Определение понятия «политический режим» и его компонентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 17:41, контрольная работа

Краткое описание

Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Французский политолог Ж. Бюрдо справедливо замечал, что «до того, как ее действие дает себя знать, общество в большей степени существует в намерении, чем в действительности.

Оглавление

Введение 4
1. Определение понятия «политический режим» и его
компонентов 5
2. Типы политических режимов 12
3. Тоталитарный режим 12
4. Авторитарный режим 15
5. Демократический режим 23
Заключение 26
Список литературы

Файлы: 1 файл

политология к.р..docx

— 75.73 Кб (Скачать)

не главное  достоинство демократического политического  режима ― обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. Что ж, преимущество немаловажное, особенно если учесть, сколько кровавых страниц имеется в книге под названием «История»! В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в

Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью  собраний, в которых участвовало 5 - 6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики. Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть ― граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и

авторитарных  режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел прежде всего от воли правителей.

В прошлые  века возможность произвола со стороны  авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. В реальной действительности не существует идеальных демократических форм

политического режима. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.

Для современного государства характерны и тоталитаризм, и правовая

демократия, также как для рабовладельческих  государств ― и деспотия, и

демократия; для феодализма ― и не ограниченная власть феодала, монарха,

и народное собрание.

 

Список  литературы

.

  1. Теория политики: Учебное пособие. Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.
  2. Мухаев Р. Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М.: Издательство «ПРИОР», 2000. 400 с.
  3. Мухаев Р. Т. Политология  Москва. Издательский дом «Дрофа». 1997
  4. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: «ПРОСПЕКТ», 2000
  5. Цыганков А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика М.: Интерпракс, 1995.

 


Информация о работе Определение понятия «политический режим» и его компонентов