Научно-технический потенциал и инновационная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

В числе первоочередных мер назовем различные информационно-просветительские кампании, консалтинговую и информационную помощь предпринимателям, необходимые культурно-пропагандистские мероприятия, направленные на популяризацию и укрепление престижа инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

default.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

 

 

2 Научно-технический потенциал и инновационная политика в Республике Беларусь

2.1  Анализ научно-технического потенциала Республики Беларусь

 

Количество  персонала занятого в научных  исследованиях и разработках  приведен ниже (Таблица 1) И есть вполне обоснованные предположения, что развитие инновационного процесса приведет к улучшению внешних показателей.

 

Таблица 1. Количество персонала занятого в научных исследованиях и разработках

Источник: Белстат

 

В числе  первоочередных мер назовем различные  информационно-просветительские кампании, консалтинговую и информационную помощь предпринимателям, необходимые культурно-пропагандистские мероприятия, направленные на популяризацию и укрепление престижа инновационной деятельности.

Кроме того, малым и средним предприятиям необходимо развивать разнообразные виды партнерских связей, включая их участие в реализации государственных научно-технических программ. Значительный вклад в повышение инновационного потенциала экономики, обеспечение доступа к новым технологиям и организационной практике могут внести прямые иностранные инвестиции.

Количество  инвесторов в венчурные проекты  с каждым годом будет увеличиваться. Все больше пользы будут приносить  бизнес-инкубаторы для развития венчурных  компаний. Лидерами в этой области  могут стать: бизнес-инкубатор при Минском СтартапУикенде, Молодежный бизнес-инкубатор в Минске и бизнес-инкубатор при БГУИР.

Также в ближайших 3 года, вполне возможно появление в  Беларуси 1-2 венчурных фондов, а также  увеличение интереса как российских, так и западных венчурных фондов к белорусским проектам. Кстати, при Агентстве венчурных инвестиций, которое было создано в начале 2011 года, уже в 2012 году планируется создать посевной венчурный фонд.

Финансирование  инновационных проектов за счет средств  республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на конкурсной возвратной или безвозвратной основе по результатам их государственной научно-технической экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности при их реализации.

Затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации организаций промышленности Беларуси в 2010 году составили 2 трлн. 812,5 млрд. рублей.

Для усиления государственной  поддержки инновационной деятельности в стране и оказания финансовой поддержки  при разработке и освоении «принципиально новых видов продукции, высоких технологий постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1739 от 12.11.1998 г. был создан Белорусский инновационный фонд. Его средства может получить предприятие любой формы собственности в случае выполнения им проекта, связанного с освоением и организацией серийного производства новой продукции» [8,c.84].

Особенностью  финансирования проектов за счет средств  Белорусского инновационного фонда  является его возвратный характер, т. е. после освоения и выпуска серийной продукции субъект хозяйствования должен возвратить полученные средства.

Средства фонда  выделяются заявителю инновационного проекта на принципах долевого (до 50% общей стоимости проекта) «финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок» [4,c.46]. Другими направлениями деятельности Белорусского инновационного фонда являются промышленное освоение результатов НИОКР, изобретений, создание или содействие созданию новых и высокотехнологичных производств, выставочное, информационное и маркетинговое обеспечение инновационной деятельности.

Потенциал у  белорусской науки все же есть. И в связи с этим на реализацию мероприятий государственной программы  инновационного развития на 2011 – 2015 гг. планируется направить 99 трлн. BYR.

Из этой суммы 30% составят средства банков, 46% – иностранные  инвестиции, доля финансирования из республиканского бюджета составит8,6% от общей суммы  затрат, ассигнования местных бюджетов – 0,4%.

Предполагается также участие в финансировании непосредственно предприятий и организаций, при этом доля собственных средств субъектов хозяйствования в общем объеме затрат должна составить 13%.

Вместе с  тем важной предпосылкой решения  вопросов финансирования инновационных проектов, реализуемых в Беларуси, является рост в экономике долгосрочных внутренних накоплений путем создания фондов накопительных пенсий, паевых, страховых фондов.

В свою очередь  для развития внутренних накоплений, в том числе в банках, и эффективного их использования на финансирование новаторской деятельности необходимо сформировать институты аккумулирования и мобилизации долгосрочных инвестиционных ресурсов. Они будут способствовать эффективному управлению долгосрочными инвестиционными ресурсами, определяющими приоритетность поддержки создания и внедрения инноваций на предприятиях страны.

