Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 07:55, контрольная работа
Николай Александрович Бердяев — один из самых известных русских философов XX века. Его философия впитала в себя множество самых разнообразных источников. В различные периоды, его вдохновляли Кант, Маркс, Беме, Шопенгауэр, Ницше. Из русских мыслителей на него заметное влияние оказали Михайловский, Хомяков, Достоевский, Соловьев, Несмелое, Розанов и другие.
Введение 3
Русская идея. 5
1. Основные особенности. 5
2. Причина причин. 8
3. Смысл русской идеи. 11
Заключение. 15
Литература. 17
в идею “Третьего Интернационала”, однако это та же самая идея братства,
только неверно понятая и как бы перевернутая.
“Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма – и
антихристианские и антигуманистические, однако в социальной системе
коммунизма есть большая правда, которая вполне может быть согласована с
христианством, во всяком случае, более, чем капиталистическая система,
которая есть самая антихристианская”[12].
Каковы же пути избавления от неправды коммунизма? Бердяев считает что
коммунизм
не должен быть уничтожен, он должен быть
преодолен в душах людей.
Философ уверен, что это произойдет и выражает осторожный оптимизм в
вопросе о дальнейшем пути России после преодоления коммунизма. Однако
Бердяев считает, что “улучшения и изменения в России могут происходить
лишь от внутренних процессов в русском народе. Так я думал и 25 лет тому
назад и очень расходился с большей частью эмиграции”[13]. Никакая экспансия
извне, по мнению Бердяева, не может разрушить русского коммунизма, он
должен преодолеваться в душах людей и русский народ, новое русское
государство,
когда такое преодоление
из коммунизма (в духе синтеза Гегеля), и на основе христианских ценностей
будет осуществлять идеи персонализма, коммюнотарности и братства и еще
сыграет свою положительную роль в мире. Во всяком случае, Бердяев на это
надеялся…
“Я обращен к векам грядущим, когда элементарные и неотвратимые
социальные процессы закончатся”[14] писал Бердяев в одной из своих
последних работ в 1947 году. Он очень сожалел по поводу того, что “духовное
движение, которое существовало и в России и в Европе в конце XIX и в начале
XX века оттеснено”[15]. Мир погрузился в духовный кризис. Однако Бердяев до
конца своих дней продолжал надеяться на возрождение мира, в котором большую
роль сыграет
Россия.
Заключение.
Историческая миссия России на протяжении веков была реализована в
различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом,
остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад
от катастрофы;
Отечественная война с
Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая
Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было
спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не
таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.
В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в
том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской
нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все
нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же
понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в
подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В
масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой
одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея
удивила мир,
проявившись в таком
явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые
имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П.
Чехов...
Основной вывод: русская идея есть идея коммюнотарности и братства
людей и народов. Русская идея – идея мессианская, русские призваны играть
достойную роль в истории мира, в утверждении принципов коммюнотарности.
Хотя философ вряд ли бы одобрил тот путь, по которому идет развитие
России в последние годы, все же можно отметить и ряд позитивных процессов в
российском обществе и государстве. И можно предположить, что страна все же
выйдет из кризиса, как экономического, так и духовного (а это самое
главное, так как “русский коммунизм” вроде бы “преодолен в душах людей”,
хотя конечно и не всех, однако преодолен совсем не так, как того хотелось
бы Бердяеву). И мы вправе надеяться, что выходу из того состояния, в
котором находится сейчас Россия, поможет та самая “русская идея”, о которой
Николай Александрович Бердяев так много писал, и в формировании которой его
философия, и политико-правовые взгляды сыграли и, надеемся, еще сыграют
далеко не последнюю роль.
Закончим словами Павла Флоренского: ”... Я верю и надеюсь, что,
исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет
ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не
по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к
идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую
атмосферу, даже всемирную атмосферу”.
Будем верить
и надеяться и мы.
Литература.
1. Бердяев Н.А. “Русская идея”. - М.:“Сварог и К”, 1997 – 324с.
2. Бердяев Н.А. “Истоки и смысл русского коммунизма”. - М.:“Сварог
и К”,1997 – 295с.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и
национальности. - М.: “Мысль”, 1990 – 212с.
4. Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: “Книга”, 1991. – 353 с.
5. Лосев А.Ф. “Русская философия”. - М.: “Высшая школа”, 1991. –
421с.
Информация о работе Николай Александрович Бердяев. Русская идея