Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:16, реферат
С одной стороны, перед нами — блестящий ученый-исследователь: историк («История Флоренции» и многое другое) и, как бы мы теперь сказали, политолог и социолог, сочетающий остроту и широту эмпирических наблюдений с глубиной и мощью теоретического анализа (»Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и другие сочинения, в том числе несколько тысяч отчетов, докладных записок и писем, написанных Макиавелли за четырнадцать с лишним лет его работы в должностях канцлера второй канцелярии Синьории Флорентийской республики и канцлера-секретаря Совета десяти).
Введение 2
Основные принципы политической деятельности государя в концепции Н.Макиавелли 4
Список литературы 9
Оглавление:
Введение 2
Основные принципы политической деятельности государя в концепции Н.Макиавелли 4
Список
литературы 9
Вот
уже без малого полтысячелетия люди
— специалисты-макиавелливеды и
просто любители — ломают головы над
загадкой трактата «Государь», вернее
сказать, над загадкой самого Никколо
Макиавелли.
С одной стороны, перед нами — блестящий
ученый-исследователь: историк («История
Флоренции» и многое другое) и, как бы мы
теперь сказали, политолог и социолог,
сочетающий остроту и широту эмпирических
наблюдений с глубиной и мощью теоретического
анализа (»Государь», «Рассуждения о первой
декаде Тита Ливия» и другие сочинения,
в том числе несколько тысяч отчетов, докладных
записок и писем, написанных Макиавелли
за четырнадцать с лишним лет его работы
в должностях канцлера второй канцелярии
Синьории Флорентийской республики и
канцлера-секретаря Совета десяти).
С другой стороны, Макиавелли, безусловно,
прекрасный художник — писатель, драматург
(его «Мандрагора» по праву считается
лучшей комедией итальянского Возрождения)
и новеллист («Сказка. Черт, который женился»
— произведение, обычно именуемое «Бельфагором»).
Писал Макиавелли и стихотворения, хотя
они по своей художественной ценности
существенным образом уступают этим произведениям.
Но,
с третьей стороны, — этот ужасный макиавеллизм!
Эти советы: «...государь, если он хочет
сохранить власть, должен приобрести умение
отступать от добра и пользоваться этим
умением смотря по надобности» 1;
«...нет способа надежно овладеть городом
иначе, как подвергнув его разрушению»
(С. 314); «...все вооруженные пророки побеждали,
а все безоружные гибли» (С. 317); «...обиды
нужно наносить разом: чем меньше их распробуют,
тем меньше от них вреда...» (С. 328); «...государь
не должен иметь ни других помыслов, ни
других забот, ни другого дела, кроме войны,
военных установлений и военной науки...»
(С. 342); «...лишь те совершили великие дела,
кто прослыл скупым, остальные сошли неприметно»
(С. 346); «если ты ведешь войско, которое
кормится добычей, грабежом, поборами
и чужим добром, тебе необходимо быть щедрым...
И всегда имущество, которое не принадлежит
тебе или твоим подданным, можешь раздаривать
щедрой рукой...» (С. 347); «...государь... не
должен считаться с обвинениями в жестокости»
(С. 348); «...разумный правитель не может
и не должен оставаться верным своему
обещанию... А благовидный предлог нарушить
обещание всегда найдется. Примеров тому
множество: сколько мирных договоров,
сколько соглашений не вступило в силу
или пошло прахом из-за того, что государи
нарушали свое слово, и всегда в выигрыше
оказывался тот, кто имел лисью натуру.
Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть,
надо быть изрядным обманщиком и лицемером,
люди же так простодушны и так поглощены
ближайшими нуждами, что обманывающий
всегда найдет того, кто даст себя одурачить»
(С. 351—352); «...обладать... добродетелями
и неуклонно им следовать вредно...» (С.
352).
Как это возможно? Как
мог написать такие чудовищные вещи художник,
тонко чувствующий красоту, глубокий мыслитель,
проницательный исследователь, да, наконец,
просто умный человек?! Возможно ли, чтобы
человек, достигший самых высоких вершин
в науке и искусстве, оказался в нравственном
отношении на дне самой глубокой пропасти?
Никогда еще Франция не была такой ослабленной, а ее народ никогда еще не был таким обозленным, как во времена промакиавеллистической политики французского короля, окруженного итальянцами-«макиавеллистами».
И.Жантье
Несомненно,
каждый современный политик пользуется
уже не теми утверждениями, что излагаются
в книге Макиавелли, они перешли
на более высокий уровень
Другой вопрос, насколько легко научиться использовать все эти правила руководителям, стремящимся укрепить свое положение. Однако, это, скорее всего, вопрос только времени. То, что поначалу дается с трудом, при одном взгляде вызывает восхищение, если никогда такой работой не занимался, но в реальных условиях, при максимальном напряжении психических и физических сил, при безвыходной ситуации, когда от принятого решения зависит наличие головы на плечах, не приходиться выбирать. Нужно принимать исключительно правильное решение, иное недопустимо. Это не компромисс; это – целое государство.