Вывод:

У Беларуси хорошие входные индикаторы, в  частности наличие квалифицированной  рабочей силы и интенсивное формирование инновационной инфраструктуры.

Однако, следует констатировать, что в республике на сегодняшний день еще не сформированы такие формы рыночного финансирования инновационной деятельности, как венчурные фонды, фонды прямых вложений.

 

2.2 Анализ инновационной деятельности РБ

 

Инновационная деятельность в республике находится в стадии развития. Принятая в 1996 г. программа развития научно - инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере.

«В 2010 г. в стране насчитывалось 468 организаций, выполняющих научные ИР, включая микро- и малые организации. По сравнению с 2006 г. их число увеличилось на 130 единиц. Это произошло благодаря происходящим в научной сфере процессам реорганизации и поиска ее оптимальной структуры в условиях возрастающих требований со стороны общества к результативности ИР.

Основное число  организаций (303 единицы), выполняющих  научные ИР, расположено в г. Минске. Среди них – научные учреждения НАН Беларуси, отраслевые научно-исследовательские  институты, высшие учебные заведения.

 В 2010 г.  их количество в г. Минске  по сравнению с 2006 г. увеличилось  на 89 единиц. Увеличение за отчетный  период числа организаций, выполняющих  научные исследования и разработки, в регионах составило 41 единицу.

Наибольшее  число организаций, выполняющих научные ИР, входит в систему НАН Беларуси: в 2010 г. здесь было сконцентрировано 17,7 % (83 единицы) всех научных учреждений страны, объединяющих 31,6 % от общей численности исследователей (6290 человек)» [12,c.181].

В 2010 г. такой  важный показатель развития науки, как наукоемкость ВВП, исчисляемый по сумме внутренних затрат (методика стран ОЭСР), составил 0,7 %(в 2009 г. – 0,65 %, в 2008 г. – 0,75 %, в 2007 г. – 0,97 %). В 2010 г. по сравнению с 2007 г. этот показатель снизился на 28 %.

Показатель  наукоемкости ВВП по объему выполненных  исследований, разработок и услуг  научно-технического характера (методика стран СНГ) в 2010 г. составил 0,88 % (в 2007 г. – 0,73 %).

По результатам  исследований по программам за 2006–2010 гг. разработано и создано свыше 1475 образцов новых машин, оборудования, приборов, свыше 600 систем, комплексов, АСУ, АБД, САПР, программных средств, свыше 4100 новых материалов, веществ, инструментов, около 1270 технологических процессов, около360 сортов растений, пород животных и препаратов, около 510 передовых производственных технологий.

«За 2006–2010 гг. получено около 3160 охранных документов на объекты  интеллектуальной собственности (из них  свыше 1930 на изобретение), подано около 2130 заявок на объекты интеллектуальной собственности. Наибольшее число охранных документов на объекты интеллектуальной собственности получено исполнителями ГППИ «Материалы в технике» (295), ГКПНИ «Кристаллические и молекулярные структуры» (285), ГКПНИ «Механика» (277), ГКПНИ «Нанотех» (268), ГППИ «Полимерные материалы и технологии» (233), ГПОФИ «Высокоэнергетические, ядерные и радиационные технологии» (205).

Всего за 2006–2010 гг. объем  выпуска продукции по разработкам  ГНТП составил4560,9 млн долл США» [12,c.184]. Создано:

– 634 наименования машин, оборудования, устройств;

– 487 наименований материалов и веществ, инструмента, деталей  машин;

– 1420 технологических процессов;

– 288 автоматизированных систем и комплексов (АСУ, АБД, САПР и др.);

– 1519 сортов растений и пород  животных, программ, методик и инструкций по развитию агропромышленного комплекса и другой научно-технической продукции.

«Получено 1239 патентов и подано 1376 заявок на патентование. В рамках РНТП в 2006–2010 гг. выпущено новой продукции на сумму, эквивалентную 54,7 млн долл. США.» [12,c.54]

В 2010 г. по заданиям РНТП создано 29 объектов новой техники, в том  числе 4 наименования нового оборудования, 5 видов новых материалов и препаратов, 11 новых технологических процессов, 1 автоматизированный комплекс, 8 программ, методик и др. Получено 2 патента, подано 6 заявок на патентование изобретений.

