот почему всякая истинная политика призвана к воспитанию и организации национального правосознания. Это воспитание должно совершаться в свободной лояльности (не в запугивающем рабстве!) и приучать граждан к свободной лояльности, т.е. к добровольному блюдению права. Нелепо навязывать монархический строй народу, живущему республиканским правосознанием; глупо и гибельно вовлекать народ с монархическим правосознанием в республику, которая ему чужда и неестественна.

Истинная политика мудра, осторожна и экономит силы народа. Поэтому ей присуще искусство - щадить отрицательные силы и волевые их заряды и находить для них положительное применение, указуя злому, завистнику, разрушителю, преступнику, разбойнику, бунтовщику и предателю возможность одуматься и приняться за положительный труд...

Такова сущность истинной политики. Таков путь, ведущий к истинному политическому успеху.

Политика есть искусство свободы, воспитание самостоятельно творящего субъекта права. Государство, презирающее свободную человеческую личность, подавляющее ее и исключающее  ее, есть тоталитарное государство, учреждение нелепое, противоестественное и преступное; оно заслуживает того, чтобы распасться и погибнуть.

Информация о работе Политические идеологии