Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 09:32, реферат
Неоднозначный опыт социальных преобразований последних лет
подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в
разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной
и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского
либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о
причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о
неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву,
преобразовать ее.
МПСИ ФИЛИАЛ Г.КРАСНОЯРСК
ГМУ-2010
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Либерализм
в России:основные этапы,
идеи, особенности и
перспективы.
Проверила: преподаватель Гончарова Т.М.
ВСТУПЛЕНИЕ
Неосуществимость многих
российском обществе — особенно после 1991 г. — снова пробудила общественный
интерес к идеям и историческим судьбам русского либерализма, к тем периодам
отечественной политической истории, когда он играл определенную роль.
Поворот, происшедший в историографии русского либерализма (от замалчивания
его существования и резко негативной оценки его «буржуазности» в советское
время до его восторженной оценки и стремления увидеть в нем единственно
возможный образец для подражания в начале 90-х годов), вполне понятен:
противоречивость либеральной модели развития страны в контексте
исторической ретроспективы во многом созвучна той ситуации, которую сегодня
переживает наше общество.
Неоднозначный опыт социальных преобразований последних лет
подтверждает непреходящую ценность многих основных идей и принципов в
разработке которых отечественный либерализм сыграл огромную роль. В научной
и публицистической литературе существуют различные мнения о роли русского
либерализма в общественной жизни и культурно-историческом опыте России, о
причинах поражения либерального политического движения в начале XX в., о
неспособности либеральных идей глубоко проникать в русскую почву,
преобразовать ее.
Известно, что идеология либерализма — продукт западной цивилизации: его
истоки восходят к христианству, ренессанской и реформаторской традициям,
ньютоновской научной революции и Просвещению, а стержневые идеи и принципы
классической либеральной
парадигмы—признание
прав человека на жизнь, свободу и собственность — были порождены буржуазным
обществом на заре его становления. Либеральные идеи проникли в Россию в
XVIII в., практически сразу после их появления и теоретического оформления
в Европе, и неверно относить либерализм лишь к западному заимствованию, как
считает большинство зарубежных исследователей. Либерализм является одной из
интеллектуальных традиций русской общественной мысли, связанной с новыми
условиями развития России, а именно — с ее «вхождением» в новый
исторический цикл, появлением ростков буржуазной цивилизации, а значит, и
со вступлением на путь общеевропейского развития, с подчинением тем же
историческим законам, которые определяют развитие Европы. Идеи либерализма
стали наиболее адекватной формой выражения этого процесса, что отмечали как
выдающиеся русские
мыслители, так и некоторые зарубежные
исследователи.
Три волны Русского либерализма:
Русский либерализм прошел три волны, три этапа в своем историческом
развитии. Каждый из них имел свои особенности.
Первый
этап — «правительственный»
охватывал периоды правления Екатерины II и Александра I: по содержанию
являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную
монархию (конституционные проекты М. М. Сперанского), вызвал оппозиционное
самодержавию движение декабристов.
Второй
этап (волна) — либерализм
«охранительный», или консервативный либерализм, — своими политико-
социологическими и философскими теориями (концептуальные основы — К. Д.
Кавелин, систематическая разработка — Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве). Он
повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции
либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов —
буржуазное либеральное движение.
Третий этап — «новый» либерализм начала века (до Октября 1917 г.), т.
е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому
гражданину «право на достойное человеческое существование». Он дал толчёк
новому осмыслению проблем правового государства и «правового социализма» в
обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и
леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А.
Кистяковскнй, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. А.
Петражицкий, С. А. Муромцев и др.), подготовил, наряду со вторым
направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее
раскол.2 Условно
политико-социологическое и
идей либерализма первой волны можно охарактеризовать как официальный
вариант. Второй волны — как более «правый» по сравнению с классическим
либерализмом (синтез идей и ценностей либерализма и консерватизма), а
третьей волны — как более «левый» вариант (синтез классического либерализма
и некоторых социалистических и социал-демократических идей) по сравнению с
«чистым» экономическим и политическим либерализмом.
