Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 09:32, реферат
Неоднозначный опыт социальных преобразований последних лет
подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в
разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной
и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского
либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о
причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о
неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву,
преобразовать ее.
а как социальное равенство, уровень которого определяется проводимой
государством социальной политикой.
Собственность
«новый» либерализм
принадлежащую индивиду вещь, а как основу хозяйственной предпринимательской
деятельности и культурного творчества человека. Развивая новые идеи о
правах, равенстве, собственности, о правовом государстве, представители
русского «нового» либерализма использовали идею Вл. Соловьева о «праве
каждой личности на достойное существование» в правовом государстве,
обеспечивающем человеческую полноправность, которую он сформулировал одним
из первых в Европе, заложив социально-философские основы «нового»
либерализма, пытаясь обосновать их в согласии с общим духом либеральной
системы ценностей. «Если „старый» либерализм настаивал на невмешательстве
государства в дела гражданского общества, хозяйственную деятельность, то
«новый» либерализм
утверждал «право-притязание»
государству и соответственно государства по отношению к своим гражданам»,
что и должно было бы обеспечить «право каждого на достойное человеческое
существование».
Если
к «охранительному»
нормативно-методологический критерий историко-философского анализа
различных типов либерализма, связанного с представлениями о природе
законов, норм и институтов общества, поощряющего свободу частного лица
(чичеринский консервативный
либерализм следует
метафизики права), то либеральный консерватизм П. Б. Струве оказывается
национал-либерализмом, исходящим из так или иначе понятой
«субстанциональности» связей индивида и государства. В свою очередь,
«новый» либерализм третьей волны есть социальный либерализм, предполагающий
различные версии расширения социального реформизма государства по отношению
к своим гражданам — «права-притязания» каждого на достойное человеческое
существование. Обе последние формы русского либерализма — консервативный и
«новый»— в определенной степени подчиняются классификации «состава семьи
либерализма» на основании критериев характера, цели и мери интенсивности
взаимодействия индивидов
и государства.
ЧЕТВЁРТАЯ
ВОЛНА
Каковы же перспективы и судьбы, каково содержание нового типа
сегодняшней, четвертой, волны либерализма в нашем современном
постперестроечном обществе? Каковы шансы современного российского
либерализма? Это покажет время, но пока теоретические прогнозы о
возможности утверждения либерализма в России различны. В ходе проведения в
1994 г. коллоквиума
«Современная социальная
был представлен следующий спектр основных мнений о возможностях либерализма
в современной России:
1) происходит «реанимация»
эмигрантов, отстаивавших идеи
русской интеллектуальной
начал нации, государства, права и свободы индивида;
2) осваивается «гуманитарная
Запада—«внедрение»
3) изобретается что-то новое,
условиям; в частности, проблема либерализма для России — это
проблема синтеза либерализма и демократии.
Внедрение идей и ценностей западного либерализма в Россию, очевидно,
невозможно. В условиях кризиса ценностей, раскола либерально-
демократического движения, отсутствия сильного умеренного центра,
реформированности среднего класса, зрелых политических партий с устойчивой
массовой социальной базой, цивилизованного рынка, отсутствия укоренившейся
традиции автономии личности радикальный либерализм оборачивается практикой
внедрения «дикого рынка», «диких партий», разрушающих культуру и
нравственность, что приводит к резкой поляризации социального расслоения
общества.
Некоторые
российские и зарубежные
будущее либерализма в России либо с утверждением основных идей русского
либерального консерватизма, соединяющего ценности либеральной демократии и
национальных государственных и духовных традиций, либо с усвоением
ценностей «нового» либерализма, синтезирующего принципы классического
либерализма и социал-демократии. Так, крупнейший немецкий политолог Г.
Розмозер, категорически отвергая возможность и желательность утверждения
либерализма в России только через рынок, связывает его перспективы с
консервативным либерализмом: «Россия должна соединить экономический
либерализм с духовно-культурным консерватизмом. Альтернативой этому был бы
фашизм». «Если в России у либерализма вообще есть будущее, то ему придется
ужиться с просвещенным консерватизмом», — подчеркивает Г. Розмозер.
