Методология политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Краткое описание

Политика активно влияет на процессы во всех областях общественной жизни — экономике, социальных отношениях, культуре, науке, образовании. Знания о политике и умение ими пользоваться во все времена и особенно сегодня являются необходимой предпосылкой успешной профессиональной деятельности на каком бы то ни было поприще. Политологическое знание в равной мере востребуется как представителями официальных структур, так и различными категориями граждан. Основная цель политологии в том и состоит, чтобы способствовать формированию гражданской зрелости специалистов.
Цель данной курсовой работы состоит в изучении методологии и методов политологии, выявлении сути и содержания методологии политического анализа.

Файлы: 1 файл

Курсовая по политологии1.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

       После второй мировой войны произошла так называемая «бихевиоральная революция». Сформировались новые представления о политических процессах, благодаря работам С. М. Липсета «Политический человек», С. Вербы и Г. Алмонда «Гражданская культура», А. Кэмпбела «Американский избиратель».

       Основная  методологическая установка бихевиорального  подхода состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Бихевиоральный подход как попытка обратиться к анализу политического поведения, уходит корнями в 20-30-е годы XX в. Эмпирическое направление в политологии получило развитие в Чикагском университете США. Это направление подготовило почву для становления бихевиорального подхода после второй мировой войны.

       Бихевиоральный подход исходит из двух основных принципов неопозитивизма: верификации и операционализма:

    1) Принцип верификации означает, что научную ценность имеют лишь те данные, которые могут быть получены или проверены путем наблюдения или количественного измерения. Бихевиоралисты считают, что такие данные могут быть получены при изучении поведения социальных групп и индивидов. Необходимо учитывать индивидуальные психологические мотивы, эмоции людей. Подлинную теоретическую значимость имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты.

    2) Принцип операционализма означает, что любое познание представляет собой совокупность «инструментальных операций», служащих средством обработки, получения, измерения данных. Внимание должно быть сосредоточено на исследовательских процедурах. Политолог — собиратель фактов, его главными исследовательскими инструментами являются социологические методы.

       Бихевиоралисты  подчеркивают, что в анализе политических явлений применение методов других наук допустимо и необходимо. Они  отмечают существование закономерностей в политике, моменты повторяемости, поддающиеся обобщению.

       Таким образом, политическая наука, как ее понимают бихевиоралисты, является точной наукой, опирающаяся на строгие методы исследования. Бихевиоральный подход акцентирует внимание на том, как человек действует политически и какое значение придает своему поведению. Поведение является первичным.

       Ярким примером бихевиорального подхода  является исследование поведения во время выборов — работа П.Лазарсфельда и Б. Берельсона «The People Choise», в которой проанализированы президентские выборы 1940 года в США. Еще один пример — работа «The American Voiter» А. КЕмпбела, Ф. Конверза, Д. Стокса (1956). Ряд подобных исследований значительно углубил понимание демократии и дал описание наиболее характерного поведения граждан в демократическом государстве.

       Результаты  эмпирических исследований 40-60–х годов  показали, что участие большинства  граждан в политической жизни  является скорее исключением, чем правилом. Политическое участие зависит от образования, уровня доходов. Обычный гражданин, как правило, плохо информирован о политических проблемах. Очень небольшой процент граждан участвует в политике не только в качестве избирателей. Результаты выборов зависят от таких факторов, как групповая лояльность и партийная идентификация.

       В конце 60-х – начале 70-х годов  монополизм бихевиоралистов в политической науке пошатнулся. Обнаружилась не только сила, но и слабость эмпирических исследований. Уязвимость бихевиорального подхода политологи видели в его нацеленности на описание общества, а не на его изменение. В этот период в США развернулось движение за гражданские права, шла война во Вьетнаме. Однако существенная методология не позволяла оценить эти явления. Политическая наука оказалась вне политики.

