Инновационная и научно-техническая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение основных направлений, задач научно-технической политики, а также ее научно-технических приоритетов в Республики Беларусь.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
Рассматривались научная, научно-техническая и инновационные сферы в стране.
Анализировались основные научно-технические приоритеты.
Рассматривалось перспективное развитие научно-технической политики и научно-технических приоритетов в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 75.08 Кб (Скачать)

         - энергетика и возобновляемые  источники энергии;

         - новые материалы и новые источники  энергии;

         - технология производства сельскохозяйственной продукции, переработка и хранение;

         - медицина и фармация;

         - экология и рациональное природопользование;

         - ресурсосберегающие и энергоэффективные  технологии для производства  конкурентоспособной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Статистика  науки

 

Основные  показатели, характеризующие научную, научно-техническую и инновационную  деятельность в Республике Беларусь за 2001-2008 годы:  

Показатель Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Валовый внутренний продукт, трлн.руб. 17,2 26,1 36,6 50,0 65,1 79,3 97,2 128,8
Расходы консолидированного бюджета, млрд.руб. 6023,5 8681,1 12795,0 22036,4 31256,8 37256,2 47626,9 63798,7
Расходы республиканского бюджета на науку, млрд.руб. 66,6 86,8 132,5 185,3 245,3 300,6 337,5 467,1
в % к  расходной части республиканского бюджета 2,0 1,9 2,0 1,3 1,3 1,1 0,9 0,97
в % к ВВП 0,39 0,33 0,37 0,37 0,38 0.,38 0,35 0,36
Расходы бюджета на науку в % к расходам консолидированного бюджета 1,11 1,00 1,04 0,84 0,78 0,81 0,71 0,73
Внутренние  затраты на научные исследования и разработки (из всех видов источников), млрд.руб. 121,7 162,3 223,6 313,7 441,5 523,7 934,8 962,4
Наукоемкость  ВВП,% (исчислена по сумме внутренних затрат, методика стран ОЭСР) 0,71 0,62 0,61 0,63 0,68 0,66 0,96 0,75
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс.чел. 4417,4 4380,8 4339,3 4316,3 4349,8 4401,9 4476,6 4520,7
Списочная численность работников, выполнявших  НИР, тыс.чел. 30,5 29,6 30,0 28,7 30,2 30,5 31,3 31,5
Удельный  вес численности работников, выполнявших  НИР, в общей численности занятых  в экономике, % 0,69 0,68 0,69 0,67 0,69 0,69 0,70 0,70
Численность работников, выполнявших НИР, на 10 тыс.чел, занятых в экономике, чел 69 68 69 67 69 69 70 70
Соотношение уровней среднемесячной заработной платы в отраслях «Наука и научное  обслуживание» и «Промышленность», % 110,1 112,6 121,7 121,6 126,5 126,8 133,4 125,1
Соотношение уровней среднемесячной заработной платы в отраслях «Наука и научное  обслуживание» и по экономике  в целом, % 128,0 126,4 134,3 131,4 133,9 134,5 143,3 141,9
Дефлятор  ВВП, в % к предыдущему году 179,5 144,9 130,7 122,7 118,9 110,8 112,1 120,6
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Финансирование

Внутренние затраты  на научные исследования и разработки по источникам финансирования в 2001-2008 годах (млн. рублей)  

Показатель 2001 2005 2006 2007 2008
Внутренние  затраты на научные исследования и разработки - всего 121717 441491 523679 934761 962361
из  них:          
Собственные средства 17369 54802 51544 361103 264010
Средства  бюджета – всего 59682 256455 336358 424603 508913
в том  числе:          
средства  республиканского бюджета 57740,9 241062 308531 382707 467088
    из них:
         
    средства гос. целевых бюджетных фондов
  31259 57264 109645 118059
    средства местного  бюджета
545,0 4342 4927 7108 6734
    средства бюджета  Союзного государства
1396,4 11051 22900 34788 35091
Бюджетные ассигнования на содержание ВУЗа (сектор высшего образования) 1220,0 2611 3074 2131 2107
Средства  внебюджетных фондов 8426,1 22416 10176 8733 10625
Средства  организаций государственного сектора 11770,1 38349 29434 26950 34648
Средства  организаций предпринимательского сектора 12179,1 38903 56632 60932 87245
Средства  других организаций 58,4 345 623 1156 1694
Средства  иностранных источников 11012,8 27610 35838 49153 53119
 

    
 

Расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную  деятельность по направлениям расходования средств (млн. рублей)  

