Мононормы первобытно общинного строя в контексте происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть мононормы в контексте происхождения права.
Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:
- общая характеристика первобытного (догосударственного) общества;
- анализ возникновения, развития и специфические черты мононорм первобытнообщинного строя.

Оглавление

javascript:activate_paper(1486760)

Файлы: 1 файл

курсач все по новой.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


Введение

 

   Актуальность данной темы обуславливается тем, что единого мнения на счет влияния мононорм на происхождение права нет. Так же существует множество теорий происхождения самих мононорм и многие ученые не пришли к единому мнению, об их возникновении.

 

   Цель данной работы - рассмотреть мононормы в контексте происхождения права.

   Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:

 

- общая характеристика первобытного (догосударственного) общества;

 

- анализ возникновения, развития и специфические черты мононорм первобытнообщинного строя.

 

   Объектом исследования выступают мононормы первобытнообщинного строя.  Предметом исследования в курсовой работе является влияние мононорм на происхождение права, на его становление, на его изменение и, наконец, закрепление мононорм как источника права.

 

 

   Методы, использованные в данной курсовой, это метод формальной логики, формально-исторический метод, хронологический метод.

 

 

 

 

1 Первобытное  (догосударственное) общество

 

   Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права, бытие которых исчисляется лишь несколькими тысячелетиями. Но их предыстория берет свое начало именно в сравнительно развитых социальных структурах первобытности.

   За долгий срок своего существования первобытное общество прошло большой путь развития, в ходе которого значительные изменения претерпел его социокультурный и хозяйственный облик. В современной науке используются различные периодизации древнейшей истории человечества (культурологическая, археологическая и др.).1

   Литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX века благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евро-центристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

   Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для теории и истории государства и права определенную методическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а, следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Догосударственному периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

   Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу.

   Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему.

   Из трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации – его занимают только две первые и переход к третьей.

   Каждую из этих двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с успехами в производстве средств к жизни, потому что, говорит он, «искусность в этом производстве имеет решающее значение для степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного господства над производством предметов питания». Все великие эпохи человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохами расширения источников существования.2

I. Дикость

1. Низшая ступень. Детство  человеческого рода. Люди жили, частью, по крайней мере, на деревьях. Пищей служили им плоды, коренья, орехи; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.

2. Средняя ступень.  Начинается с введения в употребление в пищу рыбы, и с применения огня. Люди стали независимыми от климата и местности. Вследствие постоянной необходимости в источниках питания на этой ступени, по-видимому, появилось людоедство.

3. Высшая ступень. Начинается  с изобретения лука и стрелы. Для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим оружием.

II. Варварство

1. Низшая ступень начинается  с введения гончарного искусства, с приручением и с разведением животных, с возделыванием земли.

2. Средняя ступень.  На Востоке начинается с приручения домашних животных, на Западе – с возделывания съедобных растений (маис).

3. Высшая ступень. Начинается  с плавки руды и переходит  в цивилизацию через изобретение  буквенного письма. Здесь встречается плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги, благодаря которому стало возможно земледелие.

   Итак, моргановскую периодизацию можно обобщить так: дикость – период прямого присвоения готовых продуктов питания. Варварство – период введения скотоводства и земледелия.

   Исторически первой формой организации доисторического общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала всех членов родов. Это единство упрочняли также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение.

   Морган разъяснил пункты древнейшей греческой и римской истории и одновременно с этим вскрыл основные черты общественного устройства первобытной эпохи до возникновения государства.3

   В качестве классического рода первоначальной эпохи Морган берет род ирокезов, особенно род племени сенека. В роду существуют следующие обычаи:

1. Род выбирает своего  «сахема» (старейшину для мирного  времени) и вождя (военного вождя). Сахем должен был избираться из состава самого рода, и его должность была наследственной, поскольку после освобождения она должна была немедленно снова заниматься; военачальника можно было выбирать и не из членов рода, а временно должность его могла оставаться ни кем не занятой. Сахемом ни когда не выбирали сына предыдущего сахема, так как у ирокезов господствовало материнское право и сын, следовательно, принадлежал к другому роду, но часто выбирали его брата или сына сестры. В выборах участвовали все мужчины и женщины. Но выбор подлежал утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом всех ирокезов. Власть сахема внутри рода была отеческая, часто морального порядка, средствами принуждения он не располагал. Вместе с тем он по должности состоял членом совета племени сенека, равно как и общего совета союза ирокезов. Военный вождь мог приказать что-либо лишь во время походов.4

2. Род по своему  усмотрению смещает сахема и  военного вождя. Это решается  совместно мужчинами и женщинами. Совет племени может сместить сахема, даже против воли рода.

3. Никто из членов  рода не может брать жену  внутри членов рода.

Открытием этого простого факта Морган впервые вскрыл сущность рода.

4. Имущество умерших  переходило к другим сородичам,  оно должно было оставаться в роде.

5. Сородичи обязаны  были оказывать друг другу  помощь, защиту, и, в особенности, помогать мстить за обиду, нанесенную чужими. Отсюда из кровных уз рода возникала обязанность кровной мести.

