Конституция РФ об исполнительной власти в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:40, реферат

Краткое описание

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Оглавление

Введение
Понятие и виды органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти субъектов РФ
Организация исполнительной власти в субъектах РФ
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 35.93 Кб (Скачать)

     Система органов исполнительной власти, характеризующаяся  отсутствием института Президента (Республика Хакасия). В Рамках этой системы можно выделить три основные модели:

     Главу исполнительной власти и высшим должностным  лицом республики является Председатель Правительства, избираемый всем населением. Он представляет на утверждение законодательного органа структуру исполнительной власти республики, назначает и освобождает  от должности министров (за исключением  трех) и определяет порядок деятельности Правительства (Республика Калерия).

     Правительство формируется представительным органом  и является высшим органом исполнительной власти (Республика Мордовия, Республика Удмуртия).

     Исполнительную  власть непосредственно возглавляет  коллегиальный орган, который формирует  Правительство республики. Председатель Правительства входит в состав коллегиального органа в качестве заместителя его  Председателя (Государственный Совет  и Правительство Республики Дагестан).

 

      3. Организация исполнительной власти в субъектах РФ

 

     Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее  разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах  реализуется администрацией (правительством) руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (Губернатор, Глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное  лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе  исполнительных органов государственной  власти субъектов Федерации. Его  взаимоотношение с администрацией (правительство) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:

     Глава администрации (Губернатор) непосредственно  осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему  отраслевыми и функциональными  подразделениями администрации (Тюменская  область, Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.);

     Глава администраций (Губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый  им самостоятельный орган общей  компетенции - правительство или  администрацию субъекта Федерации. Этот орган может возглавляться  должностным лицом, назначаемым  губернатором (председатель Правительства, первый заместитель главы администрации, вице-губернатор) - Московская, Мурманская, Тульская, Ярославская области, Ханты-мансийский автономный округ и др.

     Глава администрации (Губернатор) непосредственно  возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию  субъекта Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Липецкая, Саратовская области  и др.). При этом правительства и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором и контрольные функции -законодательной власти существенно ограничены.

     Глава исполнительной власти (Губернатор, Глава  администрации) к предметам ведения РФ и совместного ведения РФ ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входят:

     - определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительной полномочий субъекта Федерации;

     - представительство интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

     - разработка и представление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, обеспечение его исполнения;

     - согласование решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, федеральных министров и ведомств, назначения их руководителей;

     - утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, назначение и об освобождение от должности руководителей отраслевых и территориальных органов субъектов Федерации и др.

     В систему органов государственной  администрации субъектов РФ, руководимую  главой исполнительной власти (Президентом  Республики, Председателем Правительства, Главой администрации, Губернатором) могут  входить:

     - органы исполнительной власти общей компетенции, правительство или администрация (за исключением некоторых субъектов Федерации). Заместители главы правительства или администрации являются, как правило, руководителями ключевых ведомств субъекта Федерации либо курируют деятельность нескольких ведомств. В состав Правительства могут входить Президент Республики (Республика Коми) либо Губернатор и вице-губернатор (Вологодская область);

     - государственная администрация субъекта Федерации, включающая органы исполнительной власти специальной компетенции: в республиках и ряде краев и областей - министерство, государственные комитеты, комитеты, департаменты и т.д. В иных субъектах - комитеты, департаменты, управления, отделы. Они могут быть двух видов:

  • органы совместного подчинения, входящие в систему федеральной государственной администрации и одновременно подчиняющиеся главе исполнительной власти субъекта федерации (органы внутренних дел, финансов, управления государственным имуществом, социальной защиты населения);
  • органы государственной администрации субъекта Федерации, строящие свои отношения с федеральными органами исполнительной власти на основе методических рекомендация и соглашений (органы образования, здравоохранения, культуры и т.д.);
  • территориальные органы исполнительной власти субъекта федерации общей специальной компетенции. Территориальные органы общей компетенции (префекты, управляющие и т.д.) осуществляют исполнительную власть на территории округов (префектур), объединяющих несколько административно-территориальных единиц (районов в городе, районов и городов). Главы округов (префектур) по должности входят в состав правительства субъекта Федерации (Москва, Ленинградская область). Деконцентрация исполнительной власти субъекта Федерации имеет свои особенности в Свердловской области, где администрация управленческих округов имеет статус территориальных межотраслевых органов государственной власти и координирует на своей территории деятельность ведомств субъекта Федерации. Все эти органы создаются не как органы административно-территориальных единиц, а как органы субъекта РФ на местах. К органам специальной компетенции относятся территориальные органы в городах и районах, представляющие отраслевые и межотраслевые ведомства субъекта РФ (Краснодарский край и др.);
  • местные государственные органы субъектов Федерации общей компетенции в первичных административно-территориальных единицах, в тех на которые непосредственно делится территория субъекта (Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и др.). В этих случаях главы местной государственной администрации либо назначаются Президентом, Губернатором, либо избираются непосредственно населением. В соответствии с законом "О местных органах государственной власти" 1994г. Республики Саха (Якутия) главы местных администраций улуса, (района) и городов республиканского подчинения подлежат утверждению Президентом Республики. Президент республики вправе отрешать глав местных органов исполнительной власти от должности и привлекать к административной ответственности.

     Таким образом, наличие единой вертикали  исполнительной власти в РФ не исключает  разнообразие вариантов организации  исполнительной власти в субъектах  Федерации. Они отражают специфику  деятельности государственной администрации  субъектов РФ и по своему разнообразию превосходят варианты организаций  других органов государственной  власти в этих субъектах. Это многообразие не редко приводит к ряду несоответствий конституционному принципу разделения властей.

     В связи с вступлением в силу федерального закона "Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов  Российской Федерации" 1999 г. происходит определенная унификация органов исполнительной власти во всех субъектах РФ. Номы этого Закона содержат требования о том, чтобы в каждом субъекте РФ была установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Одновременно Конституциями (уставами) субъектов РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица, являющегося руководителем высшего органа исполнительной власти. Наименование такой должности и высшего исполнительного органа государственной власти определяется конституциями (уставами) субъектов РФ.

     Высшее  должностное лицо (руководители высшего  исполнительного органа) субъекта РФ. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" 1999г. (с изм., от 27.07.2006 N 153-ФЗ)» Ст. 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами, проживающими на территории данного субъекта РФ либо в особо оговариваемых случаях специально созываемым собранием представителей. Оно избирается на срок не более 5 лет и не может избираться на эту должность более двух сроков подряд. Оно не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти субъекта РФ, но может участвовать в его работе с правом совещательного голоса, требовать созыва его внеочередного заседания. Законодательный орган вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации, которое влечет его отставку. В полномочия высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) входит формирование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Федерации. В случае приостановления Президентом РФ действия акта высшего должностного лица субъекта Федерации оно вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии им акта конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

 

      Заключение 

     В Российской Федерации существует и  функционирует сложная система  исполнительной власти. Эта система  имеет определенное структурное  строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов  исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы.

     Органы  исполнительной власти субъектов РФ являются неотъемлемой составляющей органов  исполнительной власти РФ.

     Органов исполнительной власти субъектов Федерации, в соответствии с Конституцией, образуются субъектами Федерации, имеющими свои уставы и законодательство.

     Правовое  положение органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих  актов органы исполнительной власти субъектов Федерации руководствуются  соответствующими федеральными актами.

     Система органов исполнительной власти субъектов  Федерации имеет сложную структуру, в ней нет единообразия: имеются  президенты, главы субъектов Федерации  или главы их администраций –  руководство которых осуществляет на принципах единоначалия ее Главы (Губернатор, Глава администрации, мэр).

 

            Список  используемых источников 

    1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г.
    2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (Ред. От 27.07.2006 ) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (принят ГД РФ 22.09.1999)
    3. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» приводится в редакции Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года № 3-ФКЗ, от 19 июня 2004 года № 4-ФКЗ, от 3 ноября 2004 года № 6-ФКЗ и от 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ.
    4. Устав Читинской области В редакции Закона Читинской области от 30 мая 2001 года № 300-ЗЧО с изменениями, внесенными законами Читинской области от 15 декабря 2006 года №865-ЗЧО.
    5. Постановлением Губернатора Читинской области от 22.09.2005 № 87 «О структуре исполнительных органов государственной власти Читинской области»
    6. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Бек, 1996.
    7. Овсянко Д.М. Административное право. М.: Юрист, 1997.

Информация о работе Конституция РФ об исполнительной власти в России