       В начале 70-х Д. Истон возвестил  о постбихевиолальной революции. Он считает, что важнее понять смысл  актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования. Чрезмерное увлечение исследованием ведет к утрате связи с действительностью. Политическая наука должна стать на службу действительным потребностям человека в период кризиса. Изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью изучения политики. Политологи несут ответственность перед обществом, и их роль, равно как и всей интеллигенции, состоит в защите человеческих ценностей.

       Таким образом, Истон поставил вопрос о  макроанализе политики. Это привело  к возникновению системного и  структурно-функционального подходов в политологии.

Системный и структурно-функциональный подходы

       И системный, и структурный функционализм  являются производными от общей теории систем. У истоков общей истории  систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Людвиг фон Берталанфи исследовал клетку и процессы ее обмена с внешней средой. Он ввел понятие «система» как совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи. В 50-е годы Норберт Винер заложил основы кибернетики как науки об управлении, связи и переработке информации. В общественных науках теория систем впервые была применена в социологии Талкоттом Парсонсом (концепция социальной системы), а в политологии — Девидом Истоном, который впервые ввел понятие «политическая система».

       Социальная  действительность обладает чертами  системы, следовательно, социальные явления можно описать через взаимоотношения между элементами системы. Политическая система может быть определена как совокупность политических взаимодействий. Сама политическая система — это часть целого. Она включена в окружающую среду.

       Основы  структурного функционализма заложены в работах антропологов Б. Малиновского и А. Редклифф-Брауна, которые рассматривали общество как единое целое, как живой организм в действии. Исследование структуры общества неотделимо от исследования его функций. Структурно-функциональный подход в его современном понимании сформировался в 40-х годах XX века в США и связывается с именем профессора социологии Гарвардского университета Талкоттом Парсонсом (1902-1979 гг.). Представителями этого направления считаются социологи Р. Мертон, К. Дэвис, М. Леви; политологи Г. Алмонд, Д. Аптер, Р. Пауэлл.

       Основной  методологический принцип структурно-функционального  анализа состоит в исследовании социально-политических явлений и  процессов как структурно расчлененной целостности, где каждый элемент имеет свое функциональное назначение. Важно определить, какие структуры выполняют те или иные функции. Здесь следует еще раз напомнить, что структурный функционализм тесно связан с системным подходом и является частью общей теории систем.

       Исходным  пунктом анализа в данном подходе  является социальное действие. Поэтому теории, построенные на основе структурного функционализма, часто называются теориями социального действия. Само социальное действие рассматривается как целостная саморегулирующаяся система, которая регулируется через язык, нормы, ценности. Любое действие зависит от общепринятых в обществе ценностей и норм.

       Структура социального действия включает 3 элемента: субъект действия (действующее лицо), ситуацию и отношение субъекта к ситуации. Важно то, что субъект действия, участвуя в ситуации, выполняет социальную роль.

       Социальная  роль — еще одно ключевое понятие структурного функционализма. По этой причине его иногда называют ролевой теорией. В каждый момент своей деятельности человек выступает в определенной роли, как бы надевая попеременно различные маски — мужа и отца, сына и друга, начальника и подчиненного. Здесь как бы воплощается шекспировское представление о мире как о театральных подмостках. Социальная роль определяется ценностными ориентациями человека, ценностно-нормативной системой общества. Таким образом, общество представляется как система социальных отношений. Социальные институты — это узлы, связки этих отношений. Интеграцию общества как единого целого обеспечивают нормы и ценности.

       Ключевым  для структурного функционализма является также понятие функции. Функция  может быть определена как объективные  последствия какого-либо действия для системы. Роберт Мертон критиковал представления первых функционалистов (Малиновского и Редклифф-Брауна) о так называемом функциональном единстве общества. Согласно этим представлениям, каждый элемент в человеческой культуре выполняет определенные функции и является необходимым. Роберт Мертон сформулировал понятие функционального эквивалента или функционального заменителя: «Как у одного элемента может быть несколько функций, так и одну и ту же функцию могут выполнять взаимозаменяемые элементы». [8, c.35]. Приведем примеры. Политический клуб может взять на себя составление программы, как это делает партия; малочисленная партия может выражать интересы узкой профессиональной группы, как это делают группы давления.

