Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:21, контрольная работа
Потребность в стабилизации общественной жизни и в обретении устойчивого порядка в государстве как никогда отличает современное состояние российского общества. Несовершенные процессы государственного управления, отсутствие эффективной судебноправовой системы, падение жизненного уровня населения, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий самым непосредственным образом угрожают российской государственности.
Содержание
Введение......................................................3
История идеологии.......................................5
Содержание консервативной идеологии.........7
Заключение.................................................15
Список литературы......................................17
2
Содержание
Введение 3
История идеологии 5
Содержание консервативной идеологии 7
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Потребность в стабилизации общественной жизни и в обретении устойчивого порядка в государстве как никогда отличает современное состояние российского общества. Несовершенные процессы государственного управления, отсутствие эффективной судебноправовой системы, падение жизненного уровня населения, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий самым непосредственным образом угрожают российской государственности.
В настоящее время восстановление былого могущества российского государства является основным приоритетом. Если принять за аксиому необходимость государственного регулирования информационно-идеологического поля, закономерно возникает вопрос: какой из трёх основных идеологических дискурсов (система «социализм/радикализм — либерализм — консерватизм») должен быть востребован в нашей стране? Идя «от противного», становится очевидным, что левый спектр идеологий дискредитировал себя к концу существования Советского Союза. Теоретически возможный по сей день приход левых к власти в России вполне может означать их радикализацию и в конечном итоге — возрождение тоталитаризма, в чём не заинтересованы ни россияне, ни мировая общественность. Либерализм столь же утратил всякую популярность среди российских граждан после реформ 1990-х гг., показавших, что, несмотря на все благие намерения, преобразования, которые не учитывают историческую специфику развития России, обречены в нашей стране на провал. Таким образом, «третий путь» консерватизма оказывается наиболее приемлемым на данном этапе развития страны, поскольку он является «золотой серединой», соединяя в своей доктрине умеренно-рыночную экономику и патриотизм, нравственность.
В данной связи особую актуальность приобретает исследование
гипотетически возможных и теоретически желаемых моделей, обеспечивающих стабильность в развитии государства, значительный вклад в обоснование которых внесли основоположники консервативной идеологии. Так, под сильным государством консервативные мыслители подразумевали, в первую очередь, авторитет власти, устойчивость всей системы общественных отношений и структур, порядок и стабильность в обществе. Они пропагандировали такие ценности как постепенность и осторожность перемен, отрицание резких скачков и революционных переворотов, признание зависимости прав и свобод граждан от конкретно-исторических условий, степени развития их правосознания и этики, сохранение традиционных идеалов, национальной самобытности, культурного своеобразия.
Тема консервативной идеологии разрабатывалась западными и отечественными исследователями.
Объектом исследования является консервативная идеология. Предметом исследования являются основные тенденции в развитии консерватизма за рубежом и в России. Целью данной работы является изучение консервативной идеологии и ее практики на Западе и в России, определение перспектив ее реализации в политическом пространстве России. Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1. Выявить определение термина «идеология».
2.Определить содержание консервативной доктрины.
3.Оценить эффективность практической реализации консервативной политической доктрины в западных странах.
4.Определить концептуальные основы консервативной политической доктрины в современной России.
Тема 14. Консервативная идеология
История идеологии
Многочисленные социальные изменения, потрясшие европейский порядок в связи с крушением феодализма, вызвали к жизни такое явление как консерватизм. Впервые термин "консерватизм" был введен в обиход французским писателем Ф. Р. Шатобрианом (1768-1848), основавшим журнал "Консерватор", который выражал взгляды сторонников политической и религиозной реставрации в послереволюционной Франции. Консерватизм в то время означал идеологию феодально-аристократической реакции, критику идей Просвещения "справа", апологию феодальных устоев и дворянско-клерикальных привилегий. Ведущими теоретиками консерватизма конца XVIII-начала XIX веков были Э. Берк, С. Колридж, У. Вордсворт, Ж. де Местр и др.
Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э. Берка "Размышления о революции во Франции". Главная проблема его сочинения - вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская - выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. Де Местр ("Исследование Франции", "Заметки о суверенитете", "О происхождении политических конституций"), Луи Де Бональд ("Теория политической и религиозной власти") и швейцарский политический деятель и писатель Э.Галлер.
Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение XVIII - XIX вв., таковы:
1) Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Де Местр: "Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной");
2) Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишком сложны и запутанны - и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Де Местр: "Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий");
3) Не общество является продуктом деятельности человека, но человек - продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки (Л. Де Бональд: "Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя");
4) Попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред (ибо общество - это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными;
5) Предрассудки и традиции ("скрытый коллективный разум", "вековая мудрость народа") имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека ("разумом софистов и экономистов"), поскольку подкрепляются опытом поколений, и естественно дополняют законы (Ривароль: "Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы");
6) Права человека - это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т.н. "историческое право"), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм);
7) Законы и конституции по настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы (Э. Берк: "Мы знаем, что не сделали
никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких либо открытиях в морали") и имеют неписанный характер (Ж. де Местр: "Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать");
8) Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем - что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что "опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям"; Э. Берк признает, что "разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов");
9) Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция - человеком ("дальше всех идет тот, кто не знает, куда идет").
Содержание консервативной идеологии
Американский политолог Д. Аллен определяет консерватизм как систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако впоследствии оказалось, что поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, в общем итоге их осталось всего два: отрицание революции и неприятие любых теорий,
предлагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен, однако их для целостного консервативного мировоззрения явно недостаточно. С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, но как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить некоторые важнейшие однако это, очевидно, превращало консер-
ватизм в "реактивную и ситуационную идеологию".
Еще одно определение сущности консерватизма дал К. Маннхейм,
согласно которому традиционализм отличается от консерватизма двумя основными особенностями. Если консерватизм - это идеология, принимающая в разных странах различные формы в зависимости от конкретных обстоятельств и ситуации, то традиционализм - чисто психологическое и не выраженное в форме доктрины стремление отбросить любые нововведения. Если консерватизм лишь стремится сохранить существующие нормы и институты, то традиционализм направлен на устранение существующих порядков ради возвращения к какому-либо изначальному "справедливому и естественному" состоянию, закрепленному традицией.
В процессе развития капитализма, как говорилось выше, не оставалось неизменным его содержание. Например, после второй мировой войны консерватизм внёс в свои доктрины ряд серьёзных изменений, призванных обновить и усилить его социально-охранную функцию. В частности, он руководствуется такими либеральными принципами, как конституционализм, разделение власти, всеобщее избирательное право и другие, которые раньше отрицал.
Среди других постулатов выделяются извечное (физическое и умственное) неравенство людей; необходимость общественных классов и групп, то есть, бессмысленность попыток социального уравнивания с помощью закона; несовершенство правления большинства, которое склонно к потенциальной тирании; необходимость активного участия аристократии в государственном управлении; важная роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка. Речь идет об ориентации на экономическое, социальное и политическое неравенство, создание социальных структур, призванных обеспечить такое неравенство путём присуждения господствующих позиций «избранному меньшинству».
По представлению консерваторов, развитие общества есть процесс
естественный и стихийный. Социальное творчество заключается не в радикальной ломке общественного порядка во имя рационально избираемых глобальных целей, а в решении ситуативных, текущих задач путем проб и ошибок, накопления позитивного опыта, поиска баланса между прагматичной политикой и базовыми традиционными ценностями. Стабильность, равновесие, преемственность - это основные ориентиры общественной жизни, способные преодолеть влияние прирожденной человеческой греховности, самонадеянности.
Залогом стабильного существования общества, по мысли консерваторов, является патриархальное государство. Сама власть божественна по происхождению. Но власть монарха и аристократии определяется не только сакральными, священными полномочиями. Во главе государства находится элита, несущая, прежде всего, особую ответственность за судьбу общества. Это аристократия не только крови, но прежде всего духа. Залог их власти - не политическое одобрение народа, а исключительно личные качества, "добродетели", верность традициям, готовность опереться на результаты многовекового естественного отбора институтов и форм экономической, политической, социальной организации общества. Демократия же, с точки зрения консерватизма, это просто организованное насилие большинства над меньшинством. Демократически устроенное государство не объединяет, а разделяет и противопоставляет людей. Оно является результатом искусственного компромисса между эгоистическими притязаниями и не основывается на нравственно-политическом единстве общества. Истинное государство - органическое по своей природе и форме. Оно объединяет не только живущих ныне, но и многие поколения предков и потомков. Это организм со своей судьбой, не делимой на индивидуальные судьбы, общим интересом, не являющимся суммой частных интересов.
К началу ХХ в. объективные предпосылки существования охранительного традиционного консерватизма были исчерпаны. С углублением модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и укреплением основных классов индустриального общества, консервативная идеология оказывалась лишена прежнего охранительного пафоса. Начался распад консервативной идеологической традиции на два течения, которые ориентировались на совершенно разные модели политического поведения и представляли собой результаты синтеза отдельных аспектов традиционного консерватизма с либеральной идеологической доктриной. Одно из них носило этатитский характер, воспроизводило консервативную концепцию органического государства. Второе основывалось, прежде всего, на присущих традиционному консерватизму идеях естественности, стихийности общественного развития.