6. Род имеет определенные  имена или серии имен. Имя отдельного члена рода указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно связаны и родовые права.

7. Род может усыновлять  посторонних и таким образом  принимать их в члены племени.  У ирокезов торжественное принятие  в род происходило во время публичного заседания совета племени, часто превращало это торжество в религиозную церемонию.

8. Религиозные церемонии  индейцев более или менее связаны  с родом.

9. Род имеет общее  место погребения.

10. Род имеет совет  – демократическое собрание всех взрослых членов, мужчин и женщин, располагающих равным правом голоса. Этот совет выбирал и смещал сахемов и военных вождей, а также остальных «блюстителей веры», он выносил постановления о выкупе или кровной мести за убитых сородичей, он принимал чужих в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в роде.

   Таковы права типичного индейского рода. Все его члены – свободные люди, обязанные охранять свободу друг друга. Обладая равными личными правами, ни сахем, ни военный вождь не претендуют ни на какие личные преимущества. Род представляет собой братство, связанное кровными узами.5

   Свобода, равенство, братство – хотя это ни когда не было сформулировано – были основными принципами рода, а род, в свою очередь, был единицей целой общественной системы, основой организованного индейского общества. Этим объяснялось непреклонное чувство независимости и собственного достоинства, которые каждый должен признать за индейцами.

  У многих индейских племен насчитывалось более пяти или шести родов, здесь встречаются организации особых групп, по три, четыре и более родов в каждой.           Морган называет такую группу фратрией (братством).

   Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий в классической форме родового строя образуют племя.

1. Для отдельного племени  характерно собственная история  и собственное имя.

2. Племени свойственен  диалект.

3. Право торжественно  вводить в должность избранных  родами сахемов и военных вождей.

4. Право смещать их  даже против желания их рода. Так как эти сахемы и военные вожди состоят членами совета племени, то эти права племени по отношению к ним объясняются сами собой.

5. Совет племени занимался  обсуждением общих дел. Он состоял  из всех сахемов и военных вождей отдельных родов, их подлинных представителей, потому что они в любой момент могли быть смещены.

   Совет племени заседал публично, окруженный членами племени, которые имели право быть выслушанными. Он принимал и отправлял послов, объявлял войну и заключал мир.

   Защита подвергшейся нападению области, принадлежащей племени осуществлялась дружинами добровольно (когда несколько дружин соединялись для какого-либо предприятия, каждая из них подчинялась собственному вождю).

   У некоторых племен встречается верховный глава, полномочия, которого были весьма невелики. Это был один из сахемов, который должен был в случаях, требующих немедленного действия, принимать временные меры до того, как сможет собраться совет и принять окончательное решение. Тут наблюдается слабый, в дальнейшем развитии оставшийся бесплодным, зачаток органа, обладающего исполнительной властью. Последняя, в большинстве случаев, если не везде развилась из функции верховного военачальника.6

   Союзы между родственными племенами заключались местами в случае временной нужды и с ее устранением распадались. В отдельных местностях изначально родственные, но разобщенные племена вновь объединялись в длительные союзы, делая, таким образом, первый шаг к образованию наций.

   Самое позднее в начале XV века развился «вечный союз» – федерация, которая в сознании приобретенной ею силы немедленно приняла наступательный характер, завоевала окружающие его значительные пространства. Изначально ирокезы были известны как «Пять Наций», поскольку состояла из племен могавков, онейда, онондага, кайюга и сенека. Союз ирокезов представляет самую развитую общественную организацию, какую, только создали индейцы, не переступившие низшей ступени варварства. Основные черты этого союза:

1. Полное равенство  и самостоятельность во всех  внутренних делах племени. Кровное  родство составляло подлинную основу союза. Они имели общий язык.

2. Органом союза был  союзный совет, состоящий из 50 сахемов, равных по положению и почету. Этот совет выносил окончательные решения по всем делам союза.

3. Эти 50 сахемов были  при учреждении союза распределены по племенам и родам в качестве носителей новых должностей, специально учрежденных для целей союза. Их переизбрание производили сами члены рода, но утвердить их должен был союзный совет.

4. Союзные сахемы были  также сахемеми своих племен.

5. Все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно.

6. Каждый из пяти  советов племени (Пять наций) мог созвать союзный совет, тогда как последний не мог собраться по собственному почину.

7. Заседание происходило  перед собравшимся народом, каждый ирокез мог взять слово.

8. В союзе не было  персонального верховного главы,  лица, которое стояло бы во  главе исполнительной власти.

9. Союз имел двух  военных вождей с равными полномочиями.

Таков был общественный строй, при котором ирокезы прожили  свыше 400 лет и еще живут до сих пор.7

  Афинский род покоился на следующих основаниях:

1. Общие религиозные  празднества, исключительное право  жречества совершать священные обряды в честь определенного бога.

2. Общее место погребения.

3. Право взаимного наследования.

4. Взаимная обязанность оказывать  друг другу в случае насилия  помощь, защиту.

5. Происхождение считается по отцовскому праву.

Информация о работе Мононормы первобытно общинного строя в контексте происхождения права