п/п

Показатель,

направление

2001 2005 2006 2007 2008
  Расходы республиканского бюджета на финансирование научной, научно-технической и инновационной  деятельности - всего 66557,3 245262,6 300611,1 337480,1 421461,2
  Из них:          
1 Фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-технические программы проекты - итого 62442,3 229042,3 284382,0 319127,6 400869,1
  В том числе          
1.1 фундаментальные и прикладные научные исследования 19037,4 71637,3 90045,7 98983 119225,9
1.2 НИОКР, выполняемые  по президентским, государственным  народно-хозяйственным и социальным, государственным научно-техническим  программам 26935,5 94953,6 121786,3 137648,7 158928,6
1.3 инновационные проекты в части организации  и проведения научных исследований 2680,7 11147,3 8357,9 9443,9 9265,2
1.4 научно-технические  исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение  деятельности министерств, иных республиканских  органов государственного управления 4353,2 11589,5 15875,6 17012,1 20197,4
1.5 развитие материально-технической  базы научных организаций 3673,1 26569,1 33056,2 38435,7 28267,1
1.6 Государственная система научно-технической информации 3893,2 10242,0 15260,3 14084,8 17029,4
1.7 другие направления 5762.4 2296,3 15260,3 17603,8 47995,4
2 Международное научно-техническое сотрудничество 2394,1 7186,8 9083,1 10536,4 12730,4
3 Подготовка, повышение  квалификации и аттестация научных  кадров 962,2 5641.6 7146,0 7816,1 7861,8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным  из них. НТП — это непрерывный  процесс внедрения новой техники  и технологии, организации производства и труда на основе достижений и  реализации знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция — это составная часть НТП.

        Любое государство, чтобы не  отстать в своем научно-техническом  развитии, должно разрабатывать  и осуществлять единую государственную  научно-техническую политику. Под единой государственной научно-технической политикой понимаются выбор важнейших направлений НТП и их реализация с мощной поддержкой государства.

        Любое предприятие не может  иметь хорошей перспективы, если  не будет постоянно внедрять  результаты НТП, так как от  этого зависят качество выпускаемой  продукции, издержки на ее производство  и реализацию, объем реализации  и величина получаемой прибыли.

        Прогнозирование и планирование  НТП на предприятии должны  осуществляться на основе выработанной  стратегии развития предприятия  на дальнюю перспективу с учетом  реальных финансовых возможностей.

     Белорусская модель формирования социально-ориентированной  рыночной экономики и стратегия  устойчивого развития предусматривают  проведение эффективной инновационной  и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового  кризиса конкурентоспособными могут  быть только высокотехнологичные и  наукоемкие производства и предприятия.

     Достижение  главной стратегической цели инновационной  политики - формирование конкурентной экономики - возможно за счет кардинального  переоснащения и создания новых организаций и производств в промышленности, строительстве, энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи, медицине и других отраслях на основе внедрения передовых достижений науки и техники.

     В целях продолжения работы по созданию инновационной экономики будет  разработана Государственная программа  инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Государственная  программа). Ее формирование предусматривает  принятие в установленном порядке Концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы (далее — Концепция). Разработанная с учетом Проекта перечня и структуры приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (одобрен Постановлением Общего собрания Национальной академии наук Беларуси от 9 октября 2009 г. № 7). Концепция обеспечит единый согласованный подход к разработке Государственной программы органов государственного управления Республики Беларусь и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов, Минского горисполкома, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», учреждений и организаций народнохозяйственного комплекса, образовательных учреждений, а также иных заинтересованных физических и юридических лиц.

     Комиссией по научно-технической политике при  Совете Министров Республики Беларусь рассмотрены и одобрены проекты  Государственной программы «Инновационные биотехнологии» на 2010–2012 годы и на период до 2015 года и Государственной  программы по развитию фармацевтических субстанций, готовых лекарственных  и диагностических средств в  Республике Беларусь на 2010 – 2014 годы и  на период до 2020 года (ГП «Импортозамещающая фармпродукция»). Государственным заказчиком - координатором программ выступает Национальная академия наук Беларуси. 

          
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

          

             1.  Бубенников А., Мамрыкин Г. Мировой рынок микроэлектроники // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №6, с. 121-136.

         2. О.И. Волков.,В.К. Скляренко. // Экономика предприятия : '' Курс лекций ''.- М.< ИНФРА >, 2002. - 601 с.

         3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.I. - М.: Республика, 1992. - 399 с.: табл., граф.

         4. О.Ю. Мамедов. Современная экономика.- Ростов-на-Д. < Феникс >, 1999.

         5. Н.А. Сафронов. Экономика предприятия .- М.: 1998.

         6. И.В. Сергеев. // Экономика предприятия .-М.<Феникс>, 2003.

         7. Л.И. Чечевицына. // Микроэкономика. – Ростов-на-Д.: изд-во <Феникс>, 2001.

         8. Экономика: Учебник / Под ред.  А.С. Булатова. - М.:Юристъ,2001. - 896 с.

         9. Экономика предприятия:Учеб. / Под ред.проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара .- М. < ЮНИТИ>, 2002.

         10. Экономика предприятия / Под ред.д.э.н., проф. А.Б.Карлика.-М. <Ник>1999.

         11. Экономика  предприятия: Учеб. / Под ред. П.П. Табурчука и В.М. Тумина.- Ростов-на-Д. < Феникс > , 2002.

         12. Экономика предприятия и отросли промышленности: Учеб. / Под ред. проф. Пелиха.-  Ростов-на-Д. : < Феникс > , 2001.

               13. Анализ финансово-экономической деятельности:           Учеб./Чечевицина Л.Н. – М. <Дашков и Кº>,2003 

Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

Информация о работе Инновационная и научно-техническая политика Республики Беларусь