Научно-технический потенциал и инновационная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:48, реферат

Краткое описание

В числе первоочередных мер назовем различные информационно-просветительские кампании, консалтинговую и информационную помощь предпринимателям, необходимые культурно-пропагандистские мероприятия, направленные на популяризацию и укрепление престижа инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

default.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время для реконструкции и  технического перевооружения производства, обновления оборудования белорусские  предприятия используют как собственные, так и привлеченные ресурсы. И в ряде случаев предпочтение отдается первым, так как при этом не возникает долговых обязательств и затрат, связанных с их обслуживанием.

Вместе с  тем, рассчитывать на самофинансирование могут только предприятия с высокими доходами. По подсчетам, инвестиционный потенциал имеют организации с рентабельностью более 20%; а таких субъектов в республике, по статистическим данным за 2010 г., было менее 17%.

Удельный вес  затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на инновации составил 99,3%, на организационные – 0,2%, на маркетинговые – 0,5%. Затраты на технологические инновации организаций промышленности в 2010 году увеличились по сравнению с 2009 годом на 3,4%. В структуре технологических инноваций преобладали затраты на приобретение машин и оборудования. Их доля в 2010 году составила 65,1%, в то же время расходы на приобретение новых и высоких технологий занимают незначительную долю – 0,4%.

« В 2010 году доля затрат на исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов выросла до 21,4% (с 11,6% в 2009-м)» [17,c.109].

Удельный вес  затрат организаций промышленности республики на производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов или методов их производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом не изменился и составил 9,3%.

 Объем затрат  на технологические инновации  в 2010 году определялся условиями  финансирования инновационной деятельности организаций промышленности. Удельный вес собственных средств организаций, являющихся основным источником финансирования затрат на технологические инновации, уменьшился в 2010 году до 38,9% против 52,8% в 2009 году. Одновременно в 2010 году до 6,5% снизились объемы финансирования технологических инноваций за счет средств республиканского бюджета (с 14,7% в 2009 году).

 Доля кредитов и займов в 2010 году составила 36,9% от общей суммы затрат на технологические инновации. Доля средств иностранных инвесторов, включая иностранные кредиты и займы, увеличилась с 4,5% в 2009 году до 16% в 2010 году.

Сегодня в промышленно  развитых странах мира основным фактором экономического роста становится не капитал и средства производства, а знания и новые идеи, обеспечивающие выпуск интеллектуальной, конкурентоспособной продукции высокого качества. В настоящее время динамичное развитие государств и высокое качество жизни населения обеспечиваются именно инновационно - интеллектуальным характером экономики.

Потенциал отдельных  секторов и стадий технологического цикла имел тесные связи со смежными по технологии предприятиями, расположенными в союзных республиках, это обстоятельство в настоящее время требует скорейшей интеграции производственных структур.

Вывод:

Приоритетной  задачей в нашей стране является создание благоприятной среды для  активизации инвестиционных вложений в НИОКР средств самого бизнеса, заинтересованного в достижении конкурентных преимуществ и получении прибыли.

2.4 Определение  задач совершенствования НТП и инновационной политики

 

В одобренной Правительством Республики Беларусь концепции Государственной  программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. поставлены весьма амбициозные цели: создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Республики Беларусь и повышение качества жизни белорусского народа. Государственная программа будет направлена на решение важнейших для республики задач по формированию сбалансированной экономики, на увеличение доли экспорта, включая рост высоко - и среднетехнологичной продукции, оптимизацию импорта и обеспечение положительного торгового баланса.

Для обеспечения  конкурентоспособности товаров  и услуг на внутреннем и международном  рынках предстоит:

– опережающими темпами развивать наукоемкие и высокотехнологичные подотрасли и производства: микроэлектронику, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии;

– расширять  выпуск потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой  техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;

– увеличить  удельный вес экспортно ориентированных  производств.

Согласно Программе  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке возможно только при переходе к инновационному пути развития экономики, основанному на использовании высокотехнологичных наукоемких производств.

10 июля 2012 г. Президент Республики Беларусь подписал Законы Республики Беларусь № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» и № 424-З «О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной инновационной политики и инновационной деятельности», принятые Палатой представителей 31 мая 2012 г. и одобренные Советом Республики 22 июня 2012 г.

В соответствии с Законом «О государственной  инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Мы  считаем важным, что государственная  инновационная политика Беларуси учитывает  региональные аспекты, «что может способствовать более сбалансированному региональному развитию и коррекции региональных различий» [12,c.76]. Это та отправная точка, которая способна укрепить инновационную составляющую регионов и эффективно реализовывать масштабные проекты. Обе государственные программы включают в себя сложный, рассчитанный на долгосрочную перспективу комплекс мер, которые позволяют извлекать уроки из прошлого опыта и учитывать их при разработке новых инициатив.

