Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа
В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв, а также общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.
частях социально – политической системы: в рамках партий, профсоюзов,
международных организаций и т.д.
3. Основные компоненты
политической власти.
Основными компонентами власти являются:
1) субъект;
2) объект;
3) средства (ресурсы).
Субъект власти воплощает в себе её активное начало власти.
Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для
реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких
качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект
власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение
подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом
зависит отношения к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего
элемента власти. Власть никогда не является свойством или отношением
лишь одного действующего лица, конечно, если не иметь в виду власть
человека над самим собой, но это уже психологический, а не социальный
феномен. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие
субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет
объекта, там нет власти.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожения до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения.
Взаимодействие между ними и определяет, всю палитру отношений, выражаемых в
русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила»,
«контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и
«давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д5.
Таким образом, отношения
«господства и подчинения»
составляют центральное звено механизма социального общения между людьми,
при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений
легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом
взаимодействия людей в обществе.
Коснёмся институциональной основы структуры власти, в основании
которой лежит принцип разделения властей. Оно опиралось на мощную традицию
обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма
при принятии решений. Однако в древние и средние века идея равновесия
сводилась к вопросам: кто правит, как властвующий учитывает интересы всех,
кто может влиять на власть.
Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности
государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как
систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает
своей сферой полномочия, закрытой для других, но влияет и на смежную
сферу, так как есть вопросы совместного ведения.
Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении
властных полномочий?
Возможна классификация власти по функциям ее органов:
Законодательная власть.
Она основывается на принципах Конституции и верховенство права, формируется
путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в
конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства,
утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех
исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение.
Верховенство законодательной власти ограничено принципами права,
конституций, правами человека.
Законодательные органы и другие органы власти (судебные и
исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного
представительства и свободных демократических выборов. В демократических
государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который
бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является
однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух
палатная парламентская система, при которой одна палата формируется в
результате прямых выборов, а другая – на основе территориальной
пропорциональности.
Исполнительно – распорядительная власть.
Она отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной
жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в
том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты
или выступает с законодательной инициативой.
Если учесть, что эта власть осуществляет свою деятельность,
преимущественно, за «закрытыми» дверями, то при отсутствии надлежащих
сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и
законодательную, и судебную
власти. Исполнительно –
деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет
прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких
либо обязанностей, если это не предусмотрено законом её сдерживание
достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед
народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью
исполнительной властью.
Судебная власть.
Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную
структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение
к ней в обществе, направление её развития оказывают существенное
воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую,
культурную, статус человека, обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый
человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к
судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и
свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами
– норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая
правонарушения.
Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.
Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только
подзаконных актов , но и самих законов .6
Всем трем судам апиляционная служба присуща. Во всех судах
назначается судья – Советом Федерации, по согласованию президента РФ.
Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться
подробнее, являются её ресурсы. К основным ресурсам общества, можно отнести
темы материальные предметы и духовные блага, которые способны, во– первых,
удовлетворять потребностям и интересам людей, представляя определенную
ценность социальных отношениях и, во–вторых, повышать потенциал влияния и
силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов,
власть есть, прежде всего, контроль и распределения ресурсов общества, а
политика, соответственно, - сфера обмена ресурсами или регулирования
ресурсообмена.7
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень
многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов.
Согласно одной из них, ресурсы делятся на:
- утилитарные,
- принудительные,
- нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага.
В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры уголовного и
административного наказания. Они используются в тех случаях, когда не
срабатывают ресурсы утилитарные.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир,
ценностные ориентации и нормы поведения человека.
Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с
важнейшими сферами
силовые и культурно информационные.
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для
общественного производства и потребления (деньги, продукты питания,
полезные ископаемые.).
Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения)
социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность,
престиж, образование и д.р.)
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также
средства их получения: институты науки и образования, средства массовой
информации и д.р.
Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения,
специально подготовленные для этого люди.
Демографические ресурсы – это сам человек. Люди – это универсальный,
многофункциональный ресурс, который создает ресурсы. Человек – создатель
материальных благ, обладатель и распространитель знаний и информации.