Каждое
из трех направлений русского
либерализма имело свои
и отличия от западноевропейского либерализма, свою логику развития,
обусловленную политической историей России и отечественной политико-
философской мысли. Представители каждого этапа имели различные философско-
теоретические основания своих концепций и свое видение общественного и
политического идеалов, статуса личности и социально-политических
институтов, способов преобразования общества, связанных с тенденцией
реформирования и эволюционной социальной методологией. Наивысшее развитие
русского либерализма приходится на период 60—80-х годов прошлого века и на
начало XX в., т. е. охватывает второй и третий этапы, когда оформляются его
собственные концептуальные основы. Именно тогда крупнейшие представители
либерального консерватизма и «нового» либерализма разработали наиболее
интересные, значимые и оригинальные политико-правовые идеи, вписывающиеся в
общую картину классического либерализма и обогащающие его основные идеи.
Либеральный
консерватизм как тип
одна из социологических
альтернатив в связи с
тенденцию к реформированию, как особое направление русской социально-
политической мысли развивался в условиях пореформенной России после
убийства Александра II, когда его «великие реформы» были осуществлены лишь
частично. Его сущность — синтез основных идей традиционного либерализма
(свобода и права личности, реформаторство) и консерватизма (порядок,
сильная власть, стабильность, религиозно-нравственные традиции «почвы»,
преемственность) и признание одинаковой значимости как самоценности свободы
индивида, так и ценностей общенационального, общегосударственного, прежде
всего — порядка и стабильности, обеспечиваемых властью. Второй этап
русского либерализма в условиях индустриального и культурного отставания и
«догоняющего» развития России являлся осознанием потребности коренных
преобразований общества с учетом сохранения национальных политических
устоев и нравственно-
Концепции
либерального консерватизма
либерализма, так и консерватизма (радикализма левых либералов, их
«верхоглядного прогрессизма» и реакционности официальной казенщины),
предлагали создать противовес безгосударственному и безрелигиозному
«отщепенству» (П. Б. Струве), «нигилистическому морализму» (С. Л. Франк) и
«самообожествляющемуся героизму» (С. Н. Булгаков) русской интеллигенции, не
способной освободить народ ни до, ни во время первой русской революции.
Если
К. Д. Кавелин наметил
либерализму, исходя из анализа социальных традиций русской истории,
основанных на «общинно-хоровом начале», то его ученик, соратник по
Московскому университету, неогегельянец, крупнейший философ права Б. Н.
Чичерин (1828—1904) уже систематически разработал концептуальные основы
«охранительного» (консервативного либерализма), рассмотрел, что есть
«охранительные начала» для России в контексте развития ее монархической
государственности, сословного строя, соотношения права, закона и свободы в
российском обществе.
В статье
«Различные виды либерализма»
Б. Н. Чичерин предложил
истории отечественной политической мысли «классификацию», типологию
русского либерализма, обозначил «главные его направления, которые
выражаются в общественном мнении», выделив три его вида и дав им социально-
политическую характеристику, весьма актуальную и сегодня:
1) «уличный», или либерализм толпы, склонной к политическим
скандалам, для которого
уважения к чужому мнению и
самолюбование собственным «
— «извращение, а не
2) «оппозиционный» либерализм, сопутствующий любым реформаторским
начинаниям, систематически обличающий власть как в
действительных, так и в мнимых ошибках, «наслаждающийся самим
блеском своего оппозиционного положения», критикующий ради
критики («отменить, уничтожить — вся его система») и понимающий
свободу с «чисто
3) «охранительный» либерализм, несущий позитивный смысл и
ориентированный на реформы с учетом всех социальных слоев, их
взаимных уступок и
опорой на сильную власть, в соответствии с естественным ходом
Информация о работе Либерализм в России:основные этапы, идеи, особенности и перспективы