Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв, а также общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.

Файлы: 1 файл

политология 4курс.docx

— 119.79 Кб (Скачать)

Демографические ресурсы - люди, универсальный, многофункциональный  ресурс, производящий другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и  член партии (административно-силовые  ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д.

Ресурсы власти также можно  разделить по характеру воздействия, функциональной роли на организационные, нормативные, поощрительные и принудительные.

Организационные ресурсы  направлены на создание оптимальных  организационных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение  властных повелений до исполнителя  и обеспечения надежного контроля.

Нормативные ресурсы ориентируют  на социальное партнерство руководителей  и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с выполнением  профессионального долга.

Поощрительные ресурсы - это  материальные и социальные блага, при  помощи которых власть поддерживает определенные слои населения (например, повышение зарплаты, социальных выплат, улучшение условий труда и  т.д.).

Принудительные ресурсы - комплекс мер силового и административного  воздействия или угроза применения санкций за невыполнение распоряжений власти: угроза потери собственности, увольнение с работы, заключение под  стражу и др.

На выбор ресурсов, используемых властью в тех или иных обстоятельствах, влияет целый набор факторов: состояние  экономического развития (спад или  подъем), уровень жизни, зрелость гражданского общества, политическая культура населения, элит и лидеров. Разумеется, использовать ресурсы власти нужно грамотно, т.к. они являются обоюдоострым инструментом управления: при уместном профессиональном использовании они укрепляют  и усиливают власть, но при некомпетентном подходе способны подтачивать и  разрушать власть, что приводит к  нестабильности в обществе и возникновению  кризисов и революций.

Процесс и виды власти

 

В политической жизни отношения  властвования представляют собой сложный  процесс взаимодействия вовлеченных  в них разнообразных структур, которые выражают различный характер доминирования и подчинения всевозможных социальных групп. При этом властные взаимосвязи независимо от типа политической системы всегда обладают некими способностями  воздействия на поведение граждан.

Процесс властвования возникает  тогда, когда все компоненты власти приводятся в движение. Процесс властвования характеризуется, прежде всего, способами  и механизмом властвования - системы  организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к  такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты  и право.

Существуют два главных  способа властвования. Первый способ побуждает объект к определённым, угодным субъекту действиям, второй блокирует нежелательные действия объекта, обеспечивая его бездействие  во благо субъекта власти. Реальное проявление в обществе второго способа  политической власти состоит в её способности исключать из сферы  общественных дискуссий и политических решений определённые темы и, тем  самым, предотвращать их адекватное понимание в массовом сознании.

Кроме того, власть имеет  возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его  сторонников в духе определенных заветов даже после его смерти.

Способы властвования имеют  сложную и неоднозначную классификацию. Они могут быть демократическими (власть осуществляется при участии  в принятии решений их исполнителей), авторитарными (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над  подданными), тоталитарными (всеобъемлющий  контроль субъекта над объектом), конституционными (правление в рамках закона), деспотическими (всевластие, произвол и беззаконие), либеральными (уважение свободы и  прав личности) и другими.

Чтобы понять, как осуществляется процесс властвования, нужно определить виды власти. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается: экономическая, социальная, юридическая, административно-силовая  и культурно-информационная.

Экономическая власть - это  контроль над экономическими ресурсами, право собственности различные  материальные ценности. Как правило, экономическая власть доминирует над  другими видами власти, поскольку  осуществляет контроль над средствами достижения всех наших целей.

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения  в социальной структуре (статусов, должностей, льгот и привилегий). Современные  государства обладают большой социальной властью, при помощи которой они  могут влиять на общественное положение  широких слоев населения, обретая  тем самым их лояльность и поддержку.

Юридическая власть - это  форма правового отношения между  субъектами, когда субъективное право  одного удовлетворяется исполнением  соответствующей обязанности другим участником правоотношения. При этом управомоченный субъект вправе прибегнуть к принудительному воздействию на обязанного с целью добиться того, чтобы его требование (субъективное право) было удовлетворено и реализовано.

Административно-силовая  власть опирается на силовые ресурсы  и выполняет контроль над людьми благодаря возможности применить  физическую силу, либо угрожать ее применением. Административно-силовую власть не следует отождествлять с властью  политической, хотя легальное использование  силы в масштабах государства - важнейшая  особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.