В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и
объект.8
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты,
делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам
(формам); господство, руководство, организация и контроль.
Ресурсы власти.
Таблица
Еще один аспект структуры властного общения затрагивает отношения
«управления (руководство) - давление (участие)», связанные с самим
институциональным механизмом «властвования», способами государственного
управления, а также с механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и
давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны
властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В
этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и
влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде
управленческих и
морального давления управляемых.
Заключение.
Так зачем же нужна власть?
Народная поговорка гласит: «Из народа( как из дерева( - и дубинка( и
икона»( Писатель Бунин И(А( добавил: «Да( в зависимости от обстоятельств(
от того( кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька
Пугачев»( И с этим я согласна! Ход исторических событий складывался так(
что многое в судьбах народных зависело от личности государя( вождя(
правителя( лидера(
В русской душе в течение многих столетий воспитывалось чувство
державного порядка( признания власти( Путь наверх был открыт не худшему
человеку( а лучшему( не тому( кто обуян страстью властвования( а тому( в
ком государственная воля и разумение соединяются с чувством
ответственности( кто словом и делом исповедует( что власть - его бремя, но
поднимались по лестнице власти не всегда лучшие( Оставалось( однако(
убеждение: править Россией должны достойные сыны( И вновь обратимся к
словарю( на этот раз В( И( Даля( где власть определяется как «право( сила(
воля над чем( свобода действий и распоряжений; начальствование( управление(
начальство( начальник или начальники»(
Действительно( в общем и широком смысле власть означает господство
одного лица над другим или другими лицами( возможность не только
действовать самому( но и диктовать( т(е( приказывать( Так( в семье можно
наблюдать власть родителей над малолетними детьми( Без власти нет
государства( Она выражает право общественного целого на подчинение его
частей( Власть - одно из важнейших политических понятий( характеризующих
государство(
Человечество знает также религиозную власть( которая осуществляется
боговдохновенными лицами( По отношению к ним в людях развивается трепет и
почтение( желание их умилостивить или приобрести их помощь и поддержку(
Независимо от религий всем священнослужителям приписывается
сверхъестественное влияние на людей(
Сущность политической власти, ее признаки
Под
властью понимается способность
и возможность осуществлять свою
волю, оказывать определяющее воздействие
на деятельность, поведение людей
с помощью авторитета, права, насилия.
Концепция власти занимает центральное
место в политической науке. Любая
власть - это право и возможность
распоряжаться, повелевать, управлять.
Концентрированным выражением власти
является отношение господства и
подчинения, любых форм взаимодействия
субъектов властных отношений.
Власть представляет организованную деятельность
людей, направленную на согласование противоречивых
индивидуальных или групповых интересов
и воли посредством их подчинения формируемой
единой общественной или групповой воле.
Без власти в том или ином ее проявлении
- племенного вождя над соплеменниками,
пророка над последователями его учения,
лидеров общественных организаций над
рядовыми членами, государства и его органов
над гражданами и т.д. - ни одна из общностей
не могла бы существовать. Термин "власть"
имеет много разных толкований. В одном
случае он может обозначать индивида,
облеченного властью, в другом - орган
власти, в третьем - право и возможность
распоряжаться, ограничивать свободу
путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую
подчинение деятельности подвластных
лиц и т.д.
В общем смысле власть понимается как
форма социальных отношений, характеризующаяся
способностью влиять на характер и направление
деятельности и поведения людей, социальных
групп и классов посредством экономических,
идеологических и организованно-правовых
механизмов, а также с помощью авторитета,
традиции, насилия.
Власть - это:
способность или потенциальная возможность
людей принимать решения, оказывающие
влияние на действия других людей, существенно
воздействовать на развитие общества
с помощью различного рода средств - авторитета,
воли, права, принуждения, а также ресурсов;
механизм осуществления решений, принятых
каким-то лицом или группой лиц и требующих
взаимодействия с другими людьми или группами
людей, инструмент координации деятельности
людей в обществе;
производительная или преобразующая способность
социальных структур, существующая независимо
от индивидуальных факторов;
система властных органов;
лица, облеченные соответствующими государственными,
административными полномочиями;
знание-власть и коммуникационная власть
- комплексные факторы власти, особенно
в условиях информационной эпохи.
