Межконфессиональные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:07, реферат

Краткое описание

Целью работы является, определение роли и места этноконфессиональной составляющей регионального политического процесса в современной России

Оглавление

Введение
1.Политический конфликт и факторы его возникновения……………..3
3. Межконфессиональные и политические конфликты на Северном Кавказе………………………………………………………………………………………………7
4.Межконфесиональные конфликты в Татарстане…………………………15
5. Проблемы этноконфессиональных отношений и политические риски для России………………………………………………………………………………………………17
Заключение
Список используемой литературы 

Файлы: 1 файл

Конференция по Политологии.docx

— 71.87 Кб (Скачать)

Следует признать, что протекающие  в татарстанском социуме этнополитические процессы по своей сути неоднородны. С одной стороны, татары в силу своей приверженности "умеренному" ханифитскому мазхабу ислама и преобладающей  ориентации на светскую культуру в  течение многих веков сформировали традиции веротерпимости и лояльности к законам Российского государства, а с другой - именно прикамские районы Татарстана стали сегодня одним  из центров притяжения для идеологов  ваххабизма, распространение которого грозит расколом мусульманской общины России. С одной стороны, трудно найти  в России народ, столь глубоко  интегрированный в общероссийскую культуру, а с другой - продемонстрировавший (в лице немалой части представителей элиты и социума) жесткую националистическую ориентацию. С одной стороны, татарская  нация (прежде всего, в лице своей  элиты) в течение 90-х гг. проявила умеренный политический темперамент  и вполне определенное стремление решать все вопросы с федеральным  центром мирным и цивилизованным путем - а с другой, ни в одной  из национальных республик России (исключая Северный Кавказ) не заявили о себе столь мощно радикально настроенные  национальные движения и группы (в  числе которых Всетатарский общественный центр, "Иттифак", "Милли-меджлис  татарского народа" и др.). Подобные разнонаправленные векторы сохраняются  в татарском обществе и элите  по сей день.

Проблемы этноконфессиональных отношений и политические риски для России

Россия многонациональное государство и характер складывающихся отношений между различными этническими и конфессиональными группами во многом определяет общественно-политическую стабильность в государстве. Среди факторов и угроз, оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов России, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года не случайно выделяется развитие «националистических настроений, ксенофобии, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгом религиозного радикализма».

Опираясь на результаты социологических исследований и официальные статистические данные последнего десятилетия в сфере этноконфессиональных отношений и массового сознания можно выделить несколько факторов, способных дестабилизировать политическую и социальную ситуацию в современной России.

1) Изменение этнической структуры, сложившегося этнического баланса, этнокультурные и конфессиональные различия соседствующих этнических групп обуславливают рост этноконфессиональной напряженности в крупных полиэтничных мегаполисах.

На фоне относительно низкого уровня этноконфессиональной напряженности в целом по стране, повышенным уровнем этноконфессиональной напряженности выделяется столичный мегаполис. По данным ВЦИОМ 51% столичных жителей негативно оценивает межнациональные отношения: 36% считает их напряженными, 15% - конфликтными. О том, что этноконфессиональная ситуация в столичном мегаполисе по сравнению с другими регионами России выделяется в худшую сторону свидетельствует сравнительный анализ оценок межнациональных отношений по регионам РФ.

2) В отношении некоторых народов у значительной части россиян сформировалось устойчивое негативное отношение, что выступает одним из источников национал-экстремистских настроений в обществе.

Данные опросов Социологического центра РА ГС при Президенте РФ, проведенных в 2007 г. в 12 субъектах РФ, свидетельствуют о том, что большинство россиян отрицательно относятся к представителям народов Вьетнама и Китая (67%); представителям кавказских народов России (66%), выходцам из Азербайджана, Армении, Грузии (66%); представителям народов Средней Азии (58%).

Данные исследовательской организации Левада-центр также подтверждают наличие у россиян ксенофобии с ярко выраженной антикавказской и антикитайской направленностью. За ограничение проживания на территории России выходцев из Кавказа в 2009 г. выступало 38% россиян, а за ограничение проживания китайцев 34%.

