Контрольная работа по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для определённых социальных слоёв, а также общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.

Файлы: 1 файл

политология 4курс.docx

— 119.79 Кб (Скачать)

Введение

 

     

 

В любом обществе на определённом этапе его развития неизбежно  возникают политические отношения, целью которых является сохранение или создание наиболее приемлемых для  определённых социальных слоёв, а также  общества в целом, условий и способов осуществления власти. Власти, являющейся основой любых политических отношений  и движущей силой всей политической жизни. Поэтому учение о власти является основополагающим в политологии - единой интегральной науке о политике. Политику же можно охарактеризовать как деятельность в сфере отношений больших групп людей по поводу власти.

В научной литературе существуют разнообразные  определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого  явления. Однако наиболее законченное  выражение понятие власти находит  в политической сфере. Власть - это  способность и возможность проводить  свою волю в межчеловеческих и  межгрупповых коммуникациях, реализовывать  намеченные цели, заставлять других людей  подчиняться. Политическая власть в  масштабах государства имеет  следующее определение: это тонкое искусство государственного управления обществом - совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями  политической власти. Сюда входят государственный  аппарат, политические партии и движения, профсоюзы, различные общественные организации - это главные составные  элементы разветвлённого механизма, с  помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние, при котором большинство народа признает законность и справедливость власти. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть опирается на силовое принуждение.

Проблема эффективности оказывается  напрямую связанной с проблемой  признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении властной элиты, казалось бы, находятся все  ресурсы власти, это не может гарантировать  ей устойчивости собственного положения  без обретения решающего ресурса - добровольного согласия на то основной части населения. Признание данной политической власти, ее институтов, решений  и действий правомерными в политологии  называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана  с ее эффективностью, а понятие  легитимности, отражающее отношения  к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности  власти.

Идеальной легитимности, 100% поддержки  населением не бывает. В любом обществе есть люди, с недоверием относящиеся  к власти. Наконец, в демократичном обществе всегда существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Власть как общественное явление.

Понятие “власть” в обыденной жизни и  в научной литературе употребляется  в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальной, экономисты -о власти хозяйственной, юристы - о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи - о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы - о власти от Бога и т. д. и т.п. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти.

Власть  есть присущее обществу волевое отношение  между людьми. Власть необходима, подчеркивал  Аристотель, прежде всего, для организации  общества, которое немыслимо без  подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности  и единства.

Исторический  опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных  действиях людей (будь то отдельная  семья, группа, социальный слой, нация  или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие  и подвластные, господствующие и  подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в  необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это  своеобразная плата за жизнь в  обществе, ибо жить в обществе и  быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Любое общество не может нормально существовать, если любому представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечал В. Соловьев: “Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право”.

Таким образом, подчеркивает Соловьев, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека. Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим  средством чего и выступает власть. В связи с этим людям вовсе  не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем  самым устанавливается известный  порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти. Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать своей свободой.

Исходя  из вышесказанного, можно дать следующее  определение власти. Власть в общем  смысле есть способность и возможность  оказывать определенное воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью каких-либо средств  — воли, авторитета, права, насилия.

Отсюда  можно сделать следующий вывод: власть — это один из важнейших  видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней  мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Сама  власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем  власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс  управления представляет собой процесс  реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности  превращается в действительность.

Одно  из наиболее распространенных представлений  о власти — понимание ее как  принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется  в процессе подчинения, принуждения  воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Политическая власть, как и любая  другая власть, означает способность  и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с  тем она имеет в отличие  от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

Верховенство обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

всеобщность ,т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может  быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание  властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние  и настроение подчиненных, обладать авторитетом. Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения  через: 1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; 2) подчинение как поведение  частной воли под всеобщую волю власти: 3) наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; 4) нормирование поведения как  совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) — второго важнейшего элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в  современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям. Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Как отмечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.

Качества  объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур. Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом. Максимальная же сила власти достигается при идентификации, отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно доверяет своему руководителю.

Сила  власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного  фактора — неравенства.

В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) лежит неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает  подчинение конкретному человеку. И  если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически  или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. На пример, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных. В то же время механизм властного общения, по-видимому, включает в себя и давление “снизу” различных групп и слоев гражданского общества, имеющих свои зоны влияния и сферы интересов, которые через каналы “обратной связи”, систему представительства и другие формы демократического волеизъявления оказывают воздействие на состояние властных отношений в той или иной стране. Необходимо включить в эти зоны (“поля”) действия регулятивного механизма общения три проекции (“плоскости”) власти и влияния, получившие в современной политологии названия: 1) символическая власть (отношения “господства и подчинения”, в соответствии с доминирующими ценностями общества определяющие легитимный порядок), 2) структурная власть (отношения “контроля и влияния”, связанные с регулированием ресурсов и распределением зон влияния между элементами политической системы) и 3) инструментальная власть (отношения “управления и давления”, определяющие средства и способы взаимного действия встречных процессов руководства людьми со стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского общества). Сложность понимания власти как регулятора совокупной деятельности людей состоит в необходимости учета при анализе ее функционирования в современном обществе различных и зачастую разнонаправленных способов ее политического действия.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"