Родина
Макиавелли – Флоренция, один из богатейших
и культурнейших городов
Нельзя сказать, что судьба Макиавелли была полна крутых поворотов, падений и взлетов. Мы не можем сказать, что его талант был признан современниками. Даже книга «Государь», вследствие которой его имя стало известным, не была оценена при его жизни. Однако Макиавелли даже на посту чиновника смог приобрести столько опыта, что его работа интересна и сейчас.
Принципы политической деятельности государя можно рассматривать прямо по главам произведения. Условно произведение можно разделить приблизительно пополам. В первой части речь идет о том, каких видов бывают государства, как какие виды государств завоевывать, как удерживать в таких государствах власть. Очень важным, на мой взгляд, является то, что при любом утверждении, предлагаемом автором в книге, дается соответствующий пример из истории. Макиавелли в основном опирается на историю Римской империи и, будучи верующим человеком, на библейские предания, а также на примеры из недалекого ему прошлого, след событий которых еще не остыл в памяти. А это действительно важно, поскольку трудно принимать решение, не имея прецедентов в прошлом.
На
время жизни Макиавелли были распространены
две формы правления
Макиавелли дает советы не только по захвату новых государств и территорий, но и по удержанию власти и спокойному управлению страной. «Спокойное управление» в понимании Макиавелли, это жизнь без войн, без раздоров и внешних (недаром ведь он участвовал во многих посольствах к Папе римскому, германскому и французскому королям) угроз, почитание, уважение и любовно-трепетное отношение народа к государю.
Сила
государя и государства измеряются
возможностью или невозможностью к
обороне. Макиавелли рекомендует государю,
при нужде в финансах, всегда иметь
возможность укрыть население за
высокими стенами, осада которых
завоевателю покажется
В междоусобных войнах Италии выделилась особая категория наемников. Совет Макиавелли по поводу этой силы однозначен. Государю разумно будет полагаться только лишь на собственные силы и собственное войско. Бесполезными Макиавелли также считал союзнические войска и отвергал применение сил союзников во всех случаях. Негативное отношение и к союзническим, и к наемным войскам объясняется не только здравым смыслом, но еще и тем, что автору на протяжение всей его жизни представлялась возможность увидеть в действии все эти виды войск. Из них именно наемные приносили больший вред его родине.
Как одна из теорий возникновения государства, выделяется договорная, при которой народ отдает всю власть в руки одного человека, призванного их защищать от внешней агрессии. На этом принципе основывается то утверждение Макиавелли, что основной заботой государя должно быть военное дело. В связи с этим Макиавелли рекомендует заниматься собственно военным делом и размышлениями, изучением трудов великих полководцев. Военное дело Макиавелли считает наиболее важным для государя, поскольку это не только поможет ему укрепить тело и дух, но и получить необходимый опыт в военном ремесле.
В ходе завоеваний государю подобает быть щедрым. Но только тогда, когда он тратит не свои, а завоеванные средства, дарит не свои, а чужие земли. Это будет хорошо сказываться на его авторитете как среди собственного войска, так и среди захваченного народа, который уже не будет расценивать его как завоевателя, но как добродетеля. Но ошибкой будет обирать народ на захваченных землях и возлагать на него всяческие подати, т.к. это может помешать государю довести дело до конца. «…ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь…»
Жестокость
и милосердие занимают отдельное
место в произведении Макиавелли.
Прослыв однажды излишне
Учинив расправу, государю следует обелить себя в глазах народа, показав, что такие действия были необходимы.
Также необходимо, чтобы у народа к государю было высочайшее почтение. Этого можно добиться удачными военными предприятиями и необычайными поступками. Если государь ведет военную кампанию, то ее динамика должна захватывать его подданных, чтобы те, в случае недовольства государем не имели возможности замыслить что-то против него.
Важно также государю создать о себе хотя бы иллюзию того, что он наделен умом выдающимся.
Государя также уважают за то, что он открыто заявляет о враге или союзнике. Мало того, что это внушает уважение, это еще и правильный дипломатический ход. В таком случае, правильно выбрав союзника, государь останется в выигрыше и разделит с победителем часть завоеванного.
Макиавелли
определяет людей по умственным способностям
следующим образом: люди, способные
самостоятельно обдумать и принять
решения – выдающиеся; люди, способные
среди вариантов решений
Однако советы, изложенные выше – лишь малая часть тех принципов, которыми должен руководствоваться государь. Основная мысль произведения «Государь в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас.
Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии.
Информация о работе Основные принципы политической деятельности государя в концепции Н.Макиавелли