3) В массовом сознании россиян устойчиво сохраняются и проявляются националистические идеи. Особенно остро экстремистские тенденции проявляются в молодежной среде.

Идею о том, что Россия должна быть государством русских людей в той или иной степени поддерживает в начале XXI века более половины опрошенных россиян. Идея «Россия – для русских» по данным исследователей встречает сейчас поддержку среди 58% жителей страны, тогда как в 2010 году ее разделяли 54% россиян, в 2005 году – 53%, в 2000 году – 49%, а в 1998 году – 43%.

Особую тревогу вызывает сегодня распространение молодежного экстремизма и активизация молодежных экстремистских организаций. По данным Генеральной прокуратуры, на территории России действует около 200 объединений экстремисткой направленности численностью до 10 тыс. человек. Количество выявленных активных членов экстремистских молодежных организаций, состоящих на учете в органах внутренних дел, составляет около 7000 человек. Только в Москве на учете в органах внутренних дел находится более 20 наиболее крупных и проявивших себя организаций экстремистской направленности.

4) Медленно, но неуклонно, трансформируется этническая структура населения, с тенденцией сокращения доли славянского населения в южных регионах страны.

Особенно стремительно этот процесс протекает в национальных республиках. По официальным данным, численность русского населения покинувшего Северный Кавказ в период с 1989 по 2002 г. составила 279 тыс. чел.

В общем миграционном потоке из северокавказских республик доля русских составляет сегодня примерно 73%. Миграция русских из северокавказских республик не столько проблема сегодняшнего дня, сколько продолжение достаточно долгосрочной тенденции. В 1959 г. доля русских в численности населения республик и автономных областей региона составляла почти 40%, в 1979 г. сократилась до 29%, а в 1989 г. – до 26%. В конце ХХ века миграционный отток славян приобрел ярко выраженную доминанту в этнической структуре миграционных потоков. В результате доля русских в составе титульных республик этого региона, по данным переписи населения России 2002 г., составила только 15%.

5) Сохранение высокого потенциала протестных действий и рост готовности населения отстаивать интересы своей национальности и конфессии.

Крайне опасным симптомом, способным дестабилизировать общественно-политическую обстановку в стране, выступает рост протестной активности населения, случаи выступления против власти и вовлеченность этнических и конфессиональных компонентов в протестную активность. По данным Фонда общественного мнения, доля граждан РФ, которые допускают для себя участие в массовых акциях протеста, предполагающих, в том числе радикальные действия, стабильно держится на отметке 29-39%.

Последние данные опросов Левада-центра свидетельствуют о резком повышении за последний год вероятности массовых кровопролитных столкновений на национальной почве. Если в 2009 г. 23% россиян считали возможным для себя подобные столкновения, то в январе 2011 г. возможность межнациональных кровопролитных столкновений отметили более половины граждан России (56%).

6) Неразвитость гражданской (общероссийской) идентичности и высокий уровень значимости этнического самосознания.

Советское интернациональное сознание с развалом СССР стало замещаться этническим сознанием, а общероссийская идентичность находится только в стадии формирования.

По данным исследований, проведенных Институтом социологии РАН, этническая и конфессиональная идентичность у россиян актуализирована в большей степени, чем гражданская. Так, 42% опрошенных жителей России ощущает близость и единство с людьми своей национальности, 30% с людьми своей веры, а со всеми гражданами России только 21%. Характерно, что значимость российской идентичности над этнической проявляется в основном у русского населения, в то время как для многих автохтонных российских народов этническая идентичность преобладает над российской.

7) Распространение фундаменталистских  исламских идей в регионах  Северного Кавказа.

 Рост уровня религиозности  населения, наблюдаемый в последние  десятилетия, создает предпосылки  для усиления влияния на массовое  сознание института религии, причем  влияния не только конструктивного,  но и деструктивного характера.  Особую опасность для общественно-политической  сферы российского общества вызывает  развитие и функционирование  в регионах, подавляющее население  которых традиционно исповедует  ислам, радикальных религиозных  течений. В настоящее время,  по данным социологических   опросов, более 25% респондентов  Южного федерального округа заявляют, что в местах их проживания  имеются приверженцы радикальных  направлений ислама.