Объем выпущенной в рамках выполнения заданий РНТП продукции  в 2010 г. составил 8,7 млн долл. США, что  почти в 12 раз превышает расходы  из республиканского бюджета на финансирование работ по программам в 2010 г., в 5,6 раза превышает общие расходы на выполнение РНТП в 2010 г., несколько больше объемов выпуска продукции 2009 г.

Из 19 ГП за бюджетные средства выполнялись только 9.По данному  виду программ в 2010 г. получено 17 патентов на изобретения, пода-но 24 заявки на патентование изобретений.

В результате выполнения программ создано 33 вида новых машин, оборудования, приборов, 14 видов новых веществ, материалов, рецептур, 23 новые технологии,56 автоматизированных систем (комплексов), 59 сортов, программ, методик и др.

Всего за период 2006–2010 гг. общий  объем выпуска продукции по разработкам  государственных программ составил 4642,2 млн долл. США.

Создано:

– 779 наименований машин, оборудования, устройств;

– 687 наименований материалов и веществ, инструмента, деталей машин;

– 1667 технологических процессов;

– 434 автоматизированных систем и комплексов (АСУ, АБД, САПР и др.);

– 4290 сортов растений и пород  животных, программ, методик и инструкций по развитию агропромышленного комплекса  и другой научно-технической продукции. Получено 1319 патентов и подано 1475 заявок на патентование.

На начало 2011 г. на территории Беларуси действовали зарегистрированные на имя белорусских субъектов 3798 патентов на изобретения (всего – 10 627), 2502 патента на полезные модели (всего – 2645), 591 патент на промышленные образцы (всего – 1118), 14 444 свидетельства на товарные знаки и знаки обслуживания (всего – 95 551).

Вывод:

Воплощение научных знаний в Беларуси  в новые коммерческие продукты и процессы, а также в соответствующие экономические результаты испытывает определенные затруднения. Это связано с тем, что в основном научная деятельность сконцентрирована в исследовательских организациях и оторвана от реальных запросов производственного сектора экономики.

 

2.3 Анализ инновационного потенциала РБ

 

У Беларуси имеется  огромный инженерный потенциал на крупных  предприятиях, значительные возможности  в области научных исследований и разработок, а также квалифицированная  рабочая сила. В республике есть неплохая база для осуществления инновационной политики.

Так, в 2011 году в  Беларуси только четыре организации  в некоммерческом секторе выполняли  научные исследования и разработки. (Таблица 1.)

Таблица 2. Число организаций выполнявших научные исследования и разработки по секторам деятельности

 

Источник: Белстат

 

Так, на кадровом рынке Беларуси практически отсутствует  персонал с опытом внедрения успешных инноваций. Нет таких директоров по развитию, директоров по маркетингу, финансистов, HR-ов. Специалистов в области инноваций на нашем рынке очень мало. Кроме того, наблюдается дефицит специалистов в области проектного управления. А инновация – это всегда проект, в корне отличающийся от оперативной деятельности.

Такая ситуация не способствует инновационному развитию на уровне предприятий. К сожалению, проблема успешной интеграции науки, образования и промышленности не до конца решена в большинстве стран.

 В Беларуси  в этом объединительном движении  ключевую роль, на наш взгляд, могли бы сыграть новые высокотехнологичные фирмы, основной компетенцией которых «является перевод результатов научных исследований и разработок в сферу бизнеса и увеличение тем самым производительности компании, ее экономического роста» [17,c.81].

На сегодняшний  день в Беларуси под инновациями  преимущественным образом понимаются наукоемкие технологические разработки, и именно такая трактовка инноваций нашла отражение в политике.

Это, конечно, не означает, что в стране нетехнологические  формы инноваций не признаются в  принципе или напрочь отрицается важность взаимоувязки различных компонентов национальной инновационной системы.

Однако ни то ни другое пока что не закреплено в  государственной инновационной  политике. Иными словами, понимание  важности этих двух аспектов не повлекло за собой разработку конкретных мер по содействию развитию нетехнологических инноваций и укреплению связей между отдельными подсистемами в рамках НИС.

Информация о работе Научно-технический потенциал и инновационная политика в Республике Беларусь