Это способствует повышению эффективности  инновационной политики и обеспечивает ее развитие с учетом национальной специфики. Важно подчеркнуть еще  и то, что новая государственная программа укрепляет механизмы мониторинга и оценки инновационной политики, что является положительным шагом, а также уделяет все большее значение междисциплинарным исследованиям.

Таким образом, можно сделать общий вывод:

Для обеспечения  благоприятного инвестиционного климата наряду с либерализацией и приватизацией необходимы оптимизация налоговой системы и отчетности, изменения в сфере требований при осуществлении административного контроля; обеспечение и соблюдение прав собственности, в том числе интеллектуальной; защита миноритарных акционеров; судебное обеспечение неприкосновенности договоров; дальнейшее упрощение доступа инвесторов к рынку недвижимости и земельным участкам; развитие информационной поддержки инвесторов с созданием специализированных инвестиционных структур.

Осуществление указанных направлений позволит повысить инновационную и инвестиционную активность организаций, обеспечить развитие национальной инновационной системы  и структурные преобразования экономики, снижение энерго– и импортоемкости, что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность продукции и услуг на внутреннем и внешних рынках.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность  инновационных процессов или  инновационной деятельности зависит  от уровня развития адаптационной способности  экономики, мощности ее инновационного потенциала. Состояние и уровень развития инновационного потенциала характеризуются следующими показателями (по стадиям цикла):

- уровнем научно-технических  разработок (потенциальной конкурентоспособностью  в сравнении с мировыми аналогами, количеством изобретений, патентов);

- состоянием  и мощностью опытно-экспериментальной  базы отраслей и предприятий;

- наличием резервных  производственных площадей для  освоения опытных образцов;

- уровнем технологической  базы производства и технологического оборудования;

- наличием эффективных  систем подготовки производства  и ресурсов для серийного выпуска  новой продукции;

- степенью инновационной  активности предприятий, инновационной  ориентации систем управления  и сбыта (инновационным менеджментом, маркетингом, другими механизмами коммерциализации нововведений);

- системой подготовки  кадров-инноваторов;

- финансовым  обеспечением (объемами, источниками). Интенсивность и эффективность  использования потенциала и всех  его составляющих определяются  в процессе инновационной деятельности, которые в свою очередь оцениваются в мировой практике:

- долей новой  продукции (освоенной в течение  последних трех лет) в общем  объеме производства промышленной  продукции;

- развитием  и обновлением технологий (процентным  соотношением традиционных и прогрессивных технологий);

- внешнеторговым  обменом продукцией высокой и  средне-высокой наукоемкости (долей  в экспорте);

- участием предприятий  в технологическом обмене и  их долей на рынках инновационной  продукцию.

В настоящей  работе рассмотрены вопросы научно-технического прогресса как основы развития современного общества, приоритетные направления развития и основные показатели его оценки.

Принципиальная  особенность стратегии научно-технического развития выделение приоритетных направлений НТП: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, применение систем автоматизированного проектирования (САПР), развитие энергетики, применение принципиально новых материалов, создание промышленных технологий их производства и обработки.

Национальная  экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортного плеча», обслуживающего реализацию отечественной  продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской продукции.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны  с обеспечением инвестиционной привлекательности  хозяйственного механизма для иностранных  партнеров. Вместе с тем создание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влиянием высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводятся из Западной Европы.

Рассмотрены задачи по повышению уровня научных исследований и разработок и в целом по усилению роли науки в инновационном развитии экономики, которые требуют существенных финансовых вложений в сферу науки.

Наиболее существенные из них:

- рациональное  сочетание государственного регулирования рыночных механизмов при реализации приоритетных направлений развития науки и технологий;

- совершенствование  нормативно-правовой базы научной,  научно-технической и инновационной  деятельности;

- совершенствование  системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации в области науки и технологий;

- поддержка  научных исследований, разработок  в приоритетных направлениях  развития науки и технологий  с учетом мировых тенденций  в этой сфере.

Стремление  Беларуси сохранить свою нишу на внешних рынках должно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных кластеров - конгломератов конкурентоспособных отраслей национальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ.

Правовое регулирование  процесса передачи технологий позволяет  обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, совершенствовать инфраструктуру, создать благоприятные условия для широкого и повсеместного применения инноваций, достичь высокой и сверхвысокой прибыли от осуществления процесса коммерциализации технологий, установить и сохранить стабильность протекания всех операций, связанных с куплей-продажей, торговлей, обменом, географическим распространением, диффузией, перетеканием и трансфером инновационной, научно-технической и технологической продукции.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Беларусь на пути прогресса: инновационная экономика, управление, право: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Минск, 23―24 апреля 2009 г.: тезисы выступлений студентов / [редколлегия: В. Г. Янчевский (председатель) и др.]. - Минск: Частный институт управления и предпринимательства, 2009. - 191 с.
  2. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / [О. Г. Голиченко и др.]; под редакцией А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. - М. : Инфра-М, 2009. - 329с.
  3. Дмитриева Н.Ю. Государственные приоритеты регулирования национальной инновационной системы / Н. Ю. Дмитриева, Н. П. Пухова // Национальная инновационная система Республики Беларусь: состояние и перспективы развития: материалы Международной научной конференции ― Чтений, посвященных памяти известного белорусского и российского ученого-экономиста Михаила Вениаминовича Научителя (Гомель, 21―22 октября 2010 года) / [редколлегия: Б. В. Сорвиров, О. С. Башлакова (ответственные редакторы) и др.] ― С. 44–46
  4. Данилин И.В. Трансформация модели государственной научно-технической политики США: от Дж. Буша-ст. до Б. Обамы   / И. В. Данилин  - М. : Идея-Пресс , 2009 - 53 с
  5. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики в странах Европейского союза: реализация национальных, наднациональных и региональных стратегий : монография / Н. В. Захарова; М. : Изд-во Российского гос. торгово-экономического ун-та , 2009 - 297 с
  6. Зарубежный опыт поддержки инновационного предпринимательства / Представительство ООН в РБ; [ответственный редактор Т. П. Быкова]. - Минск : Интегралполиграф, 2009. - 78с.
  7. Инновации в современном мире: проблемы и перспективы : Всероссийская научно-практическая конференция], 18 сентября 2009 г. : сборник статей / Центр прикладных науч. исслед      Волгоград ;   М. : Глобус , 2009 - 291 с
  8. Кацер, А. А. Инновационная деятельность предприятий / Кацер А. А. // Международная научно-практическая конференция "Перспективы инновационного развития Республики Беларусь", 23 октября 2009, г. Брест: сборник научных статей: к 30-летию кафедры экономической теории / [редколлегия: А. М. Омельянюк (ответственный редактор) и др.] ― С. 83―86.
  9. Колесникова В.Е.Разработка и внедрение инноваций ― важнейшее направление выхода из кризиса / Колесникова В. Е. // Международная научно-практическая конференция "Перспективы инновационного развития Республики Беларусь", 23 октября 2009, г. Брест: сборник научных статей: к 30-летию кафедры экономической теории / [редколлегия: А. М. Омельянюк (ответственный редактор) и др.] ― С. 19―20.
  10. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики / Р. Кучуков / / Экономист. – 2009. – № 6. – С. 3-13
  11. Лазарев, B.C. История и зарубежный опыт создания и деятельности технопарков и бизнес-инкубаторов / C. Лазарев, Т.А. Демещик. – Минск : Изд-во РУП «Технопарк БНТУ «Метолит», 2005. – 224 с.
  12. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2010 года и за период 2006–2010 годов: Аналитический доклад / Под ред. И. В. Войтова, А. М. Русецкого – Минск: ГУ «БелИСА», 2011. -200 с.
  13. Мировой финансовый кризис и его влияние на экономику страны : материалы международной научно-практической конференции, г. Минск, 12―13 марта 2009 г. / [редколлегия: М. В. Ромаш, Л. П. Кисель]. - Минск : МИТСО, 2009. - 406.
  14. Научная и инновационная деятельность БНТУ / [составители: А. С. Калиниченко, Ф. А. Романюк, Ю. В. Кравцов]. - Минск : БНТУ, 2010. - 111 с.
  15. О проекте концепции Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011―2015 годы / И. В. Войтов [и др.] // Новости науки и технологий: информ.-аналит. журн. / учредитель: Гос. учреждение "Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической информации" ― 2009. ― № 3. ― С. 3―8.
  16. Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21–22 окт. 2010 года.,г. Минск) / редкол.: И.Н. Колядко (гл. ред.) [и др.] – Минск : Позитив-центр,2010. - 552 с.
  17. Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы III Международной научно-практической конференции, [18-19 февраля 2011 г.] / редкол.: В. И. Гришин, Т. П. Розанова, А. В. Шишкин; М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова , 2011 - 200 с
  18. Теория инновационной экономики : учебник / О. С. Белокрылова и др.; под редакцией О. С. Белокрыловой;. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 376 с
  19. Чичурина О.А. Законодательство Республики Беларусь об инновационной деятельности: структура и проблемы развития / О. А. Чичурина // Проблемы экономики и управления в условиях инновационного развития Республики Беларусь: материалы республиканской научно-практической конференции (Брест, 28―29 мая 2009 г.) /[редколлегия: М. Э. Чесновский и др. - С. 41-44
  20. Национальный статистический комитет Республики Беларусь Наука и инновационная деятельность в республике беларусь // Электронный ресурс / http://www.belstat.gov.by

Информация о работе Научно-технический потенциал и инновационная политика в Республике Беларусь