Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:07, реферат
Целью работы является, определение роли и места этноконфессиональной составляющей регионального политического процесса в современной России
Введение
1.Политический конфликт и факторы его возникновения……………..3
3. Межконфессиональные и политические конфликты на Северном Кавказе………………………………………………………………………………………………7
4.Межконфесиональные конфликты в Татарстане…………………………15
5. Проблемы этноконфессиональных отношений и политические риски для России………………………………………………………………………………………………17
Заключение
Список используемой литературы
Кризис консенсуса обычно связывают с кризисом отношения церковь- государство, традиционной политике и включением в нее не традиционных групп, перераспределением ролей и статусов, отрывом этит от масс и.т.д.
От первоначальных оценок
ситуации будет
Неотъемлемой стороной
Межконфессиональные и политические конфликты на Северном Кавказе
Этноконфессиональный конфликт -одна из форм этнических конфликтов ,в которых конфессиональное различие усугубляет этническое. Особо выраженные формы проявления в регионах ,населенных народами сложившимися в различных цивилизациях(Кавказ , Балканы)
Специфика этноконфесиональных политических конфликтов
Важность религиозного фактора
для современного мира сложно переоценить.
Зачастую именно противостояние по религиозному(
В 1988-1991 гг. наблюдался особенно бурный
рост национального самосознания народа,
хотя этот процесс проходил неоднозначно
и противоречиво. Успехи и неудачи
в этой области во многом связанны
с уровнем и характерном
Религия автоматически проявилась пережитком прошлого ,а все без исключения явления религиозной жизни оценивались с позиции классовой борьбы. Надежды на переосмысление отношения государства к религии, религиозным организациям и верующим мусульмане связывали с перестройкой ,которая развернулась с апреля 1985 г. Поддержав политику перестройки с самого начала, мусульманские религиозные деятели и рядовые верующие надеялись ,что предусмотренная ею демократизация всех сторон общественной жизни расширит права и свободы граждан ,в том числе и свободу совести.
После развала Советского Союза
Северный Кавказ оказался самым опасным
территориальным источником угроз
с точки зрения сложившейся социально-
Многочисленные конфликты, войны, вынужденные миграции и другие негативные политические процессы, произошедшие и происходящие на Северном Кавказе, являются продолжением реакции распада советского государства.
Северный Кавказ стал источником угроз безопасности по ряду объективных причин. Во-первых, Северный Кавказ и вообще Каспийско-Черноморский регион, будучи одним из наиболее слабых звеньев российской государственности, начиная с Кавказской войны XIX века и вплоть до конца ХХ века, всегда привлекал внимание традиционных главных геополитических противников российской евразийской цивилизации. После распада бывшего СССР были существенно ослаблены с большим трудом созданные советские политико-экономических условий жизни, соответствующие им системы органов и структуры управления внутренний и внешней безопасности. Местные автономные республики стали чрезвычайно уязвимыми от любых внутренних неурядиц и конфликтов, и внешнего вмешательства в наши внутренние дела.
Глобальный отход России на новые
государственные границы
Этому весьма благоприятствует тот
факт, что ислам как одна из самых
молодых мировых религий
Многие государства исламского мира, на территории которых берут свое начало радикальные идеи исламизма и движения, поощряют и стимулируют их в своих геополитических целях. В свою очередь правительства ведущих западных стран считают, что эффективным способом ограничения деятельности радикальных движений на своих территориях является канализация их усилий, активности и разрушительного потенциала на периферию исламского мира - в нестабильные зоны «третьего мира» - Кавказ, Афганистан, Ирак, Ближний Восток и т. д.
С исчезновением Советского Союза
в результате отхода от планового, сверхцентрализованного
управления экономикой прежняя производственная
структура полностью
Становление рыночных отношений при
ослаблении государственного регулирования
экономических процессов
Высокая мобильность рабочей силы
способствовала усилению миграции в
соседние с Северным Кавказом южнороссийские
регионы, что привело к столкновению
интересов мигрантов и
Если мы вернемся к характеристике социальной сферы на Северном Кавказе и сравним темпы роста цен и оплаты труда, то первые в 1,5-2 раза уже в начале либеральных реформ - в 1992 году - превысили вторые. В некоторых северокавказских республиках этот разрыв достиг критической черты.
С октября 1993 года в группу регионов с самым низким уровнем доходов входили все республики Северного Кавказа, при этом население Северо-Кавказского региона, составляя 12% от общей численности населения РФ, располагало лишь 8% всех денежных доходов. То есть обозначился существенный разрыв в уровне социально-экономического развития между краями и областями, с одной стороны, и между отдельными республиками Северного Кавказа.
При этом Чечня, Ингушетия и Дагестан
оказались самой бедной частью не
только российского Кавказа, но и
России в целом, что и стало
мощным дестабилизирующим фактором,
несущим угрозу целостности России,
так как в северо-кавказских регионах
повсеместно происходит трансформация
социально-экономической
Прогрессирующей криминализации северо-кавказского
общества естественно способствовали
социально-экономические
Социально-экономическую
В то же время несомненно, что многочисленные
конфликты, войны, вынужденные миграции
и другие негативные политические процессы,
произошедшие и происходящие на Северном
Кавказе, являются безусловным продолжением
цепной реакции распада союзного
советского государства, которая ярко
и рельефно проявилась в этом традиционно
сложном регионе. Российская политическая
элита совершила грубые просчеты,
не сумев предотвратить повторного
обострения заглушенных в 1960-1970-х
годах межнациональных
Нет сомнений в том, что непосредственную
юридическую ответственность за
все состоявшиеся конфликты на Северном
Кавказе несут известные силы
радикального национализма и сепаратизма,
развязавшие в горном крае трагическую
серию межнациональных и
Религиозный исламский фундаментализм и экстремизм превратился в данном регионе в реальную политическую и военную силу. Приверженцы радикальных исламских течений, прежде всего примитивизированного «ваххабизма», начали активно проявлять себя не только в Чечне и в Дагестане, но и в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Деятельность исламских фундаменталистов уже стала распространяться и на некоторые российские регионы традиционного православия.
Важнейшим условием развития конфликтности является обострение взаимоотношений центра и регионов, то есть выдвижение требований отдельных этнических групп к государственным структурам и властям различного уровня.
Исламский фундаментализм в варианте
ваххабизма смог перешагнуть границы
Северного Кавказа и проникнуть
в российские регионы с мусульманским
населением - прежде всего в Татарстан.
Лидеры различных организаций и
движений крайне радикального толка
начали предпринимать активные попытки
путем разжигания межнациональной
и религиозной розни