Культурно-информационная власть является, прежде всего, властью над  людьми, осуществляемая с помощью  научных знаний, информации и средств  их распространения. Кроме того, она  включает моральную, религиозную и  некоторые другие виды властей, связанные  с подчинением на основе авторитета. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так  и для непосредственного воздействия  на сознание людей в целях обеспечения  их политической лояльности и поддержки.

Кроме вышеописанных видов  властей существует еще и политическая власть, которая обладает рядом основных отличительных признаков:

1.легальность использования  силы в пределах государства;

2.верховенство, обязательность  решений для всякой иной власти, способность проникновения в  любые общественные процессы;

.моноцентричность власти, наличие в лице государства единого центра принятия решений;

Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них.

 

Легитимность власти

 

История понятия "легитимность" восходит к средним векам, когда  складывается понимание легитимности как согласия с обычаями, традициями и установленным поведением. Тогда  легитимность трактовалась, как право  верховных должностных лиц поступать  согласно обычаям, но уже с середины XIV века начинает употребляться в  смысле правомочия выборной власти.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная  и справедливая (с точки зрения её формирования). Легитимность связана  с наличием у власти авторитета, её соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с согласием  общества в области основополагающих политических аспектов.

В научный обиход термин "легитимность" ввёл немецкий ученый М. Вебер. В зависимости  от мотивов подчинения он выделил  три главных типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и  рационально-правовая.

Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость  и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому для  стабильности демократии, полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми  традициями почитания власти.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя. В  некоторых случаях она даже обожествляется и, таким образом, создается культ  его личности. Харизматическая легитимность также базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и  массы.

Рационально-правовая (демократическая) легитимность основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти. Её источником выступает  рационально понятый интерес, который  побуждает людей подчиняться  решениям правительства, сформированного  по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком  государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют  представители власти.

Легитимность власти не ограничивается тремя вышеописанными типами, существуют и другие. Один из них - идеологическая легитимность, суть которой состоит  в оправдании власти с помощью  идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или  класса. В зависимости от того, на кого направлена идеология, и какие  идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой  или националистической. Другой тип - онтологическая легитимность, которая  основывается на соответствии политической власти универсальным принципам  человеческого и социального  бытия.

Обобщая различные подходы  к определению сущности легитимности и её типологии, можно сделать  вывод, что легитимность представляет собой определённый исторически  сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. Легитимность власти - важнейшее условие политической стабильности. По мнению ряда ученых, исследующих страны "третьего мира", отличающиеся частыми государственными переворотами, понятие легитимности политической власти применимо не ко всем государствам, а лишь к тем из них, граждане которых идентифицируют себя с народом и государством, в котором они проживают. Если же у большинства населения не сформировалось чувство принадлежности к своей стране и государству, не развито политическое сознание в целом, то имеет место политическое отчуждение населения от власти, борьба кланов, племенной и региональный сепаратизм и т.п. Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения  правительства или лидера государства; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; демонстрации в поддержку власти.

Ещё одним видом легитимности власти является ее легальность, которая  основывается на признании добровольно  установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений  управления и подчинения. При такой  власти подчиняются не личности, а  установленным законам: им подчиняются  не только управляемые, но и управляющие.

Легальность власти (легальное  господство) возникает в условиях формирования рыночной экономики и  воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого  человека; применение норм права в  управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать  право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Бюрократия, по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства.

Легитимность власти также  характеризуется ее эффективностью. Эффективность власти - это её результативность, степень выполнения ею своих функций  в политической системе и обществе, реализации ожиданий и требований граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших  фактора её стабильности, доверия  к ней и поддержки её гражданами.

Несмотря на мотивационные  различия, легитимность и эффективность  власти взаимосвязаны. В конечном счёте, любые типы легитимности власти очень  во многом определяются надеждами населения  на её эффективность, то есть удовлетворение его требований. Достичь эффективности, не обладая легитимностью, то есть признанием и поддержкой граждан, невозможно.

 

Возникновение политической мысли в истории цивилизации  неразрывно связано со становлением государства как особой формы  организации власти. На заре своего развития политическое научное знание складывалось из элементов философских  теорий. Сегодня в истории становления  и развития политической мысли ученые выделяют следующие этапы: политические учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения эпохи Просвещения и Нового времени; современные политические учения.

 

 

1. История и  становление мировой политической  мысли

 

1.1 Политические  учения Древнего Востока

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"