       Другое  важное понятие дисфункция. Функции способствуют адаптации и регулированию системы. Дисфункции снижают адаптацию и регулирование. Это означает, что некоторые социальные или культурные факторы могут иметь пагубные или вредные последствия, стать тормозом функционирования системы. Одни и те же действия могут одновременно производить и функциональные, и дисфункциональные результаты. Они могут быть функциональными для системы в целом, но дисфункциональными, разрушительными для конкретных людей. Это особенно заметно в период реформирования общества.

       Очень важно также разграничение явных  и латентных (скрытых) функций. Явные функции — это функции, результаты и последствия которых подразумеваются и признаются участниками деятельности, а латентные функции — это такие типы деятельности, при которых объективные последствия деятельности не являются ни осознанными, ни признанными. Мертон утверждал, что латентные функции занимают большое место в социальных системах, а сама политическая деятельность имеет ряд последствий, вдобавок к подразумеваемым и признаваемым субъектами политики. Следующее принципиально важное понятие — это понятие структуры. В любой системе выделяются устойчивые элементы, нечто неизменное в подвижном. Это и есть структура. Значит, под структурой понимают устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от колебаний в отношениях с окружением. Структуру можно определить и как совокупность ролей, выполняемых индивидами в обществе.

       Структурно-функциональный анализ связывает понятие функции с понятием структуры. Функциональные аспекты и структурные аспекты оказываются переплетенными: исследуется, каким образом общественное поведение, общественные явления выполняют (или не в состоянии выполнить) различные функции системы.

       Остановимся на концепции социальной системы Т. Парсонса. Основные работы Парсонса: «Структура социального действия» (1937 г.), «Социальная система2 (1951 г.), «Политика и социальная структура» (1969 г.). Талкотт Парсонс разработал широкую концепцию социальной системы, которая может быть использована как для анализа маленькой группы, так и общества в целом. Общество — это система функционально взаимосвязанных переменных. Социальная система имеет границы и окружающую среду. Социальная система отлична от культурной, физической и индивидуальной или личностной систем.

       Среда проявляет себя по отношению к  социальной системе как совокупность предписаний, выполнение которых необходимо для поддержания равновесия системы. Таким образом, предметом исследования становиться процесс обмена между социальной системой и другими системами. Последние Парсонс обозначает как физическую систему, систему культуры и систему личности. Главная особенность физической системы — недостаток ресурсов, который вызывает необходимость адаптации. Решение этой проблемы состоит в рациональной организации экономической деятельности. Система культуры ставит перед социальной системой проблемы совместного существования людей, в частности, проблему легитимации существующего порядка. Здесь возникают требования целедостижения и интеграции.

       Решить  проблему целедостижения — значит создать условия для постоянного движения человека к намеченной цели. Этой задаче служат государство и политическая система в целом.

       Проблема  интеграции состоит в том, чтобы  обеспечить сотрудничество индивидов, несмотря на напряжения, возникающие из-за распределения материальных благ. Интеграцию обеспечивает религия, идеология, легитимирующая социальный порядок. Интеграция идентифицируется с гражданским обществом. Среди институтов, занятых интеграцией, отдельно выделяют право.

       Личностная  система порождает проблему латентности. Латентность означает формирование взглядов, ценностей, побуждающих индивидов действовать в одном направлении с целями системы. Эту проблему решает социализация (в первую очередь через семью, церковь, школу, средства массовой информации).

       Под влиянием кибернетики Парсонс подчеркивает, что социальной системе присуща постоянная циркуляция энергии и информации. Кроме того, подсистемы общества расположены в строгой иерархии по отношению друг к другу. Большую роль в ней играют, по Парсонсу, культурные и религиозные ценности. Главная роль в обществе выполняет подсистема, связанная с воспроизводством структуры, затем следует гражданское общество, государство и экономика.

Информация о работе Методология политической науки