 К основным предпосылкам  распространения религиозного экстремизма  на Северном Кавказе, помимо  высокого уровня религиозности,  относятся: низкий уровень благосостояния  населения, высокий уровень безработицы,  а также финансовая и идеологическая  поддержка радикальных религиозных  течений извне.

 Актуальность перечисленных  выше этноконфессиональных факторов  и наметившаяся тенденция к  их обострению в последние  годы, требуют принятия неотложных  мер по снижению их деструктивного  влияния на государственную и  общественную безопасность. В связи  с этим требуется дальнейшее  повышение эффективности государственной  национальной политики, активизация  деятельности власти и правоохранительных  органов по предотвращению возможных  негативных последствий перечисленных  этноконфессиональных факторов. Вместе  с тем, этноконфессиональные отношения  в современной России должны  быть объектом внимания не  только власти, но и институтов  гражданского общества, представителей  интеллигенции и конфессиональных  лидеров, так как эффективное  решение проблем и снижение  угроз в указанной сфере в  значительной степени определяет  стабильность всего российского  общества.

Недавно, на юге России произошли  сразу два многозначительных  события, вскрывших глубинные язвы нашего общества. Нас чуть было не ввергли  в очередной, несомненно срежиссированный вариант Кондопоги-2 – в Ставрополе. Режиссура действовали по накатанному  сценарию – взорвать общество новым  межэтническим конфликтом. Устроить бойню между русскими и чеченцами. А в Чечне – мы увидели, насколько  сложны внутренние чеченские отношения, насколько неоднороден чеченский  народ.

В Ставрополе милиция очень жестко, но в пределах разумного, отрабатывала огромное националистическое движение, чтобы в зародыше его подавить, не дать разгромить и разграбить полгорода. У нас ведь, чуть что, с криками  «Мигранты, вон отсюда!», на всякий случай громят все вокруг. Не пытаются найти  тех, кто виноват реально в  убийстве студентов, а сразу крушат коммерческие ларьки. Заметим, что средства массовой информации не особо-то кричали  о том, что был разогнан митинг протеста. Получается, что против "Марша  несогласных" так работать нельзя, а против националистов – можно, хотя и те, и другие акции не были санкционированы...

 Но "несогласные" - это же  близкие идеологически, поэтому  СМИ вступают в "отважную  борьбу" в их защиту. А вот  националисты - чужды идеологически,  поэтому о них надо умалчивать. Оттого-то, каждый раз, когда мне  говорят о "свободных средствах  массовой информации", меня просто  тошнит.

 Ставропольские милиционеры  поймали человека, который похож  на составленный по показаниям  свидетелей фоторобот предполагаемого  убийцы. И тут началось «всенародное  кипение.

 Но то, что напряжение колоссальное, что в стране создан образ  врага, что спичку брось и  здесь взорвется национальный  конфликт - сомнений не возникает.  И власть проявила мудрость, не  допустив разжигания национальной  розни. В этом гигантская заслуга  лично Дмитрия Козака, представителя  президента в Южном федеральном  округе. Его личная заслуга. Все  было сделано жестко, четко, профессионально. 

 Но теперь надо расследовать  дело так, чтобы у людей не  было сомнений в объективности  и честности следствия. Вот  здесь необходимо проявить максимальную  мудрость, чтобы люди верили и  не сомневались в действиях  властей. Думается, что будут затрачены немалые средства на то, чтобы и дальше раздувать этот националистический факел. Это крайне выгодно сейчас всем тем, кто ненавидит Россию.

Что происходит в это время в  Чеченской республике?

 Произошла перестрелка между  сотрудниками ГИБДД и бойцами  батальона «Запад». Есть погибшие  и раненые. 

 Скорее всего - боевое столкновение было спровоцировано стороной, скажем так, кадыровской. конечно единственный вариант, который сейчас есть у власти кадыровцев - это провести аресты. Среди арестованных должны быть вполне конкретные фамилии вполне конкретных людей, имеющих отношение к руководству ГАИ. Очевидно, что бойцов батальона «Запад» просто расстреляли.

Информация о работе Межконфессиональные конфликты