Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв, а также общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.

Файлы: 1 файл

политология 4курс.docx

— 119.79 Кб (Скачать)

Не  последнее место в понимании  власти как явления, связанного с  процессами, происходящими в жизни  общества, занимает такое понятие  как легитимность. Власть-понятие  правовое, означающее созидание ценностей  согласно общественным интересам; это  законное право принимать решения, которым люди обязаны подчиняться, легальное право использовать принуждение  во имя торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо государственная политика вряд ли будет эффективной, если не соблюдаются правила, установленные  для реализации этой политики. Именно потому, что легитимность играет важную роль, правительство стремится обосновать свою власть, опираясь на определённые принципы. В сущности, правительство  пытается создать ситуацию, в которой  решения признавались и соблюдались  бы “не на страх, а на совесть”, с  верой в нравственную правоту  решений и законов. Правительства  не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную  деятельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скреплённое уважением законности.

Правители всегда стремились создать впечатление  правомерности своей власти и  законности правления. Ни одно правительство  не может полностью полагаться на физическую силу как гарант согласия с их властью. Путём угроз и  репрессий можно заставить повиноваться лишь небольшую часть граждан, но, нарастая, сопротивление властям  приводит к массовому гражданскому неповиновению. Первой предпосылкой добровольного  согласия является твёрдая уверенность  народа в том, что представители  власти с полным основанием занимают свои посты, что они вырабатывают, и претворяют в жизнь свои решения, путём законных государственных  интересов, не посягая на то, что  справедливо считается частным  и личным. Там где легитимность власти не бесспорна, воцаряется беззаконие и опасность революционных потрясений.

Традиционная власть.

Власть может приобретать  законность благодаря традиции. Такую  власть М. Вебер характеризует как  традиционную власть. В этом случае повинуются потому , что“так всегда было”. Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок. 
 Харизматическая власть.

Авторитет носителя харизматической  власти – это авторитет какого – то необычного личного дара –харизмы. М. Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин , Троцкий и д. р. 
Рационально – правовая власть .

Источник её законности состоит  в том , что она опирается на общепризнанный правовой порядок . Люди , обладающие такой властью , приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в результате выборов.

Легитимность власти в  этом случае покоится не на привычке , а на признании разумности , рациональности существующего политического порядка.

Следует иметь в виду,что в реальной политических жизни едва ли можно найти какие-то “чистые” типы , связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить о чертах традиционности и восприятии системы рационально– правовой власти.

 

Структура политической власти.

 

В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры  общения в рамках государственно-публичной власти: 
агенты; 
ценности; 
способы (инструментально-институционные ) и ресурсы.

Взаимодействие между  ними и определяет , всю палитру отношений , выражаемых в русском языке понятиями “господство” и “подчинение” , “воля” и “сила” , “контроль” и “распределение” , “руководство” и “лидерство” , “управление” и “давление” , “властвование” и “влияние” , “авторитет” и “насилие”.

Таким образом , отношения “господства и подчинения агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми , при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным , т. е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе .

Коснёмся институциональной  основы структуры власти , в основании которой лежит принцип разделения властей . Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия , синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений . Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам : кто правит , как властвующий учитывает интересы всех , кто может влиять на власть .

Разделение властей облегчает  взаимоконтроль деятельности государственных  органов. Теорию разделения властей  определяют и как систему контроля и равновесия. Получается , что каждая власть обладает своей сферой полномочия , закрытой для других , но влияет и на смежную сферу , так как есть вопросы совместного ведения.

Законодательная власть.

Она основывается на принципах  Конституции и верховенство права , формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию , определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет , принимает законы , обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан , контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти ограничено принципами права , конституций , правами человека. Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент , который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух палатная парламентская система , при которой одна палата формируется в результате прямых выборов , а другая на основе территориальной пропорциональности. 

Исполнительно – распорядительная власть.

Она отличается динамизмом , повышенной восприимчивостью к общественной жизни , осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том , что она не только исполняет законы , но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой. Если учесть , что это власть осуществляет свою деятельность преимущественно за “закрытыми” дверями , то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти . Исполнительно–распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких либо обязанностей , если это не предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной властью. 

Судебная  власть.

Она включает учреждения, которые  представляют самостоятельную структуру  государственной организации. Состояние  судебной власти , отношение к ней в обществе , направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества : экономическую , политическую , культурную , статус человека , обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том , что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением , ибо защита прав и свобод человека , разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами–норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов , но и самих законов .

Байтин. М. И. Государство  и Политическая Власть. Саратов, 1972. Белов. Г. А. Институциональная система  политической власти. Кентавр №4 1996 Белов. Г. А. Политология. М. , Наука 1994

Белов. Г. А. Пути эволюции нормативной  политической системы российского  общества. Вестник МГУ Сер 12 №1 1997 
 
    Вебер. М. Избранные произведения. М. , Прогресс. 1990

Гончаров Д. В. , Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М. , 1996 Дегтярев А. А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3

Дмитриев. Ю. А. Соотношения  понятий политической и государственной  власти в условиях формирования гражданского общества. Государство и право 1994 №7 Краснов. Б. И. Власть как общественное явление. Социально – политический журнал. 1994. №7 – 8 Краснов. Б. И. Теория власти и властных отношений . Социально – Политический журнал. 1994. №3 – 6 Мельников. Ю. Легитимность власти. Власть 1996 №4 (С 37)

Политология. Учебное пособие  для Высших Учебных Заведений. Под  ред. , Г. В. Полуниной. М. ,“Акалис” 1996.

Пугачев В. П. , Соловьев А. И. Введение в политологию. М. , 1995. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч. 1. , М. , 1992.

 

 

 

Сущность политической власти, ее признаки

Под властью понимается способность  и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное  место в политической науке. Любая  власть - это право и возможность  распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и  подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.

Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или  групповых интересов и воли посредством  их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями  его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов  над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много  разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного  властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность  распоряжаться, ограничивать свободу  путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.

В общем смысле власть понимается как форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп  и классов посредством экономических, идеологических и организованно-правовых механизмов, а также с помощью  авторитета, традиции, насилия.

Власть - это:

способность или потенциальная  возможность людей принимать  решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно  воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;

механизм осуществления  решений, принятых каким-то лицом или  группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;

производительная или  преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;

система властных органов;

лица, облеченные соответствующими государственными, административными  полномочиями;

знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.

Власть складывается и  существует в различных областях человеческой жизни, проявляется в  различных формах. Ее классифицируют по источникам подчинения или отношения  социального объекта к субъекту (сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, сотрудничество).

В зависимости от источников многие авторы выделяют такие виды власти, как принуждающая, вознаграждающая, нормативная, референтная, экспертная, информационная и др.

По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая  и др.

По объекту власти можно  выделить такие ее разновидности, как  личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.

По своему объему выступает  как семейная, национальная, международная и др.

По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)

Основные разновидности  власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.

Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального  доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства  для распределения разнообразных  общественных ресурсов с учетом своих  интересов. Политическая власть характеризуется  реальной возможностью субъекта проводить  свою волю, выраженную в политике.

Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный  аспекты.

Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования.

Функциональное измерение  власти состоит в ее понимании  как способности и умения реализовать  функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать  политическую систему, формировать  цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.

Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление  идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим  сторонам данного общественного  отношения. При коммуникативном  понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"