Этот вывод-прогноз очень созвучен и даже как бы повторяет высказывания
П. Б. Струве о либеральном консерватизме (зависимо или независимо от Струве
— ведомо лишь немецкому ученому). Известный теоретик либеральной Свободной
партии Австрии (СПА) Г. Штикс также предлагает объединить национальные
устремления европейцев с идеями классического либерализма, называя подобный
синтез евролиберализмом, что, по существу, соответствует традиции
концептуальных основ русского консерватизма. Г. Штикс выступает за
сотрудничество либерализма с национализмом и па примере истории либерализма
в странах Европы показывает притягательную силу такого синтеза.
Общепризнанный
отечественный историк
еще в середине 50-х годов также связывал его будущее с «единственно
настоящим либерализмом для России — либеральным консерватизмом».
Аналогичные
прогнозы сегодня
политико-социологической мысли русского либерализма—В. И. Шамшуриным, В. Ф.
Шаповаловым и др.
Другие авторы связывают перспективы российского либерализма новой,
четвертой волны с такой его формой, как «новый» либерализм, или социальный
либерализм, сближающий ценности отечественного либерализма и
социалистические идеи. Так, один из теоретиков «нового» либерализма С. И.
Гессен считает его «продуктом социалистической критики либерализма».
Очевидно, что «разговор о состоянии и перспективах либерализма в
современной России представляется крайне малопродуктивным, если он
фокусируется на сличении существующих у нас либеральных формаций с
западными образцами
на предмет выяснения „
близости к «истинному» либерализму»,тем более, что существует мощная
интеллектуальная традиция русского либерального консерватизма и «нового»
либерализма. Их многие идеи и ценности по-прежнему остаются одним из
важнейших компонентов современной человеческой культуры и теоретическим
фундаментом для возможного в России либерализма новой четвертой волны.
«Сила
государства опирается вообще
на своеобразное сочетание
материальной мощи с нравственной крепостью. Нужно и то, и другое, а у нас
пока нет ни того, ни другого, поскольку государственная жизнь творится
официальной Россией»,— писал П. Б. Струве еще в 1910 г. ... Как
пророчески и как злободневно звучат сегодня его слова, в которых вновь
слышится призыв
к духовному возрождению
государственного величия, призыв к обретению подлинной свободы па принципах
традиции русского либерального консерватизма.
Сегодня Россия вновь находится перед выбором, и хочется надеяться, что
на этот раз, когда все иные модели и варианты социального упорядочивания
кажутся утопическими или «отработанными», Россия окажется готовой к
реализации умеренных, закономерных и — одновременно — вынужденно-
необходимых проектов: либо либерально-консервативного, синтезирующего идеи
классического либерализма с вековыми устоями и национальными традициями
государственности и духовной культуры, либо «ново-либерального»,
гарантирующего в своем социальном идеале всем своим гражданам «право на
достойное человеческое существование», если мы, конечно, хотим свободную,
обновленную Державу Российскую, а не считаем Россию «колоссом на глиняных
ногах»...
ЛИТЕРАТУРА
1)Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и
культуры. М., 1989. С. 66;
2)Леонтович В. В. История либерализма в России. 1762—1914. М., 1995;
Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX —
начала XX века // Вопросы философии. 1991. № 8.
3)Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом
опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15;
4)Замалеев А. Ф., Осипов И. Д. Русская политология: обзор основных
направлений. СПб., 1994. Гл. 5
5)Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 189—197,
199—200.
6)Козловский В. В. Социологические альтернативы в дореволюционной России //
Вести. С.-Петербург, ун-та. 1993. Сер. 6. Вып. 4. С. 51,
7)Чичерин Б. Н.
1) Несколько современных вопросов. С. 135—138;
2) 2) Вопросы политики. 2-е изд. М., 1905. С. 16, 28.
8)Чичерин Б. Н. Несколько современных вопросов. С. 164—178.
9)Там же. С. 159, 162.
10)Струве П. Б.
1) О мере
и границах либерального
133;
2) Дух и Слово. Статьи о русской и западноевропейской литературе. Париж,
1981. С. 219.
Информация о работе Либерализм в России:основные этапы, идеи, особенности и перспективы