Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа
В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв, а также общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.
Демографические ресурсы - люди, универсальный, многофункциональный ресурс, производящий другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (административно-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д.
Ресурсы власти также можно разделить по характеру воздействия, функциональной роли на организационные, нормативные, поощрительные и принудительные.
Организационные ресурсы
направлены на создание оптимальных
организационных структур управления,
гарантирующих быстрое
Нормативные ресурсы ориентируют на социальное партнерство руководителей и подчиненных, формируют определенный кодекс поведения, связанный с выполнением профессионального долга.
Поощрительные ресурсы - это материальные и социальные блага, при помощи которых власть поддерживает определенные слои населения (например, повышение зарплаты, социальных выплат, улучшение условий труда и т.д.).
Принудительные ресурсы - комплекс мер силового и административного воздействия или угроза применения санкций за невыполнение распоряжений власти: угроза потери собственности, увольнение с работы, заключение под стражу и др.
На выбор ресурсов, используемых властью в тех или иных обстоятельствах, влияет целый набор факторов: состояние экономического развития (спад или подъем), уровень жизни, зрелость гражданского общества, политическая культура населения, элит и лидеров. Разумеется, использовать ресурсы власти нужно грамотно, т.к. они являются обоюдоострым инструментом управления: при уместном профессиональном использовании они укрепляют и усиливают власть, но при некомпетентном подходе способны подтачивать и разрушать власть, что приводит к нестабильности в обществе и возникновению кризисов и революций.
Процесс и виды власти
В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, которые выражают различный характер доминирования и подчинения всевозможных социальных групп. При этом властные взаимосвязи независимо от типа политической системы всегда обладают некими способностями воздействия на поведение граждан.
Процесс властвования возникает
тогда, когда все компоненты власти
приводятся в движение. Процесс властвования
характеризуется, прежде всего, способами
и механизмом властвования - системы
организаций и норм их устройства
и деятельности. Применительно к
такому сложному социальному субъекту,
как общество (народ), механизмом власти
выступают государственные
Существуют два главных
способа властвования. Первый способ
побуждает объект к определённым,
угодным субъекту действиям, второй
блокирует нежелательные
Кроме того, власть имеет возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его сторонников в духе определенных заветов даже после его смерти.
Способы властвования имеют
сложную и неоднозначную
Чтобы понять, как осуществляется процесс властвования, нужно определить виды власти. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается: экономическая, социальная, юридическая, административно-силовая и культурно-информационная.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, право собственности различные материальные ценности. Как правило, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку осуществляет контроль над средствами достижения всех наших целей.
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре (статусов, должностей, льгот и привилегий). Современные государства обладают большой социальной властью, при помощи которой они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.
Юридическая власть - это
форма правового отношения
Административно-силовая
власть опирается на силовые ресурсы
и выполняет контроль над людьми
благодаря возможности
Культурно-информационная власть
является, прежде всего, властью над
людьми, осуществляемая с помощью
научных знаний, информации и средств
их распространения. Кроме того, она
включает моральную, религиозную и
некоторые другие виды властей, связанные
с подчинением на основе авторитета.
Знания используются как для подготовки
правительственных решений, так
и для непосредственного
Кроме вышеописанных видов властей существует еще и политическая власть, которая обладает рядом основных отличительных признаков:
1.легальность использования силы в пределах государства;
2.верховенство, обязательность
решений для всякой иной
.моноцентричность власти, наличие в лице государства единого центра принятия решений;
Слияние политической, экономической, социальной и культурно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них.
Легитимность власти
История понятия "легитимность"
восходит к средним векам, когда
складывается понимание легитимности
как согласия с обычаями, традициями
и установленным поведением. Тогда
легитимность трактовалась, как право
верховных должностных лиц
Легитимная власть обычно
характеризуется как
В научный обиход термин "легитимность" ввёл немецкий ученый М. Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти: традиционная, харизматическая и рационально-правовая.
Традиционная легитимность
обретается благодаря обычаям, привычке
повиноваться власти, вере в непоколебимость
и священность издревле существующих
порядков. Традиционная легитимность
отличается прочностью. Поэтому для
стабильности демократии, полезно сохранение
наследственного монарха, подкрепляющего
авторитет государства
Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, харизму руководителя. В некоторых случаях она даже обожествляется и, таким образом, создается культ его личности. Харизматическая легитимность также базируется на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
Рационально-правовая (демократическая) легитимность основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти. Её источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.
Легитимность власти не ограничивается тремя вышеописанными типами, существуют и другие. Один из них - идеологическая легитимность, суть которой состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. В зависимости от того, на кого направлена идеология, и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической. Другой тип - онтологическая легитимность, которая основывается на соответствии политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия.
Обобщая различные подходы к определению сущности легитимности и её типологии, можно сделать вывод, что легитимность представляет собой определённый исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом. Легитимность власти - важнейшее условие политической стабильности. По мнению ряда ученых, исследующих страны "третьего мира", отличающиеся частыми государственными переворотами, понятие легитимности политической власти применимо не ко всем государствам, а лишь к тем из них, граждане которых идентифицируют себя с народом и государством, в котором они проживают. Если же у большинства населения не сформировалось чувство принадлежности к своей стране и государству, не развито политическое сознание в целом, то имеет место политическое отчуждение населения от власти, борьба кланов, племенной и региональный сепаратизм и т.п. Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка.
Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера государства; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; демонстрации в поддержку власти.
Ещё одним видом легитимности
власти является ее легальность, которая
основывается на признании добровольно
установленных юридических
Легальность власти (легальное господство) возникает в условиях формирования рыночной экономики и воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого человека; применение норм права в управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники - бюрократия. Бюрократия, по М. Веберу, технически является самым чистым типом легального господства.
Легитимность власти также характеризуется ее эффективностью. Эффективность власти - это её результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий и требований граждан. В современных условиях легитимность и эффективность власти - два важнейших фактора её стабильности, доверия к ней и поддержки её гражданами.
Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счёте, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на её эффективность, то есть удовлетворение его требований. Достичь эффективности, не обладая легитимностью, то есть признанием и поддержкой граждан, невозможно.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формы организации власти. На заре своего развития политическое научное знание складывалось из элементов философских теорий. Сегодня в истории становления и развития политической мысли ученые выделяют следующие этапы: политические учения Древнего Востока; политические учения Древней Греции и Древнего Рима; политические учения Средневековья; политические учения эпохи Возрождения и Реформации; политические учения эпохи Просвещения и Нового времени; современные политические учения.
1. История и
становление мировой
1.1 Политические учения Древнего Востока