Власть складывается и существует в различных
областях человеческой жизни, проявляется
в различных формах. Ее классифицируют
по источникам подчинения или отношения
социального объекта к субъекту (сила,
принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция,
авторитет, сотрудничество).
В зависимости от источников многие авторы
выделяют такие виды власти, как принуждающая,
вознаграждающая, нормативная, референтная,
экспертная, информационная и др.
По характеру применения выделяют власть
демократическая, авторитарную, тоталитарную,
деспотическую, бюрократическая и др.
По объекту власти можно выделить такие
ее разновидности, как личная, партийная,
общественная и др. Власть бывает индивидуальная
и коллективная, явная и неявная.
По своему объему выступает как семейная,
национальная, международная и др.
По сфере проявления власть подразделяется
на политическую и неполитическую (морального
авторитета, экономического или информационного
господства, физического насилия и др.)
Основные разновидности власти: политическая,
экономическая, военная. духовная, семейная.
Особое место в этой иерархии занимает
политическая власть. Она характеризуется
реальной возможностью субъекта проводить
свою волю, выраженную в политике. Понятие
"политическая власть" шире понятия
"государственная власть". Политическая
деятельность осуществляется не только
в рамках государства, но и в рамках партий,
профсоюзов, международных общественных
организаций, этнонациональных отношений
и др.
Политическая власть представляет собой
систему институционально закрепленных
социально-политических отношений, сложившихся
на основе реального доминирования той
или иной группы в использовании ею прерогатив
государства для распределения разнообразных
общественных ресурсов с учетом своих
интересов. Политическая власть характеризуется
реальной возможностью субъекта проводить
свою волю, выраженную в политике.
Власть включает директивный, функциональный
и коммуникативный аспекты.
Директивная составляющая, т.е. власть
как принуждение к исполнению воли приказывающего,
как правило, считается основной. Директивное
управление представляет распределение
ресурсов насилия и прав на их использования.
Функциональное измерение власти состоит
в ее понимании как способности и умения
реализовать функцию общественного управления
на практике - поддерживать и развивать
политическую систему, формировать цели
и программы ее деятельности, осуществлять
соответствующий контроль. Развитие властного
функционализма ведет к разграничению
полномочий и специализации власти.
Коммуникативный аспект власти обусловлен
тем, что ее отправление идет путем общения
с использованием нормативного языка,
понятного обеим сторонам данного общественного
отношения. При коммуникативном понимании
власти акцент часто делается на сотрудничество
и согласование действий.
Современные концепции власти можно классифицировать
по ряду оснований. Концептуальные подходы
к интерпретации политической власти
с известной долей условности можно разделить
на два основных класса. Во-первых, это
атрибутивно-субстациональные теории
власти, трактующие власть как атрибут,
качественное свойство влияния субъекта.
Во-вторых, это реляционные концепции,
описывающие власть как социальное отношение
или взаимодействие на том или ином коммуникативном
уровнях.
Итак, в политической науке выделяются
следующие направления понимания и рассмотрения
власти:
бихевиористское (поведенческое): власть
- особый тип поведения людей, основанный
на возможности изменения их поведения
другими субъектами;
инструменталистское, воздействующее:
власть - возможность использование определенных
средств, в частности насилия;
структуралистское: власть - особый род
отношений между управляющими и управляемыми,
иерархический срез;
функционалистское: власть - способность
мобилизовать ресурсы общества для достижения
целей, признанных обществом;
конфликтное: власть - возможность принятия
субъективных решений, регулирующих распределение
благ в конфликтных ситуациях;
телеологическое: власть - это достижение
определенных целей, связанных с мифами
о власти;
коммуникативное: власть - феномен, определяемый
характером и направленностью коммуникативных
потоков, деятельностью средств массовой
информации и коммуникации.
Источник власти заключается в существующих
в существующих общественных отношениях,
структура которых оказывает решающее
воздействие на сущность и характер власти,
на функционирование системы социального
управления как в обществе в целом, так
